Консультация для родителей "Конструирование один из видов ИЗО деятельности детей дошкольного возраста"
статья ( группа) на тему

Галушкина С.А.

Конструирование из бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конструирование из бумаги24.19 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №68»

Консультация для родителей

«Конструирование один из видов

 ИЗО деятельности детей

дошкольного возраста »

   

                                                                 Подготовила: старший

                                                                             воспитатель Галушкина С.А.

Саранск- 2016

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста. Игнорирование или формальный подход к решению этой проблемы в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы.

     Развивая творческие способности в процессе конструирования из бумаги, ребёнок активно включается в продуктивную деятельность, получает знания, умения и навыки, которые станут достоянием его на всю жизнь. Дошкольник приобретает опыт, который впоследствии станет фундаментом, на который будет опираться объём его новых представлений, умений, приобретаемых в учёбе, в труде, в жизни. Эта работа, как никакая другая, удовлетворяет познавательную активность ребёнка, способствует развитию технического мышления. Ребёнок познает основы графической грамоты, учится производить разметку и измерение, пользуется чертежами, эскизами, техническими рисунками. Ребенок начинает анализировать свою деятельность (сравнивает, выделяет, обобщает). Активно развивается его пространственное, математическое мышление, способность к экспериментированию и изобретательству. Он получает представления о множестве разновидностей бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, санитарная и т.д.).

     С помощью такой работы, доступной ребенку-дошкольнику, можно научить его прогнозировать, предвидеть, представлять, как изменится  поделка, если ее переделать по другому, добавить новые элементы оформления, изменить размеры, применить другой материал и т.д.

     Маленький дизайнер творит по законам красоты и гармонии. Он старается сделать свою поделку красивой, прочной, аккуратной, выразительной. При этом развиваются его творческие умения, фантазия, художественный вкус. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. Ребенок приобщается к красоте природы и мира, созданного руками людей, учится понимать и ценить прекрасное, при этом сам активно стремится к созиданию.

     Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что дошкольник в творческом труде обнаруживает высокую заинтересованность и сознательное стремление научиться, то заниматься этим видом деятельности ребенку, как говорят в народе: «Сам бог велел».

     Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания и сформировать ручные умения, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.

     И воспитателям и родителям следует проявлять терпение, разъяснять непонятное, давать советы, своевременно хвалить, а порой и активно помогать ребенку в работе. А главное - радоваться каждому успеху малыша, поддерживать его убежденность в том, что у него все хорошо получается, что он скоро научится мастерить лучше, что его творческие способности растут и развиваются  в процессе конструирования из бумаги.

Цель – развитие умений детей творчески применять навыки и знания, полученные на занятиях по конструированию из бумаги, формирование общественных мотивов, воспитание инициативы, творческого подхода к делу. Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:

– научить детей работе с бумагой, особенностям использования ее при конструировании, о способах крепления с другими материалами;

– дать представления о свойствах этого материала и его особенностях;

– заинтересовать детей данным видом деятельности, вызвать желание заняться этой работой в свободное время;

– создать ближайшую перспективу, раскрывая, где, когда и какие вещи можно сделать из бумаги.

   Кроме того, шестой-седьмой год жизни - время подготовки руки ребенка к письму. Для решения этой задачи необходимы соответствующая коррекция умения ребенка ориентироваться в пространственных отношениях и развитие мелкой моторики руки. Для осуществления этой задачи, особое значение я придавала такому виду деятельности, который позволяет совершать двигательные упражнения кистями рук, а именно: творческое конструирование из бумаги. Главными требованиями к организации этого вида занятий являются: положительное эмоциональное отношение к ним ребенка и индивидуализация занятий в соответствии с его интересами и склонностями.

     Часто бытует неверное мнение, что для детей художественное конструирование  из бумаги – это игра, забава. Однако без применения трудового усилия, целенаправленных действий, умения доводить начатое дело до конца, преодолевая трудности, ребенок не может получить изображение, которое доставило бы ему радость и понравилось окружающим.

     Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если  в начале неточным движением руки он нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Такой вид деятельности является продуктивным видом деятельности, дающим зримый и осязаемый результат. Полученный продукт можно увидеть, потрогать. Его можно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя созидателем и испытывает удовлетворение и гордость по поводу своих достижений.

     Для того чтобы дошкольники чувствовали себя более раскрепощенными, свободно мыслили на занятиях по конструированию, более плодотворно и результативно были изготовлены их самостоятельные работы, необходимо создать условия для конструктивной деятельности детей, и прежде всего предметно-развивающую среду. Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между участниками воспитательно-образовательного процесса – ребенком и взрослым, ребенком и ребенком.

Опираясь на принципы построения предметно – развивающей среды, в группе создано все необходимое для творческой деятельности детей. Специально отведен уголок для работы с бумагой.

Создание такого уголка просто необходимо для развития творческих способностей у детей. Подталкивая их к самостоятельности, расширяется и предметно-пространственная среда группы. Дети, получая знания, применяют их и в собственной жизни, проводят опыты под моим наблюдением, интегрированные занятия вызывают более высокую заинтересованность детей.

 Руководствуясь гуманистическими принципами, я работаю в режиме педагогической поддержки творческого развития ребенка, имею возможность для реализации принципа дифференциации и индивидуализации детей, принципа вариативности, что помогает детям в процессе обучения менять род своей деятельности от познавательных процессов до творческой самореализации.

Не принуждая прямо воспитанников к деятельности, использую приемы, способствующие к проявлению положительной мотивации и развитию интереса к творческому процессу.

Определенные действия, «провоцирующие к творческой деятельности»:

  • «забываю» как складывается бумажная игрушка;
  • «ошибаюсь» при составлении силуэта из набора геометрических фигур;
  • «сомневаюсь», размышляя вслух о том, как лучше поступить, советуясь с детьми.

В работе с дошколятами для усвоения материала можно использовать элементы игровой технологии Е.С. Кострюковой, где все условные обозначения в оригами имеют свои простые названия:

  • сторона квадрата – «сестра»,
  • угол – «брат»,
  • диагонали и сгибы – «дорожки» и «тропинки» и т.д.

Пояснения по ходу выполнения той или иной фигурки превращается в сказку. «Пошел один брат другому по дорожке, а младшие братики тоже захотели сходить…»

Придерживаюсь таких правил, поддерживающих творческое начало:

  1. Поощрять ребенка за самостоятельные мысли и действия, если они не причиняют особого вреда окружающим (развитие собственного «я»);
  2. Не мешать желанию ребенка сделать что-то по-своему;
  3. Уважать точку зрения воспитанника, как творца, как художника, какой бы она ни была – не подавлять ее собственным мнением, т.к. мое мнение будет порождать страх сделать что-то «не так», сказать «не так» (боязнь ошибиться);
  4. Творить и играть вместе с детьми в качестве рядового воспитанника, иногда меняться ролями;
  5. Не навязывать свою идею, наоборот пытаться понять логику творческого воображения ребенка;
  6. Вносить разнообразие в занятия, использовать методические разработки, рекомендации, информационные материалы, составленные мною.

Польза конструирования из бумаги очевидна. Эта деятельность является одним из лучших средств развития творческих способностей, наблюдательности, памяти, мышления, воображения, развития мелкой моторики. А это, в свою очередь, способствует более высокому уровню подготовки детей к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на РМО "Проект - один из видов познавательного развития детей дошкольного возраста"

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования....

Доклад: "Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в   учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных пр...

Статья :«Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста»

Музыкальные занятия в детском саду имеют свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому занят...

Презентация консультации: "Нормативный проект как один из видов проектной деятельности в дошкольном возрасте"

Презентация консультации: "Нормативный проект как один из видов проектной деятельности в дошкольном возрасте"...

Доклад из опыта работы: «Интеграция музыки в различные виды продуктивной деятельности детей дошкольного возраста»

      На сегодняшний день интеграция образовательных областей является актуальной, так как интеграция образовательной деятельности способствует формированию у детей целостной кар...