Программа кружковой работы "Умелые ручки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему
Программа кружковой работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki_2017-2018gg.kovaleva.docx | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края
Программа работы кружка в старшей группе «Рябинка»
Воспитатель: Ковалева Нина Николаевна
2017 – 2018 уч. год
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………….…3
- Актуальность……………………………………………………………….3
- Новизна……………………………………………………………………..4
- Цель…………………………………………………………………………4
- Задачи……………………………………………………………………….4
- Принципы и подходы………………………………………………………5
- Формы и методы работы………………………………………………..…5
- Возрастная характеристика…………………………………………..……6
- Планируемые результаты…………………………………………….……7
- Перспективное планирование кружковых занятий…………………..…7
- Диагностические критерии……………………………………………...19
- Список использованной литературы…………………………………....20
Пояснительная записка
Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.
Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Умелые руки».
Художественная деятельность - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей.
Актуальность
Актуальность программы в том, что она способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.
Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.
Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.
Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.
Цель программы - развитие творческих способностей детей
и формирование у них специальных знаний, умений и навыков,
необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные: формирование навыков работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.) ;
- овладение разными технологическими приемами обработки материала;
- приобретение знаний о декоративно-прикладном искусстве.
Развивающие: развитие воображения, фантазии, внимания;
- развитие активного и креативного мышления.
Воспитательные:
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма,
вызывать положительные эмоции;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.
Принципы и подходы к формированию программы
- систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
- наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
- доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
- личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
- связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
- сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
- творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).
В работе используются следующие формы и методы обучения:
- наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);
- словесный (беседы, рассказ, объяснение);
- практические упражнения;
- стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение)
Возрастная характеристика
Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в несколько треугольников, прямоугольник — в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о конструируемых ими объектах.
Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста:
• Овладеют различными приемами преобразования материалов.
• Освоят обобщенные способы работы.
• Разовьют познавательные, конструктивные способности.
• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
Перспективное планирование кружковых занятий для детей (5-6 лет)
месяц | № занятия /тема | задачи | материал |
Октябрь | 1. «Наш веселый огород, что здесь только не растет…».
| Формировать умение работать с гофрокартоном, складывая основные элементы и преобразовывая их в различные поделки. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность.. | Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и оранжевого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка |
2. «Фруктовый сад». Конспект | Формировать умение изготавливать поделки из гофрокартона. Закрепить технику работы с гофрокартоном. Развивать воображение, мелкую моторику. | Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и вишневого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка. | |
3. «Гусеница» Конспект | Формировать умение сгибать полоску бумаги гармошкой, дополнять композицию другими элементами, вырезать контур предметов, закругляя углы. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к занятию. | Готовое изображение гусеницы. Полоски картона длиной 20-30 см зеленого цвета, по 2 зубочистки на каждого ребенка. Клей ПВА, кисти, клеенка. | |
4. Коллективная работа «Золотая осень». Ссылка насточник: | Продолжать учить детей использовать в работе природный материал. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные веточки и листья деревьев. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. | Тонированный лист ватмана, сухие листья. клей. | |
Ноябрь | 5. «Флаг России». Конспект Ссылка на источник: | Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Картон, клей ПВА, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка |
6. «Куколка из носового платка». Конспект | Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук. | Носовой платок, вата, нить. | |
7. «Машина». | Формировать умение работать с разным материалом (спичечными коробками). Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | Цветная бумага, спичечные коробки по 3 штуки каждому ребенку, клей ПВА, кисточки, клеенка. | |
8. «Человечек». | Учить правилам безопасной работы с пластилином, спичками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. | Спички, пластилин, стека, клеенка. | |
Декабрь | 9. «Ветка рябины». | Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка. |
10. «Снегирь». | Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | картон, трафарет, клей ПВА, кисть, покрашенное пшено, клеенка | |
11. «Снежинка». | Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка. | |
12. Коллективная работа «Елочка пожеланий». Конспект | Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата | |
Январь | 13. «Рождественский подарок. Ангелочек». | Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. | картон, ватные диски, ножницы, клей ПВА, салфетка, клеенка. |
14. «Овечка». | Учить правилам безопасной работы с клеем, ватой палочки. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками. | Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, ватные палочки, ножницы. | |
15. «Жираф». | Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | картон, трафарет, клей ПВА, кисть, пшено. | |
Февраль | 16. «В царстве рыб». Конспект | Формировать умение детей работать с разным материалом, диском. Закрепить правила безопасной работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. Воспитывать желание делать подарки своим близким. | Цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетка, клеенка |
17. «Плот». | Совершенствовать навыки работы с различным материалом (пробкой, ткани, зубочисткой, резинки). Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность.. | пластиковые пробки (или обычные - из пробкового дерева), резинки, деревянные зубочистки, кусочек полной ткани | |
18. «Фоторамка для папы». | Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность. | картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета. | |
19. «Подкова для дома | Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками. | соленое тесто, стека. | |
Март | 20. «Веточка мимозы». | Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с гофрокартоном. Закрепить умение работать с салфеткой, скручивать шарики одного размера. Продолжать учить совместными усилиями создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию. | Тонированный лист бумаги формата А3. Полоски гофрокартона зеленого цвета шириной 0,5 см, длиной 15 см и 3 см. Клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы, салфетка желтого цвета. |
21. «Мебель для кукол». | Закрепить умение работать разным материалом (спичечными коробками) Учить планировать ход выполнения работы. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы. | спичечные коробки, клей ПВА, кусочки ткани. | |
22. «Босоножки». Конспект | Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Трафареты ступни ног, полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисти, клеенка, салфетки. | |
23. «Мороженное». | Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с клеем, ватой, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность. | Картон, трафарет, клей ПВА, кисточка, клеенка, салфетка, крупы, вата. | |
Апрель | 24. «Ласточка» | Учить детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА, кисть. |
25. «Летающая тарелка» Конспект | Формировать умение планировать свою работу. Развивать творческую фантазию детей, ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. | Одноразовые тарелки, цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть, салфетки, клеенка. | |
26. «Медведь». | Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность. | трафарет, пшено, клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка. | |
27. «Цветы» Конспект | Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. | Цветная бумага, соломка, клей, кисточка, пуговицы, крышка от бутылки зеленого цвета. | |
Май | 28. «Открытка для ветеранов» | Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Клей ПВА, кисть, георгиевская лента, арандаши, салфетки. |
29. «Бабочка» | Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | полоски цветной бумаги и цветного картона, клей ПВА, кисточка. | |
30. Диагностика | |||
31. Диагностика |
Диагностические критерии
Что изучается | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге. Умение приклеивать детали. Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур» | Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя растительные и готовые геометрические формы | 5баллов(высокий) – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы 4 балла (средний)– справляется с заданием с помощью взрослого 3 балл (низкий)-справляется с заданием со второй попытки |
Умение держать ножницы. Резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезая углы | Ребенку предлагается видоизменить геометрическую фигуру | |
Умеет скатывать салфетки и цветную бумагу в комочек и скручивать в жгут. Приклеивать полученные формы на основу в пределах контура. | Ребенку предлагается создать аппликацию, скатывая или скручивая кусочки бумаги или салфеток, действовать в пределах контура | |
Умеет обрывать кусочки от полосы бумаги и наклеивать их в пределах контура. | Ребенку предлагается создать аппликацию из кусочков бумаги, действовать в пределах контура | |
Умеет создавать аппликацию из нетрадиционных материалов (макаронные изделия, спички, бусины, пуговицы, вата и др.) | Ребенку предлагается создать аппликацию, используя нетрадиционные материалы | |
Умеет создавать объемную аппликацию, приклеивая заготовку в одной точке | Ребенку предлагается создать объемную аппликацию цветка | |
Умеет создавать аппликацию в технике «коллаж», используя разные виды материала | Ребенку предлагается создать аппликацию из готовых форм разных материалов |
Список использованной литературы
- «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 2012г.
- Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение», 2014г.
- Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2015 г.
- Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2013г.
- Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2013г.
- Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2014г.
- Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 2014г.
- Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
- Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г.
- «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2015г
- Лыкова И.А., «Цветной мир. Изобразительное творчество. Аппликация и бумагопластика», 2008г, стр. 64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности по лепке «Умелые ручки» в разновозрастной группе (от 1 до 3 лет) «Весёлый улей» на 2014-2015 уч.г.
Кружок лепка...
Программа кружковой деятельности "Золотые ручки" с детьми средней группы.
Развитие творческой активности детей в процессе из соленого теста....
Программа кружковой работы "Волшебные ручки" (художественно-эстетическое направление)
Цель:Развитие у детей творческих способностей, фантазию, воображение и активизацию творческого потенциала средствами нетрадиционной аппликацииОсновные задачи: Образовательные: 1.Познакомить...
Рабочая программа кружковой работы "Умелые ручки"
Программа кружка, включающая занятия по различным видам аппликации, ручному труду, конструированию, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у до...
Рабочая программа кружковой деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программма 2016-17г....
Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)
На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...