Консультация для воспитателей на РМО "Проект - один из видов познавательного развития детей дошкольного возраста"
консультация на тему

Варенцова Людмила Евгеньевна

 

 

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_dou.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО по теме:

«Проект – один из видов познавательного развития детей».

Воспитатель Варенцова Л.Е.

Во многих детских садах широко используется метод проектирования и наш детский сад не исключение. Мы уже не первый раз используем метод проектов. Эта форма работы очень нравится и детям и взрослым. Опыт показал, что проектная деятельность объединяет взрослых и детей, и главное в работе над проектом взаимодействие педагогов, детей и их родителей.

Перед тем как  внедрить  проектный  метод в работу, в нашем  детском саду сначала была  организована  работа с педагогическими кадрами. Были проведены:  семинары, консультации, методические выставки, беседы, работа с методическими материалами, презентации проектов. На педагогическом совете, темой которого было «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через проектную деятельность», все педагоги выступали с консультацией по этой теме.

В качестве примера мы хотим привести реализованный нами информационно-исследовательский проект  «Волга – рек, озёр краса» в рамках участия в региональном фестивале проектов «Мой край родной Заволжье».

Дети нашей группы, часто рассказывали о том, как они с родителями ходили купаться на Волгу.  А что они о ней знают? Многие, кроме названия, ничего! Некоторые даже не бывают на ней! А те, которые бывают, порой ничего не замечают, даже красоты реки. Дети не знают о её проблемах, не задумываются о том, как наша жизнь связана с жизнью Волги. Эта проблема является актуальной, поэтому мы решили  познакомить детей с рекой Волгой и её обитателями, через проектную деятельность. Узнав, они полюбят нашу реку и, по возможности, будут оберегать её.

  В дальнейшем разработали  план движения к цели и начали работу. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Они оказали  реальную помощь и поддержку  нам воспитателям в процессе работы над проектом. Для них мы подготовили и провели ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».

   Изначально была проведена огромная предварительная работа: мы неоднократно посещали библиотеку, подбирали  художественную  и научно-популярную литературу, иллюстрации и картины с изображением Волги, организовали выставку детских рисунков «Речные обитатели». Родители предоставили нам видео и фотоматериалы о реке Волге.

     Потом началась работа над самим проектом.

На первом этапе была сформулирована проблемная ситуация, поставлен общий исследовательский вопрос, и мы начали знакомить детей с нашей рекой, развивать у них познавательные и творческие способности, а также доброе и заботливое отношение к окружающей среде.

На втором этапе, мы  вместе с родителями организовали и провели экскурсию 17 апреля 2014 года для детей  на берег  Волги, в ходе которой мы рассказали им о красоте нашей реки, о её обитателях, откуда берёт начало наша река, о разновидностях речного транспорта, об экологических проблемах Волги. И всё это сопровождалось показом фотографий в ноутбуке. 

В этот день в городе Николаевске прошёл очередной массовый субботник в рамках «Весеннего месяца Добра». Зная об этом, мы предложили провести свою экологическую акцию, которую назвали «Чистый берег». Убирая мусор на берегу Волги, наши родители хотели своим примером показать, как нужно заботиться о красоте родного края своим малышам. В конце акции мы все вместе расклеили плакаты на пристани  «Не сорите на берегу Волги», «Соблюдайте чистоту».

На третьем этапе мы провели комплексное занятия по ознакомлению детей с рекой Волгой, и её обитателями, которое назвали «Путешествие по Волге», целью, которого было: дать  понятие о реке Волге, как самой крупной и красивой реке в России,  показать величие реки Волги и красоту тех мест, где она протекает. Мы соорудили лодочку из пластиковых панелей и усадив туда детей, мысленно представили, что мы плывём по реке. Здесь мы включили презентацию и предложили детям послушать крик чаек, включив видеозапись «Чайки над Волгой, шум реки». Затем мы включили запись «Лотосы дельты Волги», где дети с большим интересом и увлечением знакомились с растительным миром нашей необъятной реки. На этом занятии наши дети впервые узнали и увидели, откуда берёт начало наша река. Они очень удивились, что с голубого ручейка начинается наша река, который можно даже перешагнуть, а потом он превращается в раздольную, широкую, глубокую Волгу. Ещё мы познакомили детей с состоянием реки в разное время года и показали видеозапись «Ледоход на Волге». Детям было интересно рассматривать фотографии кораблей и лодок, на которых раньше путешествовали люди и современные пароходы, которые и сейчас ходят по нашей Волге.

После долгого «путешествия по Волге», мы решили отдохнуть «на берегу», сделали с ребятами физкультминутку «Речка» и встретили рыбака. Он вначале загадал загадки про рыб и предложил малоподвижную игру «Поймай рыбку», а после этого дети позвали его посмотреть фотографии, на которых они с родителями отдыхают на Волге. А рыбак в свою очередь показал письмо от рыб, в котором они рассказали о том, что им тяжело жить в загрязнённой воде. И здесь была проведена экологическая беседа «Берегите Волгу!»

Проект закончен. Работать было интересно и детям, и воспитателям, и даже родителям. Сколько было всего: поисков сведений о Волге в различных энциклопедиях и Интернете; рисунков, игр, заданий. Мы педагоги надеемся и верим, что наши дети не нанесут вреда нашей Волге-красавице .И нам бы хотелось, чтобы на нашей волгоградской земле стал отмечаться новый праздник – День Волги. Проводить его лучше в последнюю субботу июня.

Структура праздника может быть такой:

1.Субботник по уборке берегов Волги.

2.Купание в чистой Волге, игры, соревнования, конкурсы.

     Практическим итогом нашего проекта следует считать активизацию познавательного интереса у детей, получение ими новых знаний о нашей реке Волге. Разнообразие форм деятельности, задействованных в процессе реализации данного проекта, позволяет говорить о его комплексном влиянии на развитие способностей детей (познавательных, художественных, творческих).

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации де...

Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взро...

План по самообразованию старшего воспитателя на 2018-2019 уч.г. "Познавательное развитие детей дошкольного возраста через использование методических приёмов, сочетающих практическую и игровую деятельность"

На протяжении всего дошкольного детства огромное значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает самостоятельный поиск знаний или под тактичным руководст...

Мастер-класс для воспитателей "Использование математического планшета "Геометрик "для познавательного развития детей дошкольного возраста".

Данное дидактическое особие  может быть использовано при работе с дошкольниками в возрасте 1,5 до 7 лет. Способствует развитию логики, мелкой маторики, помогает постич азы геомеирии, комбинироват...