«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Климанова Анастасия Александровна

Консультация для родителей об ообенностях детской экспериментальной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx15.36 КБ
Файл rol_vzroslogo_pri_eksperimentirovanei.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Подготовила: Климанова А.А.

Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; и чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ “Об образовании”. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать жизненные затруднения, неблагоприятные условия, обстоятельства, настойчиво продвигаться к намеченной цели

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. В работах многих отечественных педагогов Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы нашего ДОУ. В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:

создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.



Предварительный просмотр:

«Роль взрослого во время детского экспериментирования»

Подготовила: Климанова А.А.

         Экспериментальная работа: вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В любом возрасте роль взрослого остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.          

        Основная задача родителей и воспитателей – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы:

 1)постепенное усложнение,

 2) организация условий для самостоятельной и учебной деятельности,

 3)использование проблемных ситуаций.

В результате организации детского экспериментирования:

 У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности.

Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все позн...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста.

Здесь отражены задачи; направления; структура детского экспериментирования; материалы и оборудование, необходимое для детского экспериментирования; методические приемы, используемые для организации де...

Доклад на семинар «Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста»

Детский ум очень пытлив и любознателен. Приходит время, когда в день нам приходится слышать "100 тысяч почему": почему небо синее, почему солнце светит, почему снег идет и т.д. И очень часто мы – взро...

Работа с природным материалом как один из факторов всестороннего развития детей дошкольного возраста

В данном материале рассматриваются некоторые аспекты работы с природным материалом в детском саду....

Методическая система «Двигательная активность как фактор познавательного развития детей дошкольного возраста»

Цель моей системы: Развивать познавательные способности дошкольников путем оптимизации двигательной активности...

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей

Опытно-экспериментальная деятельность как один из факторов познавательного развития детей В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образовани...