Программа кружковой работы "Умелые ручки"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Ковалева Нина Николаевна

Программа кружковой работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umelye_ruchki_2017-2018gg.kovaleva.docx127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей закрытого административно-территориального образования поселок Солнечный Красноярского края

Программа работы кружка в старшей группе «Рябинка»

http://alesya-btg.by/wp-content/uploads/2017/07/REox5HAy8f8.jpg

Воспитатель: Ковалева Нина Николаевна

2017 – 2018 уч. год

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….…3
  2. Актуальность……………………………………………………………….3
  3. Новизна……………………………………………………………………..4
  4. Цель…………………………………………………………………………4
  5. Задачи……………………………………………………………………….4
  6. Принципы и подходы………………………………………………………5
  7. Формы и методы работы………………………………………………..…5
  8. Возрастная характеристика…………………………………………..……6
  9. Планируемые результаты…………………………………………….……7
  10.  Перспективное планирование кружковых занятий…………………..…7
  11.  Диагностические критерии……………………………………………...19
  12.  Список использованной литературы…………………………………....20

Пояснительная записка

Данная образовательная программа носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса.

Необходимым условием для обучения является создание оптимальных условий для формирования и развития творческой личности.

Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интеллектуального типа. В этой системе одно из заметных мест может занять дополнительная образовательная программа «Умелые руки».

Художественная деятельность - наиболее эмоциональная сфера деятельности детей.

                                                                                                                                                          

Актуальность

Актуальность программы в том, что она способствует развитию у дошкольников наблюдательности, внимания, пространственного и творческого воображения посредством занятий в коллективе.

Отличительная особенность программы в том, что она носит комплексный характер овладения процессом технологии с различными материалами, включая изучение различных технологических приемов их обработки, расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, эстетический вкус, творческие способности.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами, ребята не только создают своими руками полезные изделия, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды общественно-полезной деятельности.

Новизна программы в том, что большинство занятий проходят в форме художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. С удовольствием занимаясь по данной программе, учащиеся приобретают чувство личной ответственности, укрепляют психическое и физическое здоровье, развивают творческое отношение к предмету - все это позволяет сделать вывод о педагогической целесообразности программы.

 Цель программы - развитие творческих способностей детей

и формирование у них специальных знаний, умений и навыков,

необходимых для овладения декоративно-прикладной деятельностью.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Образовательные: формирование навыков работы с различным материалом (картон, бумага, природный материал, пластилин, ткань и др.) ;

- овладение разными технологическими приемами обработки материала;

- приобретение знаний о декоративно-прикладном искусстве.

Развивающие: развитие воображения, фантазии, внимания;

- развитие активного и креативного мышления.

Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус;

- воспитывать чувство ответственности, коллективизма,

вызывать положительные эмоции;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина. Каждая тема занятия сопровождается вопросами и заданиями, которые помогают реализовать названные задачи.

Принципы и подходы к формированию программы 

  • систематичности и последовательности (знания  преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал);
  • наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении);
  • доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);
  • личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей);
  • связи теории с практикой (знания полученные детьми из книг и бесед подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни);
  • сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).
  • творчества и самостоятельности (не делать за них то, что они могут сделать  самостоятельно, не сдерживать инициативы детей).

В работе используются следующие формы и методы обучения:

  • наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия);
  • словесный (беседы, рассказ, объяснение);
  • практические упражнения;
  • стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение)

Возрастная характеристика

    Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Они в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат — в несколько треугольников, прямоугольник — в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщённые способы действий и обобщённые представления о конструируемых ими объектах.

Планируемые результаты освоения  детьми дошкольного возраста:

• Овладеют различными приемами преобразования материалов.

• Освоят обобщенные способы работы.

• Разовьют познавательные, конструктивные способности.

• Разовьют интерес к результату и качеству поделки.

Перспективное планирование кружковых занятий для детей (5-6 лет)

месяц

№ занятия /тема

задачи

материал

Октябрь

1. «Наш веселый огород, что здесь только не растет…».


 Конспект

Формировать умение работать с гофрокартоном, складывая основные элементы и преобразовывая их в различные поделки. Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость, воображение, творческие навыки. Развивать речь. Воспитывать самостоятельность..

Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и оранжевого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка

2. «Фруктовый сад».

Конспект

Формировать умение изготавливать поделки из гофрокартона. Закрепить технику работы с гофрокартоном. Развивать воображение, мелкую моторику.

Разноцветный картон (1/2 листа формата А4) для каждого ребенка. Полоски гофрокартона зеленого и вишневого цветов шириной 1 см. Гофрированная бумага зеленого цвета. Клей ПВА, кисти, клеенка.

3. «Гусеница»

Конспект

Формировать умение сгибать полоску бумаги гармошкой, дополнять композицию другими элементами, вырезать контур предметов, закругляя углы. Воспитывать эстетическое восприятие, интерес к занятию.

Готовое изображение гусеницы. Полоски картона длиной 20-30 см зеленого цвета, по 2 зубочистки на каждого ребенка. Клей ПВА, кисти, клеенка.

4. Коллективная работа «Золотая осень».

Ссылка насточник:
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-aplikaci-dlja-starshei-grupy-na-temu-osen.html

Продолжать учить детей использовать в работе природный материал. Формировать умение создавать сюжетные композиции, используя различные веточки и листья деревьев. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Тонированный лист ватмана, сухие листья. клей.

Ноябрь

5. «Флаг России».

Конспект

Ссылка на источник:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/03/01/konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-v-starshey-gruppe

Формировать у детей умение работать с салфетками и клеем. Закрепить цвета флага России. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Картон, клей ПВА, кисти. Салфетки белого, голубого, красного цветов, клеенка

6. «Куколка из носового платка».

Конспект

Формировать умение детей сооружать куклу из носового платка. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. Развивать моторику рук.

Носовой платок, вата, нить.

7. «Машина».
Конспект

Формировать умение работать с разным материалом (спичечными коробками). Закрепить правила безопасной работы с клеем, ножницами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

Цветная бумага, спичечные коробки по 3 штуки каждому ребенку, клей ПВА, кисточки, клеенка.

8. «Человечек».
Конспект

Учить правилам безопасной работы с пластилином, спичками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

Спички, пластилин, стека, клеенка.

Декабрь

9. «Ветка рябины».
Конспект

Формировать умение детей работать с разным материалом (салфеткой), планировать свою работу. Закрепить приметы зимы. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

картон, трафарет, салфетка белая, красная, клей ПВА, кисть, клеенка.

10. «Снегирь».
Конспект

Формировать умение детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Закрепить умение располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

картон, трафарет, клей ПВА, кисть, покрашенное пшено, клеенка

11. «Снежинка».
Конспект

Учить детей работать с разным материалом (манкой) Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

манка, картон, трафарет, клей ПВА, кисть, клеенка.

12. Коллективная работа «Елочка пожеланий».

Конспект

Формировать умение работать в коллективе. Закрепить умение детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

лист бумаги формата А3, трафарет ладошки, клей ПВА, кисть, цветная бумага, вата

Январь

13. «Рождественский подарок. Ангелочек».
Конспект

Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Формировать желание сделать подарок для родных. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

картон, ватные диски, ножницы, клей ПВА, салфетка, клеенка.

14. «Овечка».
Конспект

Учить правилам безопасной работы с клеем, ватой палочки. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

Картон с трафаретом, клей ПВА, кисточка, ватные палочки, ножницы.

15. «Жираф».
Конспект

Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

картон, трафарет, клей ПВА, кисть, пшено.

Февраль

16. «В царстве рыб».

https://i.pinimg.com/474x/4f/fe/34/4ffe3422b1574b086525420cae612c83--ocean-animal-crafts-foot-prints.jpg

Конспект

Формировать умение детей работать с разным материалом, диском. Закрепить правила безопасной работы с клеем, бумагой, ножницами. Развивать композиционные умения, глазомер, чувство пропорций. Воспитывать желание делать подарки своим близким.

Цветная бумага, клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетка, клеенка

17. «Плот».
Конспект

Совершенствовать навыки работы с различным материалом (пробкой, ткани, зубочисткой, резинки). Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать аккуратность, инициативность..

пластиковые пробки (или обычные - из пробкового дерева), резинки, деревянные зубочистки, кусочек полной ткани

18. «Фоторамка для папы».
Конспект

Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать художественный вкус. Воспитывать самостоятельность.

картон-трафарет, клей ПВА, пуговицы разного размера и цвета.

19. «Подкова для дома
Конспект

Формировать умение детей работать с разным материалом. Закрепить умение выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца. Воспитывать желание делать поделки своими руками.

соленое тесто, стека.

Март

20. «Веточка мимозы».
Конспект

Продолжать совершенствовать навыки и умения при работе с гофрокартоном. Закрепить умение работать с салфеткой, скручивать шарики одного размера. Продолжать учить совместными усилиями создавать композицию. Развивать чувство цвета и композицию.

Тонированный лист бумаги формата А3. Полоски гофрокартона зеленого цвета шириной 0,5 см, длиной 15 см и 3 см. Клей ПВА, кисти, клеенка, ножницы, салфетка желтого цвета.

21. «Мебель для кукол».
Конспект

Закрепить умение работать разным материалом (спичечными коробками) Учить планировать ход выполнения работы. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах. Добиваться аккуратного и качественного выполнения работы.

спичечные коробки, клей ПВА, кусочки ткани.

22. «Босоножки».
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/353/80353096_5354.jpg

Конспект

Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Трафареты ступни ног, полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисти, клеенка, салфетки.

23. «Мороженное».
Конспект

Продолжать совершенствовать навыки и умения, работая с различным материалом. Закрепить правилам безопасной работы с клеем, ватой, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать самостоятельность.

Картон, трафарет, клей ПВА, кисточка, клеенка, салфетка, крупы, вата.

Апрель

24. «Ласточка» 
Конспект

Учить детей работать с бумагой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

бумага белого цвета, бумага черного цвета, трафарет, клей ПВА, кисть.

25. «Летающая тарелка»

Конспект

Формировать умение планировать свою работу. Развивать творческую фантазию детей, ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.

Одноразовые тарелки, цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть, салфетки, клеенка.

26. «Медведь».
Конспект

Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.

трафарет, пшено, клей ПВА, кисть, салфетка, клеенка.

27. «Цветы»
http://cdn2.imgbb.ru/user/54/543836/201503/4dde9ad61db57fb6f0ac0e28e37ead4b.jpg

Конспект

Учить детей работать с разным материалом. Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.

Цветная бумага, соломка, клей, кисточка, пуговицы, крышка от бутылки зеленого цвета.

Май

28. «Открытка для ветеранов»
Конспект

Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

Клей ПВА, кисть, георгиевская лента, арандаши, салфетки.

29. «Бабочка»
Конспект

Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.

полоски цветной бумаги и цветного картона, клей ПВА, кисточка.

30. Диагностика

31. Диагностика

Диагностические критерии

Что изучается

Содержание диагностического задания

Критерии оценки

Умение составлять узоры из растительных и геометрических форм в круге. Умение приклеивать детали. Аппликация «Узор из растительных и геометрических фигур»

Ребенку предлагается выложить и наклеить узор на «тарелке», используя растительные и готовые геометрические формы

5баллов(высокий) – самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

4 балла (средний)– справляется с заданием с помощью взрослого

3 балл (низкий)-справляется с заданием со второй попытки

Умение держать ножницы. Резать по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезая углы

Ребенку предлагается видоизменить геометрическую фигуру

Умеет скатывать салфетки и цветную бумагу в комочек и скручивать в жгут. Приклеивать полученные формы на основу в пределах контура.

Ребенку предлагается создать аппликацию, скатывая или скручивая кусочки бумаги или салфеток, действовать в пределах контура

Умеет обрывать кусочки от полосы бумаги и наклеивать их в пределах контура.

Ребенку предлагается создать аппликацию из кусочков бумаги, действовать в пределах контура

Умеет создавать аппликацию из нетрадиционных материалов (макаронные изделия, спички, бусины, пуговицы, вата и др.)

Ребенку предлагается создать аппликацию, используя нетрадиционные материалы

Умеет создавать объемную аппликацию, приклеивая заготовку в одной точке

Ребенку предлагается создать объемную аппликацию цветка

Умеет создавать аппликацию в технике «коллаж», используя разные виды материала

Ребенку предлагается создать аппликацию из готовых форм разных материалов

Список использованной литературы

  1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с Грин Д. «Всё пригодится», изд-во «Махаон», 2012г.
  2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М,«Просвещение», 2014г.
  3. Кошелев В.М., Афонькин С.Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 2015 г.
  4. Куцакова Л.В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2013г.
  5. Макарова Н.Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2013г.
  6. Макарова Н.Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2014г.
  7. Машинистов В.Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 2014г.
  8. Роенко И.П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2013г.
  9. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. «Умные руки», изд.дом «Федоров», 2014г.
  10. «Забавные поделки» /сост.В.И. Федорова, М.: «Мой мир», 2015г
  11. Лыкова И.А., «Цветной мир. Изобразительное творчество. Аппликация и бумагопластика», 2008г, стр. 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой деятельности "Золотые ручки" с детьми средней группы.

Развитие творческой активности детей в процессе из соленого теста....

Программа кружковой работы "Волшебные ручки" (художественно-эстетическое направление)

Цель:Развитие у детей творческих способностей, фантазию, воображение и активизацию творческого потенциала средствами нетрадиционной аппликацииОсновные задачи: Образовательные:  1.Познакомить...

Рабочая программа кружковой работы "Умелые ручки"

Программа кружка, включающая занятия по различным видам аппликации, ручному труду, конструированию, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у до...

Программа кружковой работы по развитию ручной умелости: «Умелые ручки».

Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в ДОУ, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму "Умелые ру...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «Развитие творческих способностей детей средствами ручного труда» «Волшебные ручки» (срок реализации 1 год, возраст детей 4-5-6 лет)

На кружке “Волшебные ручки” являются разные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, работа с подручными материалами, а также работа с разными видами круп и шерсти. Основное значе...