Дизайн в детском саду
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Пухтинова Светлана Владимировна

Л.С. Выготский сказал: « Творчество- это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayn_v_detskom_sadu.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Дизайн в детском саду».

Счастье многогранно, но не возможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желанию творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты.

Дети с увлечением  поют и  танцуют, лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными  ремеслами.  Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает  жизнь ребенка  богаче, полнее, радостнее.  Но как научить дошкольников доброте, терпению, желанию помогать другим? Как донести до него интеллектуальное богатство предков? Как не потерять ту способность – способность разговаривать со своим ребенком на одном языке – языке искусства?

 Л.С. Выготский сказал: « Творчество- это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое».

 Опираясь на высказывания Л.С Выготского, детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для  развития творческих способностей, фантазии и воображения.

Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

В  этом направление и работают педагоги, занимающиеся дизайн-деятельностью, которая  нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству. Воспитание цветового и эмоционального восприятия, изучение законов и правил изобразительной грамоты, развитие наблюдательности и аналитического мышления, ознакомление с основами дизайнерской деятельности, воспитание человека пытливого, неравнодушного к окружающему миру, умеющего творчески, конструктивно подходить к решению жизненных проблем - эти задачи мы решаем в нашем детском саду.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно  придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.  

 Над проблемой развития творческих способностей детей через ознакомление дизайном работают многие педагоги нашего времени, используя нетрадиционные методы и технологии:  И.Лыкова « Цветные ладошки», « Истоки»,  Давыдова Г.Н,  Пантелеева Г. И., практический журнал  «Цветной мир».  Они открывают  новые подходы в работе по ознакомлению с дизайн деятельностью. Первоначальный процесс приобщения дошкольников к дизайн – деятельности  строится на хорошей эмоциональной основе. Удивление, восхищение, радость от приобщения к искусству – чувства, которые необходимо вызвать у детей.

Основная цель, которую ставится на занятиях с детьми – приобщить детей к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении – доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира.

 При обучении дизайну необходимо посещать музеи, знакомиться с представленными экспонатами, путешествовать в лес, парк, экскурсии по городу, посещать театр, выставки, наблюдать за окружающим миром. Только тогда ребенок открывает для себя всё его многоцветье, получает радость от этого открытия и осознаёт свои возможности в воплощении своего видения.

Дизайн - деятельность  это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

 В детском  возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

На занятия в гости к дошкольникам могут приходить  известные и любимые герои, дети знакомятся с жизнью и творчеством художников, скульпторов, проводятся беседы, рассказываются истории, фантастические рассказы, в  работе можно использовать музыкальные и поэтические образы.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки можно провести игры: «Юный дизайнер», « Укрась костюм» « Придумай интерьер», « Замени предметы», «Веселый цвет», «Художественный салон», и т.д.  Знакомя  дошкольников с различными новыми  методами и технологиями в дизайнеможно использовать:  «Скрепбукинг»,  «Декупаж», «Пескография».

Одним из видов дизайна в саду является моделирование одежды. Обучая детей умению моделировать одежду, идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды, как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.  Дети приобретают знания  о теоретических основах дизайна костюма; о закономерностей зрительного восприятия в костюме.

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Это и разнообразные пластиковые бутылки, крышки, пробки, футляры от шоколадных яиц, контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусинки, проволока и многое другое, от чего мы взрослые чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро. Но, и ненужные вещи приобретают вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить свое воображение, научить этому наших детей.

Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками.

Наблюдая за детским творчеством видно,  какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т.д.).  На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном  можно использовать на занятиях детским дизайном.

В саду можно сделать уголок красоты, где будут поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателями, или родителями. Постоянно действующая выставка детских работ будет знакомить детей всего детского сада с различными видами  деятельности, их характеристиками и  историей.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность.

Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества.  Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия дизайн-деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.  Эта тема актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей  работы в детском саду  с детьми – чувствовать, познавать, творить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дизайн участка детского сада"

Смотр конкурс среди воспитателей ДОУ...

Консультация для педагогов «Cовременый дизайн в детском саду"

В данной консультации педагогам предлагается обустроить каждый уголок в своей группе и в коридоре так, чтобы дети приходили в детский сад с радостью, с удовольствием и им было уютно и тепло....

конкурсная работа по дизайну территории детского сада

Летом 2013 года проходил конкурс по дизайну территории детского сада из подручного материала.Наш детский сад представил проект оформления  территории в едином стиле, который называется  "Пут...

Дизайн в детском саду

Работа по самообразованию...

Ландшафтный дизайн территории детского сада № 10 «Аленушка» «Память о войне»

Проект благоустройства и ландшафтного дизайна территории дошкольного образовательного учреждения...

"Дизайн в детском саду"

Презентация к выступлению "Дизайн в детском саду"...