Рабочая программа игрушки своими руками
методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

Боброва Анна Юрьевна

Рабочая программа игрушки своими руками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_igrushki_svoimi_rukami_om.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Программа кружка «Игрушка своими руками»

Пояснительная записка

 Прикладное творчество - это процесс создания работ ручного труда с использованием различного подручного материала (бумага, ткань, бисер, воск, нитки и т. д.).

С древних времен люди украшали одежду, обувь, домашнюю утварь, орудия труда и интерьер своего жилища с помощью прикладного творчества. Возможно, первым толчком к появлению этой деятельности явилась необходимость  шить одежды из шкуры, изготавливать предметы, необходимые в хозяйстве и для труда. Первые результаты деятельности подсказали человеку, что можно не только изготавливать необходимые для жизнедеятельности вещи, но и украшать их.  Особое место в жизни людей занимало украшение одежды. Здесь применялось все искусство и творческая мысль мастериц, которые использовали для своих изделий различный материал: кожа, мех, ткань, бумага. С течением времени прикладное творчество развивалось и обогащалось новыми идеями, материалами и формами.

Занятия с детьми творчеством занимает особое место в педагогике, и  являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память. Происходит разностороннее психологическое развитие ребёнка, раскрывается его личность, воспитываются лёгкость и быстрота овладения знаниями и умениями. Появляется способность использовать эти умения и накопленный опыт для решения задач в различных ситуациях (в том числе нестандартных), уверенность в правильности  принятия обоснованных решений.

Занятия в кружке прикладного творчества позволяют детям научиться правильно обращаться с рабочим материалом и инструментами, необходимыми в работе; планировать порядок выполнения рабочих движений, способы соединения деталей; изготавливать изделия в нетрадиционной форме, уметь создавать работы по словесному описанию. Дети учатся использовать способы самооценки в своей работе и работе товарищей, создавать работы по замыслу, подбирать для них цветовую гамму. Таким образом, формируется и  навык эмоционального отклика на многообразие красок, форм в природе.

Изготовление игрушки занимает особое место среди других видов декоративно-прикладных ремесел. Игрушки, сделанные своими руками, имеют большую ценность и для взрослых и для детей. Взрослого человека забавная игрушка переносит в мир детства, вызывает добрую улыбку. Для ребенка же игрушка – неизменный спутник и друг, который знакомит его с окружающим миром, пробуждает мысль, будит фантазию, воспитывает чувства.

Процесс создания игрушки развивает фантазию, воображение, логическое и творческое мышление, память, умение работать самостоятельно. Воспитывает трудолюбие и художественный вкус, формирует творческое отношение к труду, вырабатывает навыки и умения, необходимые для успешной деятельности ребенка.

Программа «Игрушка своими руками» разработана в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», изложенными в Письме Министерства образования Российской Федерации (2006г.), а также в соответствии с рекомендациями к работе объединений и кружков художественно-эстетического направления, изложенными в различных методических источниках.

Основная цель программы:

способствовать формированию творческой и компетентной личности в области прикладного творчества, посредством обучения художественному ручному труду.

Основные задачи:

- формирование и расширение предметного кругозора детей в области художественного ручного труда, в том числе истории развития игрушки, как одного из направлений народного творчества;

- обучение детей изготовлению  поделок из различных  подручных материалов;

- формирование у детей навыков культуры труда, общетрудовых знаний и умений;

- развитие творческих способностей детей, их фантазии, интеллекта, логического мышления, познавательного интереса;

- развитие у детей развитие мелкой моторики пальцев рук;

- воспитание у детей усидчивости, умения преодолевать трудности, аккуратности при выполнении заданий;

- воспитание интереса детей к творческой деятельности.

Характеристика программы

Направленность: художественно-эстетическая.

Тип программы: дополнительная образовательная программа.

Вид программы: модифицированная.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа предназначена для занятий с детьми различных возрастных категорий, желающими научиться изготавливать игрушки, картины, поделки из различного материала и предметы интерьера своими руками.

Для организации работы формируются группы. Количество занимающихся в группе – до 8 человек.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Рекомендуемый режим занятий: 1 раз в неделю по 30-40 минут.

Основные формы работы кружка:

- практические групповые занятия по утвержденному расписанию;

- воспитательные мероприятия (по плану работы кружка);

- выставки поделочных работ.

Требования к образовательным результатам

Современное качество содержания образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

Работая по  программе кружка «Игрушка своими руками», обучающийся постепенно сможет овладеть навыками, необходимыми для деятельности с прикладным творчеством, как к с предметом деятельности в соответствии с возрастными особенностями.

 

Компетенции

Значимые действия и умения

      Предметные

- владение навыками работы с бумагой и картоном, пластилином, природным материалом, тканью, нитками, бисером, бусинами и прочими материалами;            

- владение правилами вырезания деталей по шаблонам, порядком выполнения аппликаций из ткани, ниток, бумаги и пр. материалов, владение приёмами изготовления простейших игрушек в различных техниках;

- умение самостоятельно подбирать технику и материалы, а также, выполнять и оформлять работы.

Учебно-познавательные

- владение знаниями  и умениями, направленными на организацию цели обучения, на самооценку учебно-познавательной деятельности;

- владение креативными навыками продуктивной деятельности в области прикладного творчества;

- владение приемами действий в различных ситуациях, в том числе нестандартных;

- умение планировать свои действия при выполнении творческой работы.

Компетентности личностного самосовершенствования

 - владение навыками безопасного обращения с ножницами, клеем и прочими орудиями труда;

- проявление любознательности, инициативы и познавательной активности;

-  способность применять знания и умения в области прикладного творчества в различных ситуациях соответственно возрасту;

- забота о сохранении своего здоровья, соблюдение правил гигиены.

Коммуникативные

- умение выражать в понятной форме последовательность изготовления поделки, сувенира и т. д.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате занятий по программе «Игрушка своими руками» обучающиеся приобретут первоначальные знания, умения и навыки, связанные с  деятельностью в области изготовления игрушки, в основе которой предусмотрено:

- владеть навыками безопасного обращения с ножницами, клеем и прочими инструментами;

- знать основы терминологии в области художественного ручного труда и изготовления игрушек;

- уметь вырезать детали по шаблонам, владеть порядком выполнения различных техник;

- владеть навыками аккуратной работы с бумагой, картоном, пластилином, тканью, нитками, природным материалом, бисером и пр.;

- знать приёмы изготовления простейших игрушек в различных техниках;

- уметь самостоятельно выполнять простейшие изделия из подручного материала.

- владеть навыками культуры труда, общетрудовых знаний и умений.

Учебно-тематический план

Содержание

Содержание учебного материала состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть занятия способствует повышению количества и качества знаний учеников по данному предмету. В процессе обучения ученики получают сведения о терминологии, методах обучения, техниках изготовления игрушек, приёмах конструирования и использования различных материалов.

Практическая часть занятия включает в себя повторение определённых действий с целью достижения необходимой точности и скорости их выполнения. С помощью упражнений формируются двигательные навыки, без которых учащиеся не смогут точно осуществить технологический процесс и получить качественный результат труда. В процессе выполнения практических упражнений у учащихся формируется динамический стереотип, развивается мелкая моторика пальцев, но это не должно сводиться к бездумному повторению действий. В каждом действии должно быть творческое начало.

Воспитательные мероприятия составляют отдельный раздел и проводятся  по плану работы учреждения.

Месяц

Занятие

Тема

Время

Октябрь

1

Кукла-оберег «Крестец»

30 мин

2

Кукла-оберег «Кувадка»

30 мин

3

Кукла-оберег из ниток

30 мин

4

Кукла-оберег «Десятиручка»

30 мин

Ноябрь

1

Игровая кукла «Утешница»

30 мин

2

Кукла-оберег «Желанница»

30 мин

3

Игрушка из пробок «Змейка»

30 мин

4

Новогодняя игрушка «Ёлка»

30 мин

Декабрь

1

Новогодняя игрушка «Дед Мороз»

30 мин

2

30 мин

3

Игрушка на ёлку «Снежинка»

30 мин

4

Игрушка на ёлку «Ангел»

30 мин

Январь

1

Игрушка «Снеговик»

30 мин

2

Волшебная вазочка

30 мин

3

Пингвин

30 мин

4

Собачка

30 мин

Февраль

1

Человечек из пробок

30 мин

2

Самолетики

30 мин

3

30 мин

4

Цветы из пуговиц

30 мин

Март

1

Вазочка для цветов

30 мин

2

Коробочка-сюрприз

30 мин

3

Роспись деревянных яиц

30 мин

4

30 мин

Апрель

1

Пасхальные зайчики

30 мин

2

Картина из пуговиц «Чудо-дерево»

30 мин

3

30 мин

4

Бабочка из пуговиц

30 мин

Май

1

Картина из шерсти «Цветы»

30 мин

2

30 мин

3

Шкатулка техникой декупаж

30 мин

4

30 мин

Методическое обеспечение программы

Методика обучения

Обучение детей по данной программе предполагает использование на занятиях  разнообразных педагогических приемов и методов, как классических, так и эвристических, направленных на выявление и развитие творческих способностей обучающихся.

Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности используются следующие методы:

- словесные, которые включают в себя рассказ, объяснение, устный инструктаж;

- наглядные, к которым относятся иллюстрации и демонстрации;

- практические – упражнения, учебно–практические работы;

- репродуктивные и проектные, отражающие степень самостоятельности учащихся при усвоении учебного материала: повторение, алгоритмизация;

- самостоятельные и несамостоятельные, характеризующие степень управления педагогом познавательной деятельности учащихся: задания, указания.

Для стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются:

- познавательные игры;

- создание эмоциональных ситуаций;

- предъявление требований;

- убеждение;

- поощрение.

Для контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются следующие методы:

- устный контроль и самоконтроль объединяют индивидуальный опрос учащихся, фронтальный опрос, устный самоконтроль и взаимоконтроль учащихся;

- практический контроль и самоконтроль применяются для диагностики уровня развития навыков и умений обучаемых: контрольные учебно-практические работы.

Необходимо учитывать  возрастные психофизиологические особенности детей, их индивидуальные особенности.

Основная структура занятия

Групповое занятие - наиболее оптимальная форма работы кружка.

Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя проверку готовности учащихся к занятию, вводный инструктаж, технику безопасности.

В основной части занятия стоит задача овладения теоретическими и практическими знаниями учебной программы. В этой части занятия необходима физкультминутка, чтобы дать отдых глазам и пальцам.

В заключительной части подводятся итоги занятия, даётся оценка выполненной работы.

Музыкальное сопровождение на занятии используется для поддержания работоспособности учеников.

Этапы учебного процесса

Изучение материала должно осуществляться в несколько этапов.

1. Ознакомление.

На первом этапе  даются первоначальные знания по обработке рабочего материала. При объяснении техники выполнения приема идет показ педагогом на практике. После этого ученики приступают к выполнению приёма, опираясь на наглядное пособие.

2. Разучивание.

Задача второго этапа - овладеть техникой выполнения изучаемого приёма по обработке рабочего материала. Главным является многократное повторение, а также использование дополнительных методических приемов (слуховых и зрительных ориентиров).

3. Совершенствование.

Третий этап - это закрепление изучаемого приема и дальнейшее совершенствование в технике. На этом этапе продолжается повторное выполнение, разбор ошибок, если они есть.

4. Проверка знаний и умений.

Задача педагога – не только определить конечную цель, но и отслеживать промежуточные результаты, благодаря которым можно своевременно выявить и предупредить возможные отклонения от прогнозируемого результата.

Инвентарь и оборудование

Инвентарь и оборудование, необходимые для занятий по программе «Игрушка своими руками»:

- ученические столы;

- ученические стулья;

- ножницы;

- линейки;

- шаблоны;

- циркуль;

- технологические карты;

- образцы готовых изделий и пр.


Литература

Методическая литература

  1. Майко Диан Босек «Чудесные фигурки из ниток»,  Харьков, 2014
  2. Н.П. Роенко «Поделки, обереги. Картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков, 2012
  3. Т.Ф. Плотникова «Мозаика из яичной скорлупы», Москва, 2012
  4. Хелен Уолтер «Цветы из бумажных лент», Москва, 2008
  5. Л.П. Васильева-Гангнус «Уроки занимательного труда», Москва, 1978

6. Б.П. Осмачкин «Сувениры своими руками», Киев, 1987

7. Жаннетт Кнаке «Мягкие картины своими руками», Москва, 2007

8. К. Стародуб «Игрушки и поделки из природных материалов»,  Ростов-на-Дону, 2006

9. С.Н. Гришечкина, В.А. Козюлина «Поделки. Игрушки, подарки своими руками», Ярославль, 2007

  1. Мэри Оно, Рошин Оно «Оригами: фигурки животных из бумаги», Харьков, 2013
  2. С. Соколова «Театр оригами: игрушки из бумаги», Москва, 2001
  3. В. Хоменко, Г. Никитюк «Аппликации, картины и панно из природных материалов» и пр.

Нормативная база

1. Закон Российской Федерации «Об образовании».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Рабочая программа "Чудеса своими руками" для средней группы

Рабочая программа "Чудеса своими руками\'\' разработана для детей средней группы....

Рабочая программа "Чудеса своими руками"

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисково...

Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению новогодней игрушки "Новогодняя игрушка своими руками"

Мастер-класс  для родителей дошкольников и детей старшего дошкольного возраста по изготовлению новогодней игрушки....

Рабочая программа "Чудеса своими руками"

Программа составлена с учетом ФГОС.Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес....