Тема по самообразованию на 2017-2018 учебный год
опыты и эксперименты (младшая группа)

Устюгова Любовь Сергеевна

Тема по самообразованию на 2017-2018 учебный год. Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска детский сад №5 «Мечта»

Индивидуальный план развития по самообразованию.

Тема по самообразованию: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»

2017-2018 г.

Воспитатель Устюгова Любовь Сергеевна

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», — утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. 

Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  2. Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
  3. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  4. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • Повысить уровень познавательной активности у детей.
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
  • Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
  • Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
  • Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Перспективный план работы

по теме самообразования: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»

Мероприятие

Форма работы

Сроки

Отметка о выполнении

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного,

раздаточного   материала.

Постоянно

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

Сентябрь

Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

Разработка перспективного плана по опытно-экспериментальной деятельности

Перспективный план

Сентябрь-май

Разработан перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности

Разработать конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности

Конспекты, занятия

Сентябрь-май

Разработаны конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности

Разработать проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

Проект

Сентябрь-май

Разработан проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

Представление опыта работы в рамках «Школы педагога»

Презентация

Выступление в рамках «Школы педагога»

Провести открытое занятие связанное с элементами экспериментирования

Занятие

Проведение открытого занятия

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

 

Сентябрь-май

Организовано предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде.

Консультации, брошюры, памятки и т.п

Сентябрь, май

Проведение родительских собраний

Посещать занятия педагогов ДОУ

Постоянно

Посещение занятий педагогов ДОУ

Принять участие с детьми в педагогических конкурсах

Конкурсы

Постоянно

Участие с детьми в конкурсах

Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности

Постоянно

Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

Публикации; творческие работы детей; методические разработки.

Постоянно



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад  №5 «Мечта»

«План по самообразованию педагога»

                               

____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________

(Ф.И.О. педагога)

_______4 года__________                                                                                                                                              _________первая___________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»____________

(название темы)

__2017-2018__                                                         _дети дошкольного возраста 3-4 лет__

учебный год                                                                                                                                                                              возрастная группа

 

2017 г.

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»

Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  2. Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
  3. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  4. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Мероприятие

Сроки

Форма отчета, ожидаемый результат

Самообразование

1

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Постоянно

Проанализирована научно-исследовательская литература, интернет-ресурсы, подобрана программно-методическое обеспечение, наглядно-демонстрационный материал

2

Изучить методы оценки с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

Сентябрь

Проведена оценка детей с целью выявления знаний и умений детей по опытно-экспериментальной деятельности.

3

Разработка перспективного плана по опытно-экспериментальной деятельности

Сентябрь-май

Перспективный план. Разработан перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности

4

Разработать конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности

Сентябрь-май

Конспекты, занятия. Разработаны конспекты и занятия по опытно-экспериментальной деятельности

5

Разработать проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

Сентябрь-май

Проект. Разработан проект по развитию познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности

6

Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

Сентябрь-май

Организовано предметно-развивающая среда для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

7

Обзор в интернете информации по использованию различного материала в опытно-экспериментальной деятельности

Постоянно

Работа с обучающимися

8

Принять участие с детьми в педагогических конкурсах

Постоянно

Конкурсы

Работа с родителями

9

Подготовка практического материала для родителей по предметно-развивающей среде.

Сентябрь, май

Консультации, брошюры, памятки и т.п. Проведение родительских собраний

Работа с педагогами (диссеминация опыта)

10

Представление опыта работы в рамках «Школы педагога»

Презентация. Выступление в рамках «Школы педагога»

11

Провести открытое занятие связанное с элементами экспериментирования

Занятие. Проведение открытого занятия

12

Посещать занятия педагогов ДОУ

Постоянно

Посещение занятий педагогов ДОУ

13

Представление опыта работы на сайтах педагогических работников

Постоянно

Публикации; творческие работы детей; методические разработки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад  №5 «Мечта»

Аналитический отчет по самообразованию педагога

                               

____________________________Устюговой Любови Сергеевны_________________________

(Ф.И.О. педагога)

_______4 года__________                                                                                                                                              _________первая___________

(стаж работы)                                                                                                                                                                              (кв. категория)

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»

(название темы)

__2017-2018__                                                                      дети дошкольного возраста 3-4 лет 

учебный год                                                                                                                                                                              возрастная группа

 

2017 г.

Тема:  «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности»

Посмотрев в перспективы развития своей темы по самообразованию, которая была выбрана в 2016-2017 учебном году, я поняла, что у нее есть достаточное количество исследований, и разработок различных приемов развития воображения у детей раннего, младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Следовательно, в период с 2017 по 2018 учебные годы я решила сменить тему по самообразованию на более интересную и  менее изученную: «Развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности».

Цель: развитие познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опытно-экспериментальной деятельности. Перед собой я поставила ряд задач:

  1. Развивать у детей младшего дошкольного возраста компетентность в области экспериментирования, формировать интерес к познавательной деятельности.
  2. Побуждать интерес обучающихся младшего дошкольного возраста к исследованиям, открытиям, применять элементарные техники экспериментирования.
  3. Сформировать предметно-развивающую среду для опытно-экспериментальной деятельности в группе.
  4. Стимулировать совместное творчество родителей и детей на основе опытно-экспериментальной деятельности.

 

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

Работу проводила поэтапно:

  • на первом этапе – велась активная работа с детьми на повышение уровня владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования;
  • на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы;
  • на третьем этапе – велась работа с родителями. Была разработана и использована  программа «Маленькие исследователи», выпушена брошюра «Опыты с водой». Велось активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Были использованы следующие средства:

  • Совместная деятельность педагога дополнительного образования с детьми;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • игровые;
  • ИКТ.

Диагностика познавательных  способностей детей на начальном этапе показала:

  • Высокий – 35%
  • Средний – 41%
  • Низкий – 24%

Благодаря проведению данной диагностики, необходимо сформировать у детей младшего дошкольного возраста знаний о экспериментальной деятельности, научить владеть простейшими техническими приемами работы  с различными элементами экспериментирования, сформировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность»;

О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир»;

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в подготовительной группе; Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»;

Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.

Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах: maam.ru, nsportal.ru.

Для того чтобы дети получили больше знаний по теме, поместила в уголке для родителей консультацию «Применение игровых методов и приемов по организации детского экспериментирования в домашних условиях».

Использую новые сюрпризные моменты. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

В «мини-лабораторию» добавила необходимое оборудование. Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты.

Диагностика на контрольном этапе показала:

  • Высокий – 73%
  • Средний – 25%
  • Низкий – 2%

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментально – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Перспектива:

1. Продолжить работу по освоению опытно-экспериментальной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования за 2017- 2018 учебный год "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности...

План по реализации темы по самообразованию на 2017-2018 учебный год

План по реализации темы по самообразованиюРазработала Булыкова Н.А....

Отчёт самообразования за 2017–2018 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Отчёт самообразованияза 2017–2018 учебный год.Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»...

Тема самообразования на 2017-2018 учебный год «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через использование современных технологий» старшего возраста.

Цель: совершенствовать теоретические знания, педагогическое мастерство; овладеть новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей; изучить и использовать в практике новейшие достижения ...