Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование.
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Смирнова Наталья Анатольевна

Социально - личностное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – личностное развитие детей

старшего дошкольного возраста  через конструирование.

Теоретическую основу работы по данной теме мы использовали материалы исследований Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Л. А. Венгера, А. Н. Давидчук, Л. В. Пантелеевой, Г. В. Урадовских, Т. Г. Казаковой, В. В. Холмовской и др.

Детское конструирование – это целенаправленный процесс создания различных изделий, фигурок и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое.

В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались  в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др.), какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем.

Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностям. Это содержание он постигает с восторгом первооткрывателя и даже «сопровождает»: находит аналогии в своем жизненном и культурном опыте, воплощает в собственных сооружениях, выражая при этом свои эмоции, чувства и отношения.

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место. Это единственный вид деятельности, в котором результат ребенка и взрослого совпадают однозначно, это позволяет малышу давать адекватную самооценку полученному результату. Именно этот вид деятельности наиболее значим для становления личности ребенка, для открытия им деятельности как взаимосвязи компонентов от замысла до результата. Конструктивная деятельность содействует развитию ребенка: нравственное совершенствование происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития дошкольника.

Конструирование – вид продуктивной деятельности, который отвечает потребностям и интересам детей, предполагает получение какого-либо продукта, конструкции. Результатом детского конструирования из строительного  материала является постройка, полученная дошкольниками в игре.

Целью  нашей работы является социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование.

Наша работа направлена на развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества с взрослыми. Мы нацелены на то, чтобы в процессе деятельности у детей формировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость, коммуникабельность.

На первом этапе работы мы подобрали и проанализировали методическую литературу о значении социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Провели мониторинг.

Создали развивающую предметно - пространственную среду. Подобрали и систематизировали формы организации детей, формы взаимодействия с семьей. Разработали перспективный план по социально – личностному развитию детей старшего дошкольного возраста с помощью конструирования.

Составили план работы с родителями по данной теме.

На втором этапе мы реализовали намеченные мероприятия с детьми, с родителями, с педагогами.

На третьем заключительном этапе для выявления динамики социально – личностного развития мы провели повторный мониторинг.

После подведения итогов о проделанной работе, наметили перспективы.

Система работы по социально – личностному развитию детей старшего дошкольного возраста через конструирование включала в себя:

1.взаимодействие с детьми;

2.взаимодействие с родителями;

3. взаимодействие с педагогами.

1. Взаимодействие с детьми осуществлялось через следующие формы организации деятельности детей: НОД, проекты, экспериментирование, выставки, конкурсы и т. д.

2.Проблемы, условия и методы социально – личностного развития были раскрыты родителям с помощью консультаций, открытых мероприятий, конкурсах, индивидуальных беседах и т.д.

3. Мы постарались сделать свою работу максимально открытой для педагогов нашего детского сада и педагогов других дошкольных учреждений. Приглашали коллег на открытые мероприятия, мастер классы, консультации.

Проанализировав информацию и опыт других детских садов по данной теме, мы выделили следующие условия для социально – личностного развития через конструирование:

-создание развивающей предметно – пространственной среды;

- проектная деятельность;

-сотрудничество с родителями.

Мы провели работу, направленную на социально – личностное развитие детей с помощью конструирования, улучшили развивающую предметно – пространственную среду. Дошкольным учреждением был приобретен строительный материал, ЛЕГО - конструкторы, направленные на социально – эмоциональное развитие.  В работе с детьми в качестве образцов используем рисунки, иллюстрации, фотографии, чертежи, схемы. С участием родителей был пополнен мини – центр с природным материалом, который дети используют для творческой деятельности. В группе помещаются материалы для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки салфетки, ножницы, клей и т.д.), различный бросовый материал в коробке для творческой работы (клубочки, яичные ячейки, коробочки и т. д.).

В своей работе с детьми уделяем большое внимание проектной деятельности («Волшебная ячейка», «Познайка»). Наша работа направлена на коллективное конструирование по рисункам, чертежам, фотографиям, замыслу. В этой деятельности ребята совершенствуют навыки совместной работы: обсуждают будущую постройку, составляют план ее возведения, оживленно доказывают правильность того или иного решения и проверяют на деле тот или иной вариант, находят единое мнение. При конструировании по заданной теме и по замыслу у детей формируются умение находить конструктивные решения, работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, помогать друг другу при необходимости. Навыки, приобретенные детьми в процессе работы, будут способствовать развитию с/р игры.

Дети свои умения применяют в различных конкурсах: «Военная техника»- конструирование из бросового материала, «Волшебный цветок для мамы» - конструирование из бумаги, «Осенняя композиция» - конструирование из природного материала, «ЛЕГО - проектирование», Международная олимпиада по Робототехнике.

В работе с педагогами проходят Мастер – классы «Волшебная ячейка», выступления на педсоветах.