"Актерская мастерская"
материал (логопедия, старшая группа) по теме

Зиятдинова Наталья Владимировна

Мастер класс, проведенный с учителями-логопедами, раскрывает предварительную работу перед театрализацией,по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений ,интонационной выразительности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Master_klass.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс

« Актерская мастерская»

Теоретическая часть

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать ее поток

И восклицать:- О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз.

В дошкольном возрасте закладываются основы культуры речи, которая предполагает не только знание и соблюдение языковых норм, но и умение использовать выразительные средства языка, что характеризует степень искусности речи: лексическое богатство, точность, образность и т. п. С.Л. Рубинштейн отмечал, что речь детей тяготеет к экспрессивности, эмоциональности. Необходимо помочь им реализовать это стремление, научив не только придерживаться языковых правил, но и осознанно пользоваться всеми средствами образности.

Существует такая форма работы по развитию у детей интонационной выразительности, как использование театрализованной деятельности, которая помогает им успешно общаться со сверстниками и взрослыми, испытывая эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Через перевоплощение дети раскрепощаются в речи, в движениях, голосом и жестами передавая повадки и характер животных. Также в проговаривании монологов, диалогов по сказкам, детям легче автоматизировать поставленные звуки. В театрализации легче добиться самой главной цели: развитие коммуникативных способностей и интонационной выразительности речи.

Но прежде чем начинать работу над постановкой спектакля, необходимо провести большую предварительную работу по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи. Выразительность речи не возможна без соблюдения логического ударения, пауз (речевая пауза- это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, где звуки следую один за другим непрерывно), повышения и понижения голоса.

В работе над формированием интонации в стихотворениях полезно использовать следующий алгоритм: послушай—обсуди—послушай—повтори--быстро- медленно- высоко- низко- громко- тихо.  ( игры)- по гласным звукам ( король, королева и т. д.)

Интонация играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений.

Большое значение для выразительности речи имеют правильность, точность логических ударений. Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение.

Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы делаются перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

Психологические паузы чаще всего совпадают в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком- нибудь большом душевном волнении.

Используются также игровые упражнения и этюды на восприятие, переживание и выражение эмоциональных состояний в мимике и пантомимике, на развитие поведенческой активности, формирование самостоятельности, на преодоление замкнутости, которые широко используются в психокоррекционной работе с детьми, разработанные по методике Н. Л. Кряжевой, Н. Ю. Клюевой, Ю.В. Касаткиной.  Наиболее простыми для понимания оказались такие эмоции, как радость и злость, затем понимание эмоции- страх, горе. Наиболее сложной для понимания оказалась эмоция «обида», существуют еще и эмоции - восхищение, задумчивость, интерес, отвращение, презрение, стыд, вина. Это доказывает необходимость специальной работы над развитием эмоциональной сферы, над особенностями внешнего проявления эмоциональных состояний ( мимика, жесты, выражение эмоций в интонации, темпе – « за твоим языком не поспеешь босиком», высоте – « неповторимость окраски голоса», ритме голоса). В «Программе воспитания…..» стоит задача: воспитывать интонационную выразительность речи, т. е. умение точно выражать мысли чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики( повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки- певучесть, мягкость, нежность, и позволяет избежать монотонности), темпа, ритма –(равномерное чередование ударных и безударных слогов) и тембра-( звуковой окраски, отражающей экспрессивно- эмоциональные оттенки—грустный, веселый, мрачный). Работа над развитием интонационной выразительности ведется в основном путем подражания.  Для развития эмпатии и поведения, основанного на ней, детям предлагают участие в кукольном спектакле, драматизация сказок сначала в качестве зрителей, затем в качестве актеров; разговор по телефону со сказочными персонажами.

Вторым направлением работы является формирование способов выражения эмоциональных состояний, т. е. умение выразить свое отношение к собеседнику и предмету общения. Смысл решения данной задачи заключается в следующем:

-Ознакомление с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения через мимику, жесты, позу.

-Знакомство с особой лексикой и пополнение словаря детей словами, характеризующими различные состояния человека, его эмоции, настроения, переживания, качества характера. -Формирование умения называть эмоциональные состояния и их внешние проявления у себя, собеседника, персонажей литературных произведений.

-Закрепление выразительных движений в этюдах и игровой деятельности.

-Перенос неречевых способов общения в самостоятельную коммуникативную деятельность.

Обучение вербальным и невербальным способам выражения различных чувств и эмоций происходит с использованием элементов психогимнастики по методике М. И. Чистяковой, которые способствуют расслаблению и раскрепощению.

Чтобы дети поняли смысл каждого состояния, желательно использовать литературные произведения, описывающие схожие переживания героев и реальные жизненные ситуации в детском саду, на улице, дома. С помощью взрослого дети учатся словесно описывать состояние человека, испытывающего данные чувства.

Для более подробного знакомства с мимическими мышцами лица можно использовать пиктограммы, изображающие определенные чувства и эмоции человека.

 Практическая часть.

Игры на развитие высоты голоса- «Узнай по голосу», « Улиточка» « Три медведя». Игры на развитие темпа речи- конкурс на самого быстрого «скороговорщика» (« От топота копыт пыль по полю летит».); « Кот Матроскин»- ( произносить пословицы, подражая голосу и интонации кота Матроскина), «Добрая слава за печкой сидит, а худая по дороге бежит»

Скороговорки: (развитие четкой артикуляции)

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали: ха- ха- ха.

Хитрую сороку поймать морока

А сорок сорок- сорок морок.

От топота копыт пыль по полю летит.

Чистоговорки: ( медленно, проговаривая каждое слово, каждый звук).

Для ухи нужны лещи, а щавель на щи.

Дятел на суку сидит,

Дятел дерево долбит.

День долбит, два долбит-

Носом в небо угодит.

Мимика и жесты

-Сейчас вы превратитесь в артистов, которые без слов, используя только мимику и жесты, покажете, что вы делаете, что при этом испытываете.

- Передайте друг другу этот карандаш, как будто это:

1 Тяжелый камень,

2 Грязная тряпка,

3 Стакан до краев заполненный водой,

4 Горячая печеная картошка,

5 Змея.

- Вы такие талантливые артисты! Всем стало ясно без слов, что вы нам показали. А сейчас я прочту вам стишки, а вы при помощи жестов и мимики постарайтесь изобразить все, что услышите:

 « У забора сиротливо

Пригорюнилась крапива.

Может, кем обижена?

Подошел поближе я,

А она- то, злюка,

Обожгла мне руку.»

«Вдоль по бережку лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает.

На цветы водицу стряхивает.»

 Выделить слова, на которых нужно сделать логическое ударение и обозначить чертой места, где нужно сделать паузы.

Доброе братство/ лучше богатства.

Один в поле/ не воин.

Согласье/ крепче каменных стен.

Правда светлее солнца.

Правда дороже золота.

За правое дело стой смело.

Прочитать предложения, выделяя голосом подчеркнутые слова.

(Предложения раздаются логопедам для правильного чтения).

Дети завтра пойдут в цирк.

Дети завтра пойдут в цирк.

Дети завтра пойдут в цирк.

Дети завтра пойдут в цирк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение с элементами актерского тренинга "Знакомство"

Игры с элементами актерского тренинга. В этой форме работы, участники выступают на равных, здесь доверяют друг  другу, нет давления и насилия. Игровой тренинг представляет собой соучастие п...

Сценарий НОД "Музыка" для детей 6-7 лет. Актерский тренинг "Стань артистом".

Тренинг предназначен для развития творческих способностей детей, выразительности движений, их пластичности и координации. Формирует музыкальность ребенка....

План-конспект открытого урока "Актерское мастерство"

Знакомство со сценарием по сказке "Репка", использование тренингов на уроке...

Актерское мастерство

Использоварие тренингов на уроке знакомство со сценарием по сказке "Репка"...

Факультативное занятие по актерскому мастерству во второй младшей группе

Программное содержание:Формировить интерес к тетрально-игровой деятельностиРазвивать внимание, воображение.Вырабатывать четкую речь...

Конспект занятия "Актерская мастерская" в старшей группе.

Конспект занятия "Актерская мастерская"...

Мастер – класс по актерскому мастерству «Развитие театральных способностей детей средствами актерского мастерства»

Целевая аудитория: воспитатели дошкольного учрежденияФормы организации: игровые упражнения, пластические этюды, речевые разминки, упражнения на отработку техники речи, ритмопластика.Условия: В ходе ма...