ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебная мастерская»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Рогожникова Оксана Валерьевна

Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника, развитие сенсомоторных умений у детей на основе использования разных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Брусничка»

.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 «Волшебная мастерская»

Рассчитан на детей 4-6 лет.

Срок реализации – 2 года.

Программу разработали:

                                                                                                               Воспитатель:

                                                                                                                                             Манина И.В.

                                                                                                                                                Рогожникова О.В.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………………………3

Учебный план …………………………………..……………….………………………………4

Содержание и задачи учебного курса ………………………………………………………....4

Примерное перспективно-тематическое планирование …………………………………......6

Ожидаемый результат……………………. …………………………………………………...10

Форма подведения итогов реализации развивающей программы…………………………..10

Приложение………………………………………………….……………………………….…11


Пояснительная записка

«Развивая мастерство рук, я развивал разум»

В.А. Сухомлинский.

       Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать. У них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.

В силу того, что каждый ребёнок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств для самореализации. Освоение множества технологических приёмов в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, пробуждают у воспитанников интерес к новому и более творческому использованию знакомых материалов.

Данная программа создана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 75), порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам и Уставом ДОУ.    

Дополнительная образовательная программа составлена  в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, следовательно, отражает новые идеи, подходы и рекомендации и не дублирует образовательную программу развития и воспитания дошкольного учреждения.

Реализация развивающей программы «Волшебная мастерская» осуществляется по желанию родителей воспитанников (законных представителей) на договорной основе с ними.

Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

            Исходя из этого, были определены цель и задачи программы.

       Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника, развитие сенсомоторных умений у детей на основе использования разных материалов и нетрадиционных техник при работе с ними.

      Задачи: 

  1. Развитие творческих и конструктивных способностей с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка.
  2. Развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции.
  3. Развитие мышления, внимания, усидчивости, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей.
  4. Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.
  5. Расширение словарного запаса.
  6. Формирование интереса к результату.
  7. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.

      Форма проведения: групповая.

      Курс рассчитан на воспитанников 4-5 и 5-6 лет с сохранным слухом и сохранным интеллектом, посещающих среднюю и старшую группы общеразвивающей направленности. Курс рассчитан на два года обучения.

                                                                     

                                                                         Учебный план.

График работы кружка «Волшебная мастерская».

(средний возраст).

Кол-во занятий  в неделю

Кол-во занятий в месяц

Время

проведения

Кол-во недель

Кол-во занятий в год

1 занятие

4 занятия

16.00-16.20

33 недели

33занятия

(старший возраст).

Кол-во занятий  в неделю

Кол-во занятий в месяц

Время

проведения

Кол-во недель

Кол-во занятий в год

1 занятие

4 занятия

16.00-16.25

33 недели

33 занятия

        Основные методы работы:

  1. Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
  2. Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
  3. Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.

Примерное перспективно-тематическое планирование занятий по развивающей программе «Волшебная мастерская».

(средний возраст).

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь.

«Божья коровка на листочке». Работа с бумагой.

Вводное занятие.

Познакомить детей с правилами работы кружка, формировать умение работать коллективно; учить детей самостоятельно наклеивать готовую форму на листочек;

воспитывать аккуратность, усидчивость.

«Кораблик». Работа с природным материалом. Аппликация из листьев.

Учить составлять кораблик из листьев; аккуратно намазывать клеем, приклеивать листья на основу; проявлять фантазию, смекалку.

«Подсолнух». Работа с природным материалом. Аппликация из крупы.

Учить детей аккуратно распределять лепестки подсолнуха из бумаги на картон, хорошо промазывать середину цветка клеем, аккуратно засыпать гречневой крупой.

«Рыбки в аквариуме».  Работа с бумагой.

Закреплять умение выкладывать рисунок на плоскости; развивать познавательную активность, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, стремление помогать товарищу.

«Рыбки в аквариуме». (продолжение).

Работа с бумагой.

Познакомить с новым видом деятельности; учить скручивать жгутики из полосок крепированной бумаги, закреплять их на картоне, создавая несложное изображение; развивать усидчивость, аккуратность.

Ноябрь.

«Подосиновики».

Работа с природным материалом.

Учить конструировать из природного материала, самостоятельно планировать последовательность выполнения поделки; воспитывать эстетический вкус.

«Гроздь винограда». Работа с природным материалом и пластилином.

Учить детей создавать картину с гроздью винограда, используя пластилин, скорлупу фисташек, зелёную бумагу; развивать воображение, творческие способности; воспитывать любовь к природе.

«Дружные зайцы».

Работа с бросовым материалом.

Учить работать с различными фактурными поверхностями самостоятельно; развивать творческое воображение, мелкую моторику; воспитывать интерес к исследованию свойств различных материалов.

«Снегири и синицы». Аппликация из мятой бумаги

Продолжать учить отрывать кусочки салфетки разных размеров, составлять предмет из нескольких частей, знакомить со свойствами бумаги; активизировать словарь (перелётные и зимующие), развивать творческое воображение, способствовать развитию мелкой моторики.

Декабрь.

«Снеговик». Конструирование из бросового материала.

Развивать творческое воображение и закрепить навыки работы с бросовым материалом; воспитывать чувство симпатии, отзывчивость и умение работать в коллективе; совершенствовать движения пальцев рук.

«Зимнее дерево». Аппликация с  использованием ткани.

Учить создавать простые коллажи из разнообразных кусочков ткани; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

«Ёлочная игрушка». Конструирование из бросового материала (крышки от бутылок).

Учить детей делать новогодние игрушки, используя разный материал; развивать творчество, фантазию.              

«Новогодний фонарик».

Конструирование из бумаги.

Учить нарезать узкие полоски по разметке, закручивать и склеивать заготовки в виде цилиндра; закрепить умение работы с ножницами; воспитывать аккуратность.

Январь.

«Ёлочка». Пластилинография.

Закрепить использование в творческой деятельности детей технического приёма – пластилинографии, комбинированных способов работы с пластилином.

«Ветка ели». Работа с природным материалом.

Учить рисовать иголки ели, создавать имитацию снега с помощью манки; развивать интерес к творчеству.

«Зимняя ночь». Работа с бросовым материалом.

Продолжать учить работать с бросовым материалом; развивать пространственную ориентировку детей; развивать абстрактное мышление, воображение, обогащать словарь.

Февраль.

«Сюжетные композиции по сказкам». Коллективная аппликация с использованием ткани.

Продолжать учить создавать композиции из ткани, оформлять коллективную работу; развивать интерес к сказкам.

«Мышка». Конструирование из бумаги.

Познакомить детей со способом закручивания заготовки (полукруга) в «высокий» конус, делением круга пополам; упражнять в вырезывании круга из квадрата; закрепить умение работать с шаблоном.

«Птичка в гнезде». Работа с бросовым и природным материалом.

Учить создавать картинку на тарелке, используя природный материал, вырезать образ птички по шаблону; воспитывать бережное отношение к птицам.

«Кораблик». Обрывная аппликация.

Упражнять детей рвать бумагу на ровные длинные и короткие полоски (волны — для передачи волнения водной стихии), работать над совершенствованием техники приклеивания полосок бумаги к фоновой поверхности листа.

Март.

«Подснежник». Пластилинография.

Закрепить умение и навыки детей в работе с пластилином – раскатывание, сплющивание, размазывание, используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей; развивать мелкую моторику рук; вызвать интерес к пробуждающей весенней природе.

«Золотая рыбка». Работа с природным материалом.

Продолжать учить делать поделки  из природного материала, самостоятельно планировать последовательность выполнения поделки, работать с шаблоном; воспитывать эстетический вкус.

«Веточка мимозы». Работа с бумагой и природным материалом.

Закреплять умение работать с бумагой, скатывая её комочками между ладонями,  делать объёмные поделки из мятой бумаги; учить планировать этапы создания поделки; воспитывать самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

«Ёжик». Работа с солёным тестом и природным материалом.

Учить самостоятельно, выбирать необходимый материал в соответствии с замыслом; развивать творческое воображение, художественный вкус,  творческую инициативу; воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Апрель.

«Мишка - лакомка». Работа с природным материалом.

Учить детей аккуратно наносить клей на определённую площадь, аккуратно насыпать на него крупу; воспитывать усидчивость и аккуратность.

«Солнышко». Работа с природным материалом.

Учить  применять в поделке макаронные изделия; развивать умение доводить начатое дело до конца.

«Барашек». Работа с бросовым материалом.

Учить детей делать объёмную поделку из бросового материала (вата, ватные палочки, одноразовые стаканчики); развивать изобретательность, творчество.

«Лебединое озеро». Работа с природным материалом. (коллективная).

Учить создавать коллективную работу из природного материала (скорлупа грецкого ореха); развивать изобретательность, творчество детей.

Май.

«Ветка сирени». Торцевание.

Закреплять приёмы торцевания, умение создавать коллективную композицию из отдельных элементов; воспитывать чувство патриотизма; совершенствовать мелкую моторику.

«Мишка - лакомка». Работа с природным материалом.

Учить детей аккуратно наносить клей на определённую площадь, аккуратно насыпать на него крупу; воспитывать усидчивость и аккуратность.

«Верба». Работа с природным материалом.

Учить наклеивать семена тыквы на готовое изображение; развивать умение красиво располагать детали, мелкую моторику, эстетическое восприятие.

«Розы». Работа с природным материалом.

(коллективная).

Учить детей наклеивать готовые розы на цветной картон, используя пластилин; закрепить умение вырезать листочки из прямоугольника, сложенного пополам; воспитывать аккуратность.

Примерное перспективно-тематическое планирование занятий по развивающей программе «Волшебная мастерская».

(старший возраст).

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь.

«Краски осени». Коллаж из природного материала. Вводное занятие.

Познакомить детей с правилами работы кружка; формировать умение работать коллективно; закрепить умения работы с природным материалом; воспитывать аккуратность, усидчивость.

«Ветка рябины». Аппликация из мятой бумаги.

Познакомить со свойствами различных видов бумаги; учить отрывать кусочки салфетки разных размеров; развивать творческое воображение, способствовать развитию мелкой моторики.

«Кружевная сказка». Работа с бросовым материалом.

Продолжать знакомит с различными видами бумаги; учить выкладывать контур рисунка с помощью полосок гофрокартона; формировать умение работать коллективно; способствовать развитию мелкой моторики.

«Кружевная сказка». (продолжение) Работа с бросовым материалом

Закреплять умение выкладывать рисунок по контуру полосками гофрокартона; развивать познавательную активность, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, стремление помогать товарищам.

Ноябрь.

«Гусеница». Работа с бросовым материалом.

Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами; закрепить умение пользоваться ножницами; воспитывать умение радоваться результату своего труда.

«Полярная сова». Работа с природным материалом.

Учить детей делать поделку, используя природный материал – перья; воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях.

«Платье для Золушки». Работа с бумагой.

Учить работать с салфетками - отрывать маленькие кусочки, делать из них шарики и наклеивать на заготовки, чередовать цвета; воспитывать аккуратность.

Декабрь.

«Зимний лес». Аппликация с использованием ткани.

Познакомить детей со свойствами ткани; учить создавать простые коллажи из разнообразных кусочков ткани; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

«Снеговик». Конструирование из бросового материала.

Повторить и обобщить понятия об объёмных фигурах; закреплять навыки выполнения поделок из картона на основе базовой формы цилиндр; развивать творческое воображение.

«Ёлочные игрушки».

Работа с бросовым материалом.

Учить детей делать новогодние игрушки, используя разный материал; развивать творчество, фантазию; воспитывать самостоятельность.              

«Дед Мороз». Работа с бросовым материалом.

Учить детей дополнять поделку ватой, аккуратно намазывать клеем определённое пространство; воспитывать аккуратность.

«Карнавальные маски». Работа с бросовым и природным материалом.

Учить вырезать по заранее предложенному контуру, работать с бросовым и природным материалом; развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Январь.

«Дерево в снегу». Работа с ватой.

Учить детей наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, оформлять работу ватой; воспитывать эстетический вкус.

«Зайчик». Работа с ватными дисками.

Продолжать учить работать с бросовым материалом; развивать пространственную ориентировку детей, умение работать с ножницами; активизировать словарь детей.

«Пингвины». Работа с природным материалом.

Учить детей вырезывать по контуру и работать с хрупким материалом, создавать сюжетную композицию; развивать творчество.

Февраль.

 «Вот на ветках птички: снегири, синички». Работа с природным материалом.

Продолжать учить работать с природным материалом; развивать пространственную ориентировку, абстрактное мышление, воображение; обогащать словарь; способствовать развитию мелкой моторики.

«Валентинки». Работа с бумагой.

Учить детей срезать углы у прямоугольников и квадратов, округляя их; развивать умение аккуратно намазывать клеем формы и приклеивать их на картон, составляя форму цветка; воспитывать терпение.

«Самолёт». Работа с бумагой.

Учить срезать углы по прямой линии; упражнять  в склеивании цилиндра, нарезании узких полос; развивать мышление, внимание; воспитывать аккуратность, ответственность.

«Северный олень». Работа с природным материалом.

Продолжать учить делать поделки из природного материала, закрепить навыки разрезания засушенных листьев по прямой линии; развивать мышление, внимание; воспитывать аккуратность; совершенствовать мелкую моторику.

Март.

Открытка для мамы «Лилия». Объёмная аппликация.

Учить детей делать объёмный цветок, вырезать детали по шаблону, закруглять кончики листьев с помощью  ножниц, украшать серединку цветка пшеном; воспитывать желание сделать приятное близким.

«Матрёшка». Работа с тканью.

Учить переводить трафарет на ткань, совершенствовать умение работать с тканью; проявлять фантазию, смекалку; воспитывать аккуратность, терпение.

«Чебурашка». Работа с бросовым материалом.

Учить детей изготавливать сказочного героя из бросового материала; закрепить умение работы с ножницами; проявлять фантазию, смекалку.

«Утёнок». Аппликация из ниток.

Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток; учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. 

«Рыбка». Работа с тканью.

Учить самостоятельно, выбирать необходимый материал в соответствии с замыслом. Развивать творческое воображение, художественный вкус,  творческую инициативу. Воспитывать трудолюбие, аккуратность. Поддерживать  интерес к ручному труду.

Апрель.

«Ландыш». Пластилинография.

Продолжать учить детей создавать лепную картину в технике пластилинографии; развивать композиционные умения и навыки; расширять кругозор и знания детей о растениях леса.

«Космический корабль». Работа с тканью.

Учить создавать поделку из разнообразных кусочков ткани; развивать мелкую моторику; воспитывать аккуратность.

«Ветка мимозы». Работа из природного и бросового материала.

Закреплять умение работать с бумагой, скатывая её комочками между ладонями,  делать объёмные поделки из мятой бумаги; учить планировать этапы создания поделки; воспитывать самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

«Декоративная тарелка». Работа с бумагой.

Закреплять умение выкладывать рисунок на плоскости; развивать познавательную активность, мелкую моторику; воспитывать аккуратность, стремление помогать товарищу.

Май.

«Фигурка голубя». Конструирование из бумаги в технике «Оригами».

Совершенствовать технику оригами, воспитывать трудолюбие, интерес к работе; воспитывать патриотические чувства к своей Родине.

«Паучки на паутинке». Работа с бросовым материалом.

Учить детей делать поделки из разного материала, видеть в нем сходство с отдельными частями,  придавать паучку выразительность, составлять композицию, используя несколько паучков и дополнительные предметы; воспитывать желание изготавливать коллективные работы. 

«Попугай». Объёмная аппликация.

Продолжать учить детей закручивать и склеивать заготовку в цилиндр, дополняя основу мелкими деталями; развивать умение аккуратно работать с ножницами и клеем.

«Цветы в горшочке». Пластилинография.

Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы; способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

                                                               Планируемые результаты:

  1. Приобретение навыков работы в коллективе.
  2. Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками.
  3. Выявление и осознание ребенком своих способностей.
  4.  Формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
  5.  Развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
  6.  Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  7.  Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии.
  8. Овладение навыками культуры труда.

                                    Формы подведения итогов реализации программы:

  1. выставки детских работ в детском саду;
  2. участие в городских, конкурсах ;
  3. презентация детских работ родителям (сотрудникам, малышам);

                                                                    Литература:

  1. Волшебные комочки: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. А.В.Белошистая, О.Г.Жукова.— М.: АРКТИ, 2006
  2. Волшебная аппликация: Пособие для занятий с детьми / Авт.-сост. Н. Ю. Зубрилин, Е.М. Богатырская, Н.И. Карманова – М.: АРКТИ,2010
  3. Никитина А.В. Поделки в детском саду: Образцы и конспекты занятий. – СПб.: КАРО,2010
  4. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»; 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Программа "Волшебная мастерская"

Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с использованием традиционных и нетра...

Программа "Волшебная мастерская"

Работа по дополнительному образованиюю  Работа с гофрированной бумагой и фетром с детьми с7 до 13 летнего  возраста....

Вариативная программа "Волшебная мастерская"

Авторская программа явлчяется частью осносной программы формируемой участниками образовательных отношений.В программе представлены три раздела, для среднего возраста...

Рабочая программа "Волшебная мастерская"

Рабочая программа "Волшебная мастерская"...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Волшебная мастерская»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа "Волшебная мастерская"...

Программа "Волшебная мастерская"

Программа объединяет в себе следующие направления: работа с природнымматериалом, работа с бумагой, работа с нетрадиционными бросовыми материалами....