«Взаимосвязь предметно-игровой и конструктивной деятельности со строительным материалом и пластмассовыми конструкторами».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа) на тему

Фирсова Ольга Владимировна

Добрый день, уважаемые коллеги.  Я работаю с детьми первой младшей группы, представляю вам сегодня презентацию по теме: «Взаимосвязь предметно-игровой и конструктивной деятельности со строительным материалом и пластмассовыми конструкторами». 

В условиях введения ФГОС ДО особое внимание уделяется познавательному развитию детей. В современном обществе познавательная активность детей признается одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к получению знаний. Именно поэтому работу по познавательному развитию детей необходимо начинать уже с раннего возраста, так как в этот период формируются первичные представления детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе). Специфика работы нашего детского сада заключается в том, что мы работаем с детьми только раннего возраста. В нашем детском саду 2 группы раннего возраста, для детей с 1 до 2 лет и 2 младшие группы, для детей 2-3 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx29.39 КБ
Файл firsova_gmo.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги. Я, Фирсова Ольга Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №26» для детей раннего возраста. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.  Я работаю с детьми первой младшей группы, представляю вам сегодня презентацию по теме: «Взаимосвязь предметно-игровой и конструктивной деятельности со строительным материалом и пластмассовыми конструкторами».  

2 слайд. В условиях введения ФГОС ДО особое внимание уделяется познавательному развитию детей. В современном обществе познавательная активность детей признается одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к получению знаний. Именно поэтому работу по познавательному развитию детей необходимо начинать уже с раннего возраста, так как в этот период формируются первичные представления детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, количестве, числе). Специфика работы нашего детского сада заключается в том, что мы работаем с детьми только раннего возраста. В нашем детском саду 2 группы раннего возраста, для детей с 1 до 2 лет и 2 младшие группы, для детей 2-3 лет.

 На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не даются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивная деятельность со строительным материалом и пластмассовыми конструкторами.

3 слайд. 

В области детского конструирования существуют программы, разработанные Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, предусматривающие развитие конструктивных способностей у детей.

Исследованием проблемы обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и другие. Они рассматривали конструирование как универсальную деятельность по созданию построек различного типа.

Развитие познавательных способностей детей успешно проходит в процессе конструктивной деятельности.  Конструируя, ребенок учится различать не только внешние качества предмета, у него развиваются познавательные и практические действия, зрительное восприятие качества предмета. 
 С целью развития познавательных способностей, расширения представлений детей о предметах окружающего мира, развития технических способностей и воображения, целеустремленности и усидчивости, я веду систематическую работу по конструированию с 1 младшей группы. 

4 слайд.  

 Дети третьего года жизни становятся физически значительно крепче, выносливее, способными к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой, так как в их психической деятельности происходят существенные изменения.
К трем годам они уже могут назвать, что будут строить, и способны к большей самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий, выражая этим свое отношение к ним.

 Конструктивная деятельность детей раннего возраста  проходит путь от игрового манипулирования и условного использования материала к функциональному его применению.  
У детей третьего  года жизни начинают складываться представления о функциональном назначении строительных деталей, простейших предметах, которые можно из них соорудить, об игрушках, которыми можно обыграть постройки. Малыши овладевают элементарными действиями со строительными деталями. Они способны запоминать и узнавать детали и игрушки по наиболее характерным признакам и свойствам. В это время идет активное сенсорное развитие. Начинают формироваться способы решения практических задач, развивается практическое экспериментирование.
Малыши много играют со строительными деталями, осваивая разные действия с ними.
Мотивом для создания простых сооружений является сюжет игры. Инициатором в этих играх остается взрослый.

 

5 слайд.  

На основе анализа литературы мной были определены следующие условия возникновения навыков конструктивной деятельности в раннем возрасте:

  1. Использование игровых приемов, художественного слова и музыкального сопровождения  при организации образовательной деятельности  по конструированию.
  2. Разнообразие строительного материала, является условием  самостоятельной  конструктивной  деятельности детей по сооружению построек из разного вида конструктов: напольного и настольного.
  3. Повышение родительской компетентности вопросах конструирования.

Таким образом, принципиально значимым является эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребёнок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с игрой, с музыкой и художественного слова, делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным.

6 слайд.

Как свидетельствуют проведенные мной наблюдения за самостоятельной деятельностью воспитанников группы  большинство из них проявляют интерес к строительному материалу эпизодически, на короткое время (пять–семь минут), сооружая весьма однообразные постройки. Чаще всего дети строят башенки, накладывая кубы друг на друга до тех пор, пока они не упадут, что позволяет говорить о манипулятивном характере их действий, не ориентированных на создание продукта для последующего обыгрывания. Не используются в игре и другие сооружаемые детьми постройки (к примеру, у домиков отсутствуют двери, а порою и внутреннее пространство, в котором могла бы разместиться игрушка).

Действия ребенка раннего возраста  со строительными материалами носят манипулятивный характер: он накладывает предметы друг на друга, либо выкладывает их в ряд, не преследуя конструктивных целей. В процессе выполнения данных действий у ребенка  развивается зрительно-моторная координация, необходимая для освоения конструктивной деятельности.

Свою работу по конструированию  предметов и объектов строю в следущем порядке: дорожки, башни, заборы и, далее, предметы мебели,  домик, транспорт…  

Необходимо отметить, в I младшей группе дети конструируют по образцу: я показываю образец постройки, а затем учу приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

7 слайд.

При создании построек  я использую  различные игровые ситуации, стихи и т. д.

В структуре занятия по конструированию использую следующую последовательность применения игровых приёмов:

В начале занятия использую  игровую  мотивацию, например,  : «Петушок любит клевать зёрнышки, но он боится хитрой лисички… вот он взлетит на высокий заборчик»

Далее, в процессе выполнения задания  применяем приём обыгрывания создаваемой постройки, например: «А теперь поставим кирпичик к задней стенке – получилось окошечко, посмотрит Петя - Петушок в окошечко, нет лисички, выйдет да и поклюёт зёрнышки».

В конце занятия, по окончании работы  мы обыгрываем  готовую  постройку. Например: «Пошёл петушок гулять, долго гулял, все зёрнышки склевал».        

8 слайд.

Для конструктивной деятельности детей в моей группе организована развивающая предметно - пространственная среда, с крупным и мелким строительным материалом, конструктором  деревянным и пластмассовым, настольным, различные по форме и величине пластины, бросовый материал (чурбачки, брусочки с просверленными дырочками из натурального дерева) ; конструктором LEGO (среднего размера);  игрушки для обыгрывания постройки (животные, птицы, куклы, матрёшки разных размеров).

9 слайд.

В моем календарном планае прописаны еженедельные подгрупповые занятия по обучению конструированию. При проведении занятий я  стремялюсь привлечь внимание воспитанников к постройке как необходимому элементу игровой ситуации, придать ей смысл в контексте решения игровой задачи, но в то же время использую репродуктивную методику обучения, предлагая детям шаблонные образцы конструкций, не провожу предварительное рассматривание моделируемых объектов, что препятствует формированию у детей целостной конструктивной деятельности.

10 слайд.

По результатам моей работы я могу сделатьвыводы:

1.Повысился  интерес детей раннего возраста к занятиям по конструированию.

2. Расширились представления детей о конструктивных возможностях строительного материала.

3.  Появление умения действовать строительным материалом  в изменённых условиях в самостоятельной конструктивной деятельности.

4. Повысилось активное взаимодействие детей другом  в коллективных играх, основанных на создании построек из  строительного материала.

Таким образом, результатом  своей работы считаю, что  при применении игровых приёмов, художественного слова и музыкального сопровождения дети учатся различать основные формы деталей строительного материала, а также с помощью взрослого могут строить разнообразные постройки, используя большинство форм и, могут называть свои постройки и разворачивать игру вокруг собственной постройки, при этом проявляют желание самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры

                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар "Познавательное развитие в процессе предметной деятельности детей раннего возраста» « Взаимосвязь предметно-игровой и конструктивной деятельности со строительным материалом и пластмассовыми конструкторами ». Воспитатель первой квалификационной категории Фирсова О.В. МБДОУ «Детский сад № 26» для детей раннего возраста Дзержинск 2018 год

Слайд 2

Главным условием полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие, т.е. развитие их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Слайд 3

Актуальность Исследованием проблемы обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук , В.В. Холмовская и другие.

Слайд 4

Особенности конструирования в раннем возрасте. Детское конструирование можно рассматривать, как средство всестороннего умственного развития ребенка. . Поддержание интереса ребенка, заинтересованность его в совместны играх со взрослым с применением конструктивных навыков, использование разнообразных сюжетных игрушек, ситуаций в игровой деятельности дает положительный результат – малыш начинает использовать в игровой деятельности элементы конструирования.

Слайд 5

Условия возникновения навыков конструктивной деятельности в раннем возрасте:

Слайд 6

Работа с детьми по конструированию предметов и объектов простой формы: в I младшей группе дети конструируют по образцу: воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.

Слайд 7

При создании построек я использую различные игровые ситуации, стихи (разработан цикл занятий по стихам Агнии Барто) и т. д. Игровые приемы

Слайд 8

Создание развивающей предметно- пространственной среды

Слайд 9

Перспективное планирование Месяц неделя Тема Задачи Развивающая среда Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность Сентябрь Вторая «Игрушки» Продолжать учить сооружать элементарные постройки из строительного материала Оформление уголка из разного вида строительного материала (деревянные и пластмассовые), разной формы и величины Подготовка строительного материала для строительства «Гаража» с учетом выбранной большой машины 1.Игра-путешествие с детьми и педагогом по групповой комнате с беседой: что есть в нашей группе? Где спальня, раздевалка, туалет? Где игрушки? 2. Дидактическая игра: «Чего не стало?» (воспитатель выставляет кубик, кирпичик, пластину, предлагает внимательно рассмотреть. Затем предлагает закрыть глаза, в это время убирается одна из деталей. Дети отгадывают, чего не стало) Сентябрь Третья «Башня» Учить детей совместным действиям детей друг с другом при выполнении элементарных игровых заданий с игрушками Картотека «Овощи», «Фрукты» Дидактический материал «Овощи и фрукты» Совместная игра детей с крупным строительным материалом. 1.Путешествие по территории участка с беседой: «Что есть на нашем участке? Где веранда? Песочница? и др.» 2. Дидактическая игра «Большая и маленькая корзинка» (воспитатель предлагает детям кто быстрее разберет большие и маленькие кубики и разложит в соответствующую корзину). Дидактическая игра «Овощи и фрукты» (воспитатель рассыпает на ковре овощи и фрукты - дидактический матер, предлагает детям собрать в корзинки отдельно овощи и фрукты). Октябрь Первая «Дорожки» В процессе игровой деятельности с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить с деталями (кубик, кирпич, трехгранная призма) Оформление в уголке конструкторов различной величины из пластмассы. Картотека иллюстраций «Дома» Самостоятельные игры с пластмассовыми конструкторами 1. Рассматривание иллюстраций «Разные дома». 2. Беседа с детьми на тему: «В каком живу я доме» 3. Дидактическая игра: «Найди большой и маленький домик», «Найди такой же домик» 4. Совместное строительство различных дорожек из пластин к «домикам» – большие и маленькие дорожки.

Слайд 10

Результаты работы Результаты работы: 1.Повысился интерес детей раннего возраста к занятиям по конструированию. 2. Расширились представления детей о конструктивных возможностях строительного материала. 3. Появление умения действовать строительным материалом в изменённых условиях в самостоятельной конструктивной деятельности. 4. Повысилось активное взаимодействие детей другом в коллективных играх, основанных на создании построек из напольного строительного материала. 5.Дети в активной речи стали называть детали конструктора, а так же в речи Таким образом, результатом своей работы считаю, что дети при применении игровых приёмов, художественного слова и музыкального сопровождения дети учатся различать основные формы деталей строительного материала, а также с помощью взрослого могут строить разнообразные постройки, используя большинство форм и, могут называть свои постройки и разворачивать игру вокруг собственной постройки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной деятельности со строительным материалом "ДОМИК ДЛЯ КОШЕЧКИ"

Учить делать постройку из кубиков, устанавливая один кубик на другой.Обучать умению строить по образцу, выполнять простые действия с предметами, выполнять движения вслед за воспитателем. Развиват...

Конструктивно-модельная деятельность(из строительных материалов) «Будем строить теремок»

Конструктивно-модельная деятельность(из строительных материалов) «Будем строить теремок»...

ИГРЫ СО СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ. Строительно-конструктивная игра «КОРАБЛЕСТРОИТЕЛИ»

Игры со строительным материалом.Возрастная группа старшая. Строительно- конструктивная игра "Кораблестроители"...