Программа "Волшебная мастерская"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Соркина Яна Константиновна

Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_masterskaya.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Проблемой развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальной проблемой, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.

Программа «Волшебная мастерская» художественно-эстетической направленности создана на основе методических пособий Афонькиной С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Игрушки из бумаги», Авеьяновой А.П. «Изобразительная деятельность в детском саду», Казаковой Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Попанова Е.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ».

Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная мастерская» является развитие у детей творческого характера, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения  к окружающему.

Необходимость в создании данного направления существует, так как оно рассматривается как многосторонний процесс. Связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

Рабочая программа имеет цель: развивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники а также формирование всех психических процессов, развитие творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира.

Настоящая программа способствует решению следующих задач:

Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе создания образов.

Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к творчеству.

Принципы построения педагогического процесса:

  1. От простого к сложному;
  2. Системность работ;
  3. Индивидуальный подход;

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации.

Условия реализации образовательной программы.

Для осуществления и выполнения данной программы в детском саду созданы хорошие условия. Занятия проводятся в просторной групповой комнате, с соответствующим оборудованием и мебелью. Имеются все необходимые для работы материалы, дидактические пособия.

Описание форм и методов проведения занятий

Занятия проводятся в комбинированной форме.

  • Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация, словесные приемы – объяснение, пояснение.
  • Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

Все методы используются в комплексе.

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Октябрь

1.Осеннее дерево

2.Цветы

3.Сова

4.Мышь

Познакомить детей с разнообразным  материалом и его свойствами (ломается, склеивается, слоится) учить делать поделки.

Цветная бумага, пуговицы, клей, шишки, пластелин.

Ноябрь

5.Веселые животные

6.Овечка

7.Рыбка

8.Черепашка

Познакомить детей с картоном и ватой. Научить преобразовывать кусочки картона и ваты в картину. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Картон, цветная бумага, вата, краски, клей.

Декабрь

9.Шарик

10.Дет Мороз

11.Снежинка

12.Елочки

Познакомить детей с нитками как материалом для поделок, пластиком и их свойствами. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Нитки, пуговицы, пластилин, цветной картон, блестки.

Январь

13.Зимнее дерево

14.Снегирь

15.Оленята

16.Пингвинята

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования и  новым материалом для изготовления поделок и его свойствами

( легкий, не тонет, красится).

Краски, ватные палочки, картон, клей, маркер.

Февраль

17.Питушки

18.Пчёлка

19.Кораблик

20.Павлин

Продолжать детей знакомить со свойствами картона. Учить делать поделки из разнообразного бросового материала. Воспитывать умение радоваться результату своего труда.

Цветная бумага. картон, клей, бросовый материал, маркер.

Март

21.Весенние цветы

22.Открытка на 8 марта

23.Кактус

24.Солнышко

Закрепить с детьми  нетрадиционную технику рисования.

  Вспомнить  как можно использовать картон при  изготовлении поделок. Сочетать аппликацию с рисованием.

Краски, цветная бумага, одноразовые тарелки, картон, клей.

Апрель

25.Домик

26.Жарптица

27.Пасха

28.Бабочка

Закрепить знания о разных материалах для поделок и о нетрадиционных техниках рисования. Воспитывать умение доводить начатое до конца.

Картон, цветная бумага, краски, одноразовые тарелки, клей.

Содержание программы

Октябрь

Тема: Осень

Занятие № 1

«Осеннее дерево»

Содержание: познакомить с зеленым, желтым и розовым цветом.

Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист.

Материал: заготовки  дерева на листе А4, полоски цветной бумаги, клей.

Занятие № 2

«Цветы»

Содержание: закрепить знания о цвете (зеленый, желтый, розовый).

Продолжать учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист.

Материал: заготовки цветов на листе бумаги, пуговицы, клей.

Занятие № 3

«Сова»

Содержание: учить отделять от большого куска пластилина небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями.

Материал: пластилин, шишки.

Занятие № 4

«Мышь»

Содержание: закрепить навык отделять от большого куска пластилина небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями.

Материал: пластилин, цветная бумага. шишки.

Ноябрь

Тема: Животные

Занятие № 5

«Веселые животные»

Содержание: закреплять знания детей о правилах наклеивания.

Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист.

Материал: заготовки  цветного картона, крышки,  полоски цветной бумаги, клей.

Занятие № 6

«Овечка»

Содержание: учить наклеивать скатанные большие комочки ваты на картон. Создавать сюжетную композицию.

Материал: заготовки из картона,  вата, бантики, клей.

Занятие № 7

«Рыбка»

Содержание: нетрадиционная техника рисования – тычок кистью. Создавать красочный узор.

Материал: одноразовые тарелки,  краски, кисти.

Занятие № 8

«Черепашка»

Содержание: закрепить нетрадиционную технику рисования – пальчиками.

Материал: заготовки из картона,  одноразовая тарелка, краски, клей.

Декабрь

Тема: «Новогодние поделки»

Занятие № 9

«Шарик»

Содержание: учить наносить клей на деталь. Повторить название геометрических фигур (круг, овал). Соотносить предмет с его формой.

Материал: нитки,  клей, ленточки.

Занятие № 10

«Дет Мороз»

Содержание: вспомнить навык отделять от большого куска пластилина небольшие комочки раскатывать их прямыми и круговыми движениями, наклеивать их на бутылку.

Материал: бутылки из под йогурта,  пластилин, цветная бумага, вата, ленточки.

Занятие № 11

«Снежинка»

Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее на снежинку.

Материал: заготовки снежинок, пуговицы, ленточки, блестки.

Занятие № 12

«Елочки»

Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее на елку.

Материал: заготовки елок, пуговицы, ленточки, блестки.

Январь

Тема: Зимушка зима

Занятие № 13

«Зимнее дерево»

Содержание: учить детей рисовать тычком.

Материал: заготовка зимнего дерева, белая краска, ватные палочки.

Занятие № 14

«Снегирь»

Содержание: продолжить учить рисовать тычком и лодошкой.

Материал: краски, лист А4, ватные палочки.

Занятие № 15

«Оленята»

Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее.  

Материал: цветная бумага, картон, маркер.

Занятие № 16

«Пингвинята»

Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее.  Сочетать аппликацию с рисованием.

Материал: цветная бумага, картон, маркер.

Февраль

Тема: «Поделки из картона»

Занятие № 17

«Петушки»

Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее. Воспитывать отзывчивость доброту.

Материал: цветная бумага, картон, маркер.

Занятие № 18

«Пчелка»

Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее на елку.

Материал: цветная бумага, картон, маркер.

Занятие № 19

«Кораблик»

Содержание: закреплять знания детей о правилах наклеивания.

Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист.

Материал: заготовки  цветного картона,  полоски цветной бумаги, клей.

Занятие № 20

«Павлин»

Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее.

Материал: цветная бумага, картон, маркер.

Март

Тема: Весна

Занятие № 21

«Весенние цветы»

Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее.  

Материал: цветная бумага, заготовки цветов, картон.

Занятие № 22

«Открытка на 8 марта»

Содержание: соотносить предмет с его формой. Закрепить навык наносить клей на деталь и наклеивать ее.

Материал: заготовки овалов, цветная бумага, ленточки, блестки.

Занятие № 23

«Кактус»

Содержание: закрепить нетрадиционную технику рисования – пальчиками и  лодошкой.

Материал: лист бумаги, краски, заготовки горшков для кактуса, клей.

Занятие № 24

«Солнышко»

Содержание: закреплять знания детей о правилах наклеивания.

Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист.

Материал: одноразовая тарелка, заготовки  цветных полосок из бумаги, клей.

Апрель

Тема: Волшебство

Занятие № 25

«Домик»

Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее.  Сочетать аппликацию с рисованием.

Материал: цветная бумага, картон, маркер.

Занятие № 26

«Жарптица»

Содержание: закрепить навык  рисовать тычком и ладошкой.

Материал: краски, лист А4, ватные палочки.

Занятие № 27

«Пасха»

Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее.  

Материал: цветная бумага, заготовки, картон.

Занятие № 28

«Бабочка»

Содержание: учить детей составлять целое из нескольких частей, наносить клей на деталь и наклеивать ее.  Сочетать аппликацию с рисованием.

Материал: цветная бумага, картон, маркер.

                               

Ожидаемые результаты: овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе творчества, выявление и осознание ребенком своих способностей, сформированность способов самоконтроля.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Критерии и формы оценки качества знаний: 

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

 Тематические выставки в ДОУ.

 Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка.

 Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.

Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы:

Все занятия проводятся в группе детского сада.

Для каждого занятия делаются предварительные заготовки для работы с детьми.

Занятия проводит автор программы «Творческая мастерская» Соркина Яна Константиновна.

Список литературы:

1) Белошистая, А.В., Жукова, О.Г., Плюхин В.У. Рисуем и мастерим вместе. – М: Владос, 2013. – 88с.

2) Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2013. – 48с.

3) Колдина, Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2013. – 52с.

4) Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

 5) Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: Мозаика-Синтез, 2006. – 68с.

    6) Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Спб: Каро. 2010. – 93с.

     7) Потанова, Е.В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ.- Санкт-Петербург: Детство-прес, 2014. – 95с.

     8) Преображенская, В.Н. Поделки из ниток, пуговиц, бусен. – М: Рипол-Классик, 2012. – 256с.

     9) Утробина, К.К.. Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.

   10) Фатеева, А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская (с использованием интерактивной доски) с детьми средней группы детского сада «Солнышко» Тема: «Дымковская мастерская»

Задачи: - уточнить элементы дымковской росписи, выделять  геометрические узоры (круги, прямые, волнистые и ломаные линии, клетка, точки-горошины);- формировать умения работать с интерактивн...

Опыт работы «Детская мастерская – мастерская декораторов»

Представлен опыт работы по обогащению развивающей среды группы продуктами детской деятельности...

Опыт работы "Детская мастерская - мастерская декораторов"

В статье представлен опыт работы по организации развивающей предметно-пространственной среды совместно с детьми старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы на городском методическом объединении "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Презентация опыта работы на городском методическом объединении воспитателей "Детская мастерская - мастерская декораторов"

Представлен опыт работы организации развивающей предметно - пространственной среды группы...

Творческая мастерская "родители и дети". План мастерской "Мои фантазии"

Творческая мастерская проводится при участии родителей. Художественное творчество....

Приобщение дошкольников к театру через искусство художественного слова и живопись «Организация деятельности детей и педагога в творческой мастерской». Тема: «Театральная мастерская»

Конспект организации совместной деятельности педагога и детей в творческой мастерской по приобщению детей к театру через искусство и художественное слово. Народная сказка "Колобок" на новый ...