Экопластика как один из видов нетрадиционного конструирования.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Пухтинова Светлана Владимировна

Экопластика – это вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов, при этом художественныйобразрождается на основе готовой природной формы и сохраняются её исходные признаки и свойства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekoplastika_-_eto.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Экопластика как один из видов нетрадиционного конструирования.

Истоки способностей и дарования 
детей – на кончиках их пальцев, от пальцев, 
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский.

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, который с радостью и удивлением открывает для себя незнакомый и удивительный  окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Поэтому изобразительная деятельность и конструирование самые доступные виды работы с детьми в детском саду. Эти виды деятельности создают условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого он создает что-то красивое и необычное. Ловкие детские руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. А  работа с нетрадиционными материалами в конструировании и изобразительной деятельности заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка.

В соответствии

  • Федеральному закону от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • «Профессиональному стандарту педагога (воспитатель, учитель)», утверждённому Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 18 октября 2013г. № 544н;
  • «Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования», вступившим в силу 1 января 2014г. Утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013г. №1155.

необходимо обеспечить полноценное развитие личности ребёнка, учитывая его образовательные потребности, интересы и мотивы, включая его в различные направления и виды деятельности, из которых именно Художественно – эстетическое развитие «предполагает развитие предпосылок ценностно –смыслового восприятия и понимания мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно – модельной и др.)

Исходя из выше сказанного,  можно сделать вывод, что художественное творчество с использованием природных материаловили нетрадиционное конструирование с использованием природных материалов являются одной из составляющих сторон приобщения детей к природе, к красоте, к созиданию и творчеству и соответствуют современным требованиям всестороннего развития ребёнка.

Художественное творчествос использованием природных материалов или нетрадиционное конструирование с использованием природных материалов (по Лыковой И.А.)  - это конструирование, которое способствует развитию творческого воображения и подразумеваетсоздание детьми целостностей, путём преобразования или соединения частей, ведущих к формированию своеобразных эмоциональных образов.

В конструировании из природного материала (по Лыковой И.А.) выделяют следующие виды:

-  Экопластика – это вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов, при этом художественныйобразрождается на основе готовой природной формы и сохраняются её исходные признаки и свойства.

Это слово состоит из двух понятий: ЭКОЛОГИЯ – наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого слова и ПЛАСТИКА – т. е. процесс формообразования (конструктивно – модульная деятельность);

- Флористика  - вид декоративно-прикладного искусства, в котором произведения создаются, как правило, из листьев и лепестков цветов(на плоскости) и представляют собой картины для украшения интерьера;

- Детский дизайн –  это новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. В искусстве дизайна присутствуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность). В данном случае детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых и полезных предметов, игрушек, сувениров, предметов интерьера, составляющих среду для ребенка.

Итак, экопластика – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создается в сотворчестве с великим художником – природой. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняются ее исходные признаки и свойства (конфигурация, цвет, фактура).

Понятие экопластика включает в себя и такую многогранную составляющую, как экологичность, что предполагает, с одной стороны, натуральность и естественность (т. е безвредность для здоровья), с другой – необходимость бережного отношения к природе (культура поведения и отношения к природному окружению).

Задачи художественно-эстетического развития детей в экопластике:

  • Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой. Знакомить детей с произведениями изобразительного искусства.
  • Развивать способности к изобразительной деятельности ( чувство цвета, формы, композиции ); воображение и творчество.
  • Формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и явлений в различных видах изобразительной деятельности.
  • Учить детей создавать многофигурные композиции, располагая предметы ближе, дальше.
  • Учить самостоятельно  находить приемы изображения как в отдельных видах изобразительной деятельности, так и при их интеграции.
  • Воспитывать у детей личностную позицию как при восприятии произведений изобразительного и прикладного искусства, так и в процессе самостоятельного творчества.
  • Организовывать коллективную работу детей при  создании произведений сюжетного и декоративного характера.
  • Приобщать детей к основам рукоделий.
  • Учить создавать оригинальные аранжировки из природных материалов.
  • Поощрять стремление детей к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

Когда дети начинают мастерить из природных форм, они не сразупонимают, что их замыслы и желания ограничены природной формой. Но через некоторое время они свыкаются с особенностями нового вида творчества и находят в этом несомненные достоинства.

В экопластикеребёнок решает, в первую очередь, творческую задачу на создание художественного образа из готовых природных форм. Цвет и конфигурации листьев, шишек, желудей… заданы изначально великим художником – природой; при этом они настолько естественны и гармоничны, что красивы в любых сочетаниях.

В экопластике можно выделить следующие её виды:

  • плоскостная экопластика – это композиция или образ, в которох произведение создаётся, как правило, из природных материалов на плоскости;
  • объёмнаяэкопластика - это композиция, в которойобраз или несколько образов из природных материалов  имеют сюжетную линию;
  • лесные скульптуры – это художественные образы и композиции из отжившего или обречённого на гибель лесного материала с использованием его природной пластики, текстуры и фактуры (например: шишка похожая на лесовика; ветка напоминающая рога оленя; листочек похожий на золотую рыбку);
  • экопластика из соломки- это композиция или образ, в которох произведение создаётся из соломки;
  • тестоплатика – искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста (солёного, заварного, сдобного).

Основным элементом при создании художественного образа в экоплатике является композиция.

Композиция - это составление различных частей или отдельных элементов в единое целое.

Композиция ( по определению границ) может быть закрытой и открытой. Закрытая композиция замкнута, все детали находятся внутри определённой границы (фона, основы) и даже в воображении никуда не стремятся. В отрытой же композиции детали выходят за пределы заданного пространства (реально или в воображении). В композиции всегда есть главные и второстепенные части. Главные обычно крупнее прочих, находятся на переднем плане или в центре, но необязательно.

Композиция (по передаче движения) бывает статичной или динамичной.Статичная композиция объединяет составляющие элементы так, что при созерцании появляется чувство равновесия и покоя. Динамичная композиция так или иначе передает движение. Для этого отдельные элементы смещают в сторону от центра, оставляя перед «движущимся» объектом много свободного места, или же каким-то другим способом нарушают ритм и упорядоченность в размещении деталей композиции.

Покажите детям, что объёмные фигурки могут по-разному размещаться в пространстве: горизонтально, вертикально или наклонно (к примеру, медвежонок из шишки может сидеть, лежать или стоять на задних лапах). Тот или иной  ракурс  в первую очередь определяет образ будущей поделки.  Вот так шишка похожа на сердитую лохматую собачку, а если её повернуть, она напоминает пушистую ёлку.

Обратите внимание детей на то, что даже отдельные части или детали образа обретают новый вид или смысл в зависимости от своего расположения. Если лапы или ноги прикрепить перпендикулярно туловищу на одинаковом расстоянии друг от друга, выйдет статичная фигурка. Если же прикрепить под углом, изменив расстояние, будет казаться, что фигурка прыгает, бегает, сидит или лежит.

Дети дошкольного возраста мастерят поделки из различного природного материала, который можно найти повсюду: в лесу, в поле, у реки, на огороде, в парке. Это шишки, желуди, солома, береста, корни, ракушки, древесные грибы, кукурузные початки (с зернами и без них), свежие овощи, фрукты и многое другое.

Сбор каждого вида природного материала и его хранение имеют свои особенности и секреты. Собирать природные материалы, как правило, надо, когда они созрели, так как некоторые из них, будучи сорваны недозревшими, при высыхании теряют свою привлекательность. Лучшее время для сбора материала — лето и осень во время загородного отдыха, прогулок или экскурсий.

Природа  – это неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Общение с ней обогащает ребенка, учит наблюдать и замечать красоту, удивляться и радоваться, а сам природный материал является отличным побудителем развития фантазии и воображения. Работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе и к  окружающему  миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОДИН ИЗ ВИДОВ КОНСТРУИРОВАНИЯ - ОРИГАМИ – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Что такое  "ОРИГАМИ"? Это складывание фигурок из бумаги. Оно доступно и взрослым и детям....

Консультация для родителей на тему: «Монотипия - как один из видов нетрадиционной техники рисования в детском саду»

Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством монотипии....

Презентация:«Торцевание,как один из видов нетрадиционной деятельности в изобразительном искусстве»

laquo;ТОРЦЕВАНИЕ,как один из видов нетрадиционной деятельности в изобразительном искусстве»...

ТОРЦЕВАНИЕ как один из видов нетрадиционной деятельности в изобразительном искусстве

Презентация является приложением к консультации Психолого-педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей...

Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»

        Методические рекомендации для педагогов «Оригами - как один из видов конструирования.»...

Театр на фартуке - один из видов нетрадиционной татрализованной деятельности

laquo;Театр на фартуке» – это нетрадиционный, универсальный язык, который в корне меняет традиционный взгляд на организационный аспект театрализованной деятельности д...