Программа кружковой работы по конструированию из бумаги "Волшебный квадратик" в старшей группе
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа) по теме

Миронова Елена Ивановна

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов следует начинать с развития движения рук, в том числе с развития движений в пальцах кисти. Связано это с тем, что в развитии кисти руки заложена важная роль в формировании головного мозга ребенка, его познавательных способностей, становлении речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов следует начинать с развития движения рук, в том числе с развития движений в пальцах кисти. Связано это с тем, что в развитии кисти руки заложена важная роль в формировании головного мозга ребенка, его познавательных способностей, становлении речи.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него новых способностей, навыков и умений, которые получают развитие во время продуктивной художественной творческой деятельности. Среди свойств личности человека, определяющих его способность к деятельности, Т.С. Комарова особенно выделяет восприятие и формирующееся на этой основе представления воображение, ручная умелость и эмоционально - положительное отношение к деятельности.

Ребенок познает мир с помощью манипуляций, т.е. действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом познавая и свои творческие способности, а также изменить то, к чему ребенок прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является работа с бумагой.

Роль оригами в развитии дошкольников.

Игры - занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство, применяемое в системе начального и среднего образования некоторых стран мира. Занятие оригами способствует развитию у детей навыков мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.

Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.        

Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.

И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.

В процессе занятий развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребенок усваивает еще один способ выражения себя.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

- умение слушать воспитателя

- принимать умственную задачу и находить способ ее решения

- переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения

- развитие самоконтроля и самооценки

- осознание собственных познавательных процессов.

Программа кружка рассчитана на 8 месяцев для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

- Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю длительностью 25 минут.

- Занятия проводятся во второй половине дня.

- Организация занятий детского творчества позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, уровень овладения навыками, что в конечном итоге повлияет на достижение ожидаемого результата.

- Занятие проходят в форме игры, для обыгрывания сюжета используется художественное слово, персонажи (игрушки).

Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Перспективное планирование

Цель:

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., базовыми формами оригами;
- Формировать умение следовать устным инструкциям;
- Обучать различным приемам работы с бумагой;
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие
- Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук и глазомер.
Воспитательные
- Воспитывать интерес к искусству оригами;
- Расширять коммуникативные способности детей;
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей;
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, воспитывать аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Месяц

Тема

Цель

Материал для  занятия

Октябрь

Бумага и её свойства

Познакомить детей с различными свойствами  бумаги

Листочки бумаги на каждого ребёнка; ёмкости с водой на каждого ребёнка; карточки схемы, отображающие определённое свойство бумаги, листы цветной бумаги, картон, клей.

Базовая форма «Квадрат»

Научить делить квадрат путём складывания на разное количество равных частей,

укреплять мелкие мышцы рук,  воспитывать аккуратность.

Набор геометрических фигур разного цвета и размера, ножницы.

В некотором царстве, в бумажном государстве

Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них, знакомить с историей искусства оригами

Различные поделки, выполненные в технике оригами

Книжка

Формировать умение сгибать прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны.

Три прямоугольника формата А4, клей.

Гусеница

Закреплять умения работать с квадратом – складывать, перегибать, сгибать углы.

Пять небольших одинаковых квадратов.

Стаканчик

Закрепить умение складывать квадрат по диагонали, загибать острые углы полученного треугольника на противоположные стороны.

Квадрат  любого цвета.

Грибы

Закреплять умения работать с квадратом – складывать, перегибать, сгибать углы. Формировать умение складывать форму «конфетка».

Красный и белый квадраты 10х10 см, зеленый 5х5 см.

Рыбка

Формировать умение складывать рыбку с использованием базовой формы квадрат.

Квадраты.

Ноябрь

Листья

Формировать умение складывать листья.

Несколько небольших квадратов  из зеленой, желтой и красной бумаги.

Яблоко

Закрепить простейшие действия с квадратом – перегиб, сгиб, переворот.

Красный квадрат 10х10 см, зеленый 5х5см.

Груша

Учиться складывать грушу с использованием базовых приемов.

Желтый квадрат размером 10х10см.

Письмо Карлсону

Отработать навык складывания «конфетки»

Квадрат 15х15 см, квадраты 5х5 см.

Закладка из «конфеток»

Продолжать закреплять навык складывания «конфетки»

Пять небольших квадратов одинакового размера

Цветы из «конфеток»

Учиться складывать «конфетки», формировать умение аккуратно соединять (склеивать) отдельные части общей композиции воедино.

Несколько квадратов одного размера: 2 для листьев, 4 для лепестков.

Коробочка

Формировать навыки работы с прямоугольником.

Прямоугольник формата А5.

Птичка

Формировать умение складывать птичку с использованием базовых действий.

Квадраты 10х10 см.

Декабрь

Новогоднее украшение

Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение

Разноцветные квадраты разных размеров, клей, нитки, ножницы.

Еловая ветка

Продолжать учить получать треугольник путем складывания квадрата; производить аккуратную склейку составных частей.

Зеленые квадраты размером 5х5см

Ёлочка

Создать хорошее настроение в предвкушении приближающегося новогоднего праздника; продолжать знакомить с историей искусства оригами; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Три квадрата зелёного цвета 15х15,10х10, 5х5 см, клей.

Снеговик

Формировать умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Закреплять умение аккуратно работать с клеем.

Три квадрата 10х10, 8х8, 5х5см. Клей, карандаши.

Снежинки

Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали. Развивать умения мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.

Квадраты синего цвета 5х5, синий кружок диаметром 3 см и белый кружок диаметром 2 см

Фонарик

Закреплять умение работать с прямоугольником, производить аккуратную работу по склейке и вырезанию.

12х15 см, 16х11 см разных цветов

Снегурочка

Продолжать накапливать навыки в работе с квадратами.

Два квадрата синего цвета 8х8 см и 5х5 см.

Дед Мороз

Продолжать работать по чертежам фигурки Снегурочки; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Два квадрата красного цвета 10х10 см.

Январь

Звездочка

Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях, воспитывать аккуратность.

Восемь квадратов одного размера

Заяц

Закреплять умение перегибать квадрат «книжкой» и дважды «косынкой». Продолжить учить детей внимательно слушать инструкцию воспитателя.

Квадраты серого цвета 8*8см и 10*10 см.

Избушка на курьей ножке

Учить складывать детали избушки по отдельности, а затем соединять их путем склеивания и украшать.

Квадрат 15х15 см произвольного цвета, и красный квадрат 10х10 см.

Санки

Закрепить умение складывать, сгибать и разгибать прямоугольник; продолжать накапливать навыки в работе с прямоугольниками.

Прямоугольник 10х15 см.

Собака

Продолжать знакомство с поделками в технике оригами, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Квадрат 10*10 см, карандаши

Кошка

Закрепить с детьми складывание базовых форм. Воспитывать в работе аккуратность в работе, внимание.

1 квадрат 15*15см, карандаши, фломастеры для оформления мордочки, клей.

Сова

Повторить приемы, использованные при работах «Избушка на курьей ножке» и «Елочка»; развивать художественные навыки.

Два коричневых квадрата 10х10 см и 8х8 см, два красных 5х5 см.

Лодочка

Познакомить детей-с изготовлением поделки в технике оригами  из прямоугольного листа бумаги, упражнять в свободном выборе цвета, развивать мелкую моторику рук.

Прямоугольные листы 20*15см.

Февраль

Веселый квадрат

Формировать навыки по работе с несколькими деталями одновременно; закрепить умение выполнять простейшие действия с квадратом.

Четыре квадрата одного размера, но разных цветов.

Лисичка

Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

Квадрат оранжевый 15*15, прямоугольник15*7см, заготовки для глаз и мордочки, клей.

Неваляшка

Научить делать новую игрушку, используя уже полученные в ходе предыдущих занятий навыки; учить аккуратной склейке и раскрашиванию.

Три квадрата размером 10х10 см.

Петрушка

Закреплять умение детей соединять детали попарно, заправляя угол одной внутрь другой детали.

Три квадрата: 6х6 см, 9х9 см, 16х16 см.

Карманчик

Повторить с детьми простейшие действия с прямоугольником; воспитывать аккуратность.

Прямоугольник 20х10 см.

Стул

Закреплять умения работать с квадратом – складывать, перегибать, сгибать углы.

Квадрат 20х20 см.

Самолёт

Формировать навыки работы по схеме, развивать мелкую моторику, глазомер; познакомить с видами самолетов и их назначением; воспитывать чувство ответственности.

Прямоугольник любого цвета любого размера

Коробочка-кубик

Повторить сгибание квадрата; помогать детям аккуратно украшать полученную формочку.

Квадрат разного цвета 20х20см.

Март

Цветы

Познакомить детей изготовления цветов в технике оригами, закреплять умение пользоваться ножницами.

16-20 квадратов (4*4) белого или фиолетового цвета, ножницы, клей.

Подарок маме

Познакомить с оформлением открыток с использованием фигурок в технике оригами, воспитывать аккуратность, усидчивость.

Квадраты красной, зелёной, синей, желтой бумаги для листьев, стеблей, ножницы, клей.

Водяная  лилия

Познакомить детей с техникой работы с кружками, закрепить навыки в работе с квадратами, учить аккуратной склейке.

Один зеленый квадрат 15х15 см, три белых 10х10 см, кружок диаметром 3-4 см.

Грачи прилетели

Закреплять умение мастерить поделки из базовой формы «Воздушный змей», совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; воспитывать самостоятельность, аккуратность; совершенствовать объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук

Квадраты черного цвета15*15, заготовки для глаз, ножницы клей.

Ветка рябины

Закрепить умение мастерить поделки базовой формы «стрела», воспитывать аккуратность, формирование умение чётко выполнять инструкцию.

Квадраты красного ,зелёного цвета для листьев, клей.

Репка

Повторить складывание «конфетки», закрепить полученные навыки в работе с квадратом.

Желтый квадрат 15х15 см, два зеленых квадрат 8х8 см.

Вертушка

Повторить технику работы с кружками. Продолжать закреплять умение мастерить из бумажных квадратов несложные поделки, развивать конструктивное мышление, фантазию, воображение.

Квадрат 14х14 см, прямоугольник 16х3 см, круг диаметром 2 см.

Розочка

Продолжать учить детей работе с базовой формой «конфетка» для получения более сложных фигур; воспитывать внимательность и аккуратность.

Три красных и два зеленых квадрата 8х8 см, желтый кружок диаметром 3-4 см.

Апрель

Ракета 1

Формировать умение  складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба).

Бумага, клей , ножницы.

День космонавтики

Уточнить знания детей о празднике «День космонавтики»; продолжать учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; закрепить умение соединять две части поделки, вставляя их одну в другую; учить детей работать в парах; развивать творческое воображение.

Квадраты, кружки и прямоугольники произвольных размеров

Ракета 2

Формировать умение  складывать лист бумаги пополам сгибая края с обеих сторон (к линии сгиба). Закрепление навыков по работе с квадратом.

Квадрат 15х15 см.

Весёлые человечки

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить преобразовывать одну бумажную фигурку в другую; воспитывать   самостоятельность.

Бумага, клей, ножницы.

Подснежник

Учить детей работе с базовой формой «книжка», закрепить накопленные умения. Повторить технику работы с квадратом.

Зеленый квадрат 10х10 см, квадрат белого цвета 8х8 см.

Божья коровка

Упражнять в складывании листа, совмещая углы и стороны прямоугольника. Развивать память, целостное представление об окружающем мире. Воспитывать любовь ко всему живому.

Бумага, клей, ножницы.

Звёздочки

Закрепить умение складывать базовую форму «воздушный змей», формировать умение  чередовать цвета, соединять детали.

8 квадратов 10*10, 4из них одного цвета, 4 другого, клей.

Пирамидка

Закрепить умения в работе с базовой формой «конфетка»; проводить аккуратную склейку; закрепить умение соединять несколько частей поделки в одно целое.

Пять квадратов  разного цвета, 10х10 см, 8х8 см, 6х6 см и два по 4х4 см.

Май

Лягушка

Продолжать знакомить детей с изготовлением простейших поделок в технике оригами

Квадрат зелёного цвета 10*10см.

Клоун 1

Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами; учить украшать полученную фигурку аппликацией.

Квадраты разных цветов, 5х5 см и 10х10 см.

Клоун 2

Отработать полученные навыки в работе с оригами; продолжать воспитывать внимательность, самостоятельность и аккуратность.

Квадраты размером 10х10 см.

Нарцисс

Повторить складывание «конфетки», закрепить умение работать с кружками, продолжать формировать умение  чередовать цвета, соединять детали.

Два желтых круга 6 см, и шесть квадратов 5х5 см.

Цыпленок

Продолжать мастерить поделки из квадратов; продолжать учить детей аккуратной аппликации для полученных фигурок.

Два желтых квадрата 8х8 см, полоски красной бумаги.

Бабочка

 Закреплять умение получать из квадрата прямоугольники, треугольники и квадраты меньшего размера; познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путём складывания квадрата по диагонали (базовая форма – «треугольник»); упражнять в свободном выборе цвета бумаги при изготовлении бабочки; обучать приёмам декоративного украшения поделок аппликацией; воспитывать усидчивость, аккуратность.

Три квадрата размером 8х8 см: два синего цвета и один голубого, один коричневый 6х6 см.

Моё любимое оригами 1

Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами.

Произвольный материал, на усмотрение ребенка.

Моё любимое оригами 2

Закрепить усвоенные на занятиях приёмы и формы оригами.

Произвольный материал, на усмотрение ребенка.

Литература:
• Богатеева З. А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
• Жихарева О. М. Оригами для дошкольников. Конспекты тематических занятий и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ / О. М. Жихарева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.-48с.
• Сержатова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели», М., «Москва-пресс», 2009.
• Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-64 с., цв. вкл.
• Соколова С. В. Школа оригами: Аппликация и мозайка. – М. : Издательство Экспо; СПб.; Валерии СПД, 2003. – 176с.
• Соколова С. В. Сказки оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Экспо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
• Ступак Е. А. « Оригами. Игры и конкурсы», М., «Айрис – пресс», 2008.
• Сухаревская О.Н. «Оригами для самых маленьких», М., «Айрис-пресс», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружковой работы по познавательному развитию во 2 младшей группе «Сказка» на 2016-2017гг. «Волшебная прищепка»

Личностно-ориентированный подход к ребенку в организованной образовательной деятельности, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала....

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ во второй младшей группе «Отчего и почему?»

ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  во второй младшей группе «Отчего и почему?»...

Программа кружковой работы "Литературное наследие" (по ознакомлению детей старшей и подготовительной групп с литературным наследием русского и башкирского народов.

В данную кружковую работу входит: произведения устного творчества русского и башкирского народов, классическая детская литература (русская и башкирская). Основная задача кружковой работы "Литерат...

Программа кружковой работы по конструированию

Программа кружковой работы по конструированию из строительного материала во второй младшей группе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружковой работы «LEGO- конструирование» для детей 3-4 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  кружковой работы «Легоконструирование» для детей второй младшей группы (3 - 4 года)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год

В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...