«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Овладение нетрадиционными  для дошкольного образования нетрадиционными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворенности детей в художественном выражении, развитию детского творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_izobrazitelnoy_deyatelnosti.docx49.59 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

«Нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

Номинация «Дошкольное образование» (ИЗО)

Сафина Ирина Рафисовна,

Воспитатель,

МБДОУ Д/С № 31 г.Норильска.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь"

Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее.

Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества.

Всем известно мнения выдающихся педагогов о том, что развитие ребенка сосредоточено на кончиках его пальцев - "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Так как дошкольное детство - очень важный период в жизни детей, поэтому именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.

Я обратилась к творческой деятельности детей не случайно, ведь для детей создавать что-то новое так же необходимо, как дышать, ведь это гарантия того, что ребёнок усвоит новые знания, умения, навыки и сможет их использовать при обучении в школе. Вспомните, какое значение придаёт ребёнок своим драгоценностям (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). По мнению взрослого, это ненужные вещи и предметы, а для ребёнка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти необычные материалы не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребёнку, должно помочь ему в изобразительной деятельности и не только. Работа с крупой, с опилками, с карандашными стружками, с макаронами развивают у детей не только эмоциональную чувствительность, но и логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно-моторную координацию, зрительный анализ и синтез, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения детей. При такой работе происходит интенсивный массаж рук и кончиков пальцев, что способствует развитию мелкой моторики.

Я изучила методическую литературу  различных авторов по направлению развития изобразительного творчества, проанализировала результаты диагностических срезов своих выпускников и выпускников других групп за последние три года. Полученная информация навела меня на мысль о том, каким образом можно улучшить показатели готовности детей к школе, т.е. наиболее качественно подготовить детскую руку к письму.  Мною предположено, что использование определенной системы работы по развитию изобразительного творчества, будет способствовать развитию моторики руки, поддержанию интереса к выполняемой деятельности, творческому развитию детей. Так как мне наиболее близка и интересна декоративно-прикладная деятельность, то я остановила свой выбор на нетрадиционных техниках изобразительной деятельности.

В детском саду работаю уже много лет и убедилась, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Анализируя результаты проведенных диагностических срезов, позволю себе сделать выводы о том, что нетрадиционные техники - это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Применение нетрадиционных техник в изобразительно деятельности имеет ряд преимуществ:

  • Способствует снятию детских страхов;
  • Развивает уверенность в своих силах;
  • Развивает пространственное мышление и ориентировку;
  • Учит детей свободно выражать свой замысел;
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • Учит детей работать с разнообразным материалом;
  • Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;
  • Развивает мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
  • Формирует навыки контроля и самоконтроля.

Учитывая все составные компоненты творчества (оригинальность, беглость, гибкость, восприимчивость), я определила ряд задач: 

1. Создать в группе условия для осуществления творческой изодеятельности.

2.Способствовать раскрытию творческого потенциала детей через использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности.

3.Развить у детей механизмы, необходимые для овладения письмом через развитие навыков ручной умелости.

4.Наладить межличностностное общение в процессе изобразительной деятельности.

5.Способствовать усвоению основных нравственно-этические понятий через сказочные образы.

Для решения этих задач в первую очередь необходимо было создать соответствующую развивающую среду. Для этого в группе выбрала достаточно освещенное место для занятий изодеятельностью. Создала небольшую выставочную зону для готовых работ – детских рисунков разного формата. С помощью родителей приобрела весь необходимый для творчества материал, различную бумагу, краски, карандаши.

Руководство изобразительной деятельностью детей группы осуществляла через планирование занятий, материальное обеспечение, использование несловесных средств общения. Часто я выступала в роли советчика, экспериментатора и просто партнёра.

Для того чтобы детское творчество успешно развивалось у наших детей, мне необходимо было найти такую форму организации и взаимодействия с детьми, которая позволила бы детям максимально реализовать свои творческие задумки. Организация работы на фронтальных занятиях меня мало устраивала, так как в ней невозможно учесть индивидуальные интересы каждого ребенка группы, достаточно сложно осуществлять помощь ребенку в реализации его творческих проявлений, занятие ограничивается временем и тематикой.

Для эффективной и систематизированной работы решила организовать в своей группе детей старшего возраста в рамках дополнительного образования кружок «Мастерилкины друзья», цель которого – не только подготовка руки к письму на основе творческой деятельности детей, но и развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных изобразительных техник.

Для реализации поставленной цели, мною были определены следующие задачи кружка:

  1. Развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов, сравнивать их между собой.
  2. Развивать чувство цвета, формы, композиции, воображение и творчество.
  3. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение как основу творческой деятельности
  4. Развивать умение ориентироваться на плоскости, обучать зрительному анализу и синтезу.
  5. Познакомить детей с нетрадиционными техниками изображения предметов («рисование» верёвкой, макаронами, счётными палочками, пластилином, опилками).
  6. Развивать навыки учебной деятельности (умение слушать, понимать, выполнять словесные установки педагога, действовать по образцу).

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. В своей работе использую современные методы. Авторами используемой мною классификации методов являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:

  • информационно-рецептивный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский;
  • эвристический;
  • метод проблемного изложения материала.

Использование именно этой системы методов наиболее предпочтительнее для выполнения продуктивных форм деятельности, так как система включает следующие приемы:

  • рассматривание;
  • наблюдение;
  • экскурсия;
  • образец воспитателя;
  • показ воспитателя
  • прием повтора;
  • работа на черновиках;
  • выполнение формообразующих движений рукой

успех любой деятельности, а особенно творческой лежит в тщательном продумывании подходов. Именно поэтому мною взят за основу основной принцип стимулирования детского творчества - принцип интегральности. Он заключается в том, что темы заданий предлагаются детям такие, которые могут совместить разные области науки, искусства.

Вся система работы кружка заключалась в трех составляющих – это взаимодействие с детьми, семьями воспитанников и педагогами.

I. Первое направление моей деятельности – работа с воспитанниками группы.

Тематика занятий кружка совпадает с тематическим планированием всей психолого-педагогической работы в нашей группе. Занятия кружка с детьми запланированы раз в неделю. В каждом месяце я предлагаю детям разные материалы для изображения объектов. Разнообразие материалов обуславливает задействованность разных мышц руки.  Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы дети получали положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность дошкольников была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.

Для того, чтобы заинтересовать детей мною использовались сказки о приключениях Мастерилки – это виртуальный герой, который любит путешествовать и при этом всё время попадает в какие-то необычные истории. У Мастерилки есть волшебный сундучок, где много разных полезных вещей (бисер, верёвочки, пёрышки, карандашная стружка и т.д.), которые могут превращаться в разные нужные предметы. Каждое занятие начинается с проблемной ситуации, возникшей у Мастерилки, и которую дети разрешают с помощью вещей из волшебного сундучка, а в конце занятия дети сами придумывают продолжение истории, произошедшей с Мастерилкой.

Кроме того, часто во время занятий мы с детьми вместе с Мастерилкой совершаем виртуальное путешествие по тем местам, где можно найти предметы из волшебного сундучка: по пляжу, по пшеничным полям, даже побывали на макаронной фабрике. Таким образом, на наших занятиях, мы не только создаём что-то новое и необычное, а ещё познаём окружающий мир.

Каждое занятие по программе кружка имело определенную структуру:

  1. Занятие начинается с того, что от Мастерилке приходит письмо, в котором он рассказывает, где он путешествует и что с ним произошло. Перед детьми ставится проблемная ситуация, требующая разрешения.
  2. Игры, направленные на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, массажи (часто выполняем массаж с тем материалом, из которого будет создавать «рисунок»: макароны, бусы, верёвочка, пуговицы и т.д.). Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем.
  3. Работа над «рисунком».
  4. Выставка работ. Продолжение приключения Мастерилки (придумывание детьми окончания истории). Самые удачные истории мы записываем в нашу самодельную книгу «Приключения Мастерилки», которую с удовольствием читают наши родители и гости.

Вся наша работа выстраивалась, учитывая принцип постепенности и последовательности, от более простых форм работы к более сложным. На первых занятиях мы с детьми только играли с цветом и красками, знакомились с материалами, которые можно использовать в работе. Мастерилкин рассказывал нам много интересного и полезного.

Так как техника рисования детям в дошкольном учреждении хорошо знакома, то и работа начиналась с самого близкого – рисования:

  • по мокрой бумаге с солью,
  • размыванием краски под плёнкой,
  • чернильными кляксами,
  • мыльными пузырями,
  • разбрызгиванием по фону с маской,
  • рисованием ниткой,
  • ватными палочками,
  • рельефной краской,
  • восковыми мелками по картону,
  • пастелью,
  • рисованием по фольге тающими карандашами,
  • рисованием с помощью оттиска,
  • техника рисования на ткани.

Разнообразные способы работы с детьми в технике нетрадиционного рисования, основаны на применении различных печаток. Для того, чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы бумаги могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка), квадрата (платочек, коробочка).

Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей. Для меня было важно помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому я знакомила детей с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей.

Познакомив детей с нетрадиционными техниками рисования, я перешла к работе из бросового материла. Как оказалось, моим воспитанникам было очень интересно работать с бросовым материалом.

В своей работе я с особым удовольствием использую такие нетрадиционные  техники как «Флористика» и «Макаронопластика».

«Флористика»

 – это создание флористических композиций (букетов, картин, панно и пр.) из разнообразных природных материалов. В процессе творческой работы с природным материалом формируется основа эстетического отношения к природе. Искусство флористики доступно практически каждому. Важно научить детей ассоциативно воспринимать природный материал, видеть скрытые в нем художественные образы. Флористика, или создание поделок и картин из природного материала, одно из любимейших занятий детства. Это не просто забава и приятное развлечение, а настоящее мастерство сродни искусству. Как неповторима природа, так неповторимо все, что создано из ее даров. Листочки вызывают у нас различные ассоциации, задают настроение и тему. Нужно лишь пойти на прогулку, собрать красивые листочки и высушить. Фантазии из листьев – это фейерверк творчества! Ведь цветовая палитра – как в живописи и дана в листьях изначально. Образы и композиции – как в конструировании и возникают из готовых форм (листочков) легко, быстро и каждый раз по-новому. Ничего не нужно вырезать, остается лишь «художественно» наклеить на цветную бумагу сами листочки, чтобы получилась красивая картинка. Эти занятия помогают в художественном, нравственном и экологическом воспитании детей. Мои дети постепенно учились любоваться гармонией природы, создавать красоту своими руками. Жизнь листьев продлилась в наших картинах, сувенирах, открытках, декоративных панно для интерьера.

Большую известность в интерьере нашего ДОУ получили картины из осенних листочков. На практике это достаточно просто сделать. Для работы используются все подручные средства (картон-любой, клей ПВА или любой другой, сушеные листья и пинцет для их переворачивания). Простые композиции можно располагать сразу  на фоне и выклеивать деталь за деталью. Сложные  композиции лучше сначала составить на отдельном листе бумаги, а затем частями перенести и наклеить на фон, начиная с заднего плана и постепенно переходя к переднему. Из листьев можно делать узоры «наклеивать их удобнее от центра», буквы, цифры, символы и даже портреты. Готовую картину из листьев нужно покрыть салфеткой или любимой  мягкой рыхлой бумагой и выдерживать 10-20 часов под грузом.    

«Макаронопластика»

- это другая полюбившаяся моим ребятишкам техника. Макаронопластика   -  создание композиций с использованием макарон. Макароны - не только вкусная еда, но и прекрасный материал для творчества. Макаронные изделия имеют множество различных форм и даже цветов, хотя любые макароны  можно покрасить краской-аэрозолем. Чем разнообразнее макароны, тем интереснее получаются работы.  Дети могут сначала выложить работу, а затем её раскрасить, или, сначала раскрашивают макаронные изделия в разные цвета, а потом из них выкладывают  композицию.

Краска на макароны ложится легко и быстро. Высохшие бусы можно украсить разноцветными точками с блестками с помощью декор-клея, или цветными точками с помощью ватных палочек и густой гуаши. Готовые работы: бусы, аппликации и другие поделки можно при желании покрыть лаком. Готовые изделия, которые покрыты краской из баллона (такая краска ложится ровнее, особенно золотая или серебренная) вводят в заблуждение людей, не знакомых с этим видом творчества. Достаточно трудно понять, из какого материала сделаны эти работы.

Не менее интересны работы из цветных опилок.

В основе создания работ из цветных опилок лежит посыпная техника. Она достаточно проста и интересна детям. Древесные опилки можно покрасить во все цвета радуги и сделать из них очень красивые панно или оформить стены групповой комнаты, приемной. Работы получаются красочными и выигрышно смотрятся в интерьере группы, что вселяет в детей уверенность в своих силах, демонстрирует значимость художественной деятельности, позволяет создать положительный настрой на создание новых работ.

Для изготовления композиции из опилок нужны, конечно, в первую очередь опилки, желательно светлые, а также краски: гуашь или темпера на поливиниловой основе или акварель. Смешивая их в разных пропорциях с белой водоэмульсионной краской  и водой, вы получите по несколько оттенков любого цвета.

Чтоб покрасить опилки, понадобятся: резиновые перчатки, красящий раствор, таз и старые газеты.

Насыпаем опилки в таз, добавляем в них подготовленный краситель и хорошо перемешаем содержимое таза руками.

Работаем только в резиновых перчатках! Это для того, чтобы руки оставались чистыми. В этом процессе мои дети принимали активное участие.

После покраски выкладываем опилки на бумаге тонким слоем до полного высыхания. Если рисунок требует использования нескольких цветов, то сначала наклеиваем один цвет, затем переворачиваем работу и плохо приклеенные опилки осыпаются. При необходимости повторяем процедуру и так со всеми деталями рисунка. Хранить крашеные опилки лучше всего в прозрачных пластиковых бутылках. Очень удобно, когда в наличии уже есть подготовленные опилки – осталось дело только за полетом фантазии детей.

Не менее интересно в детских поделках использовать яичную скорлупу. Яичная скорлупа – наверное, один из самых доступных и дешевых материалов для творчества: она есть на каждой кухне, чтоб пополнить ее запасы, достаточно сходить в продуктовый магазин. К тому же она тонкая и легкая, поэтому украшенные ею изделия не прибавляют в весе и выглядят очень аккуратно и изысканно. Она дает возможность тонко проработать самые маленькие детали рисунка, сделать плавные цветовые переходы даже на небольшом участке поверхности, благодаря чему мозаика будет выглядеть, словно живопись. Также скорлупой можно выложить рисунок на маленьких и криволинейных поверхностях: круглые шкатулки, бутылки, вазы и т.д.

Вообще, яичная скорлупа как декоративный материал известна с давних времен. Китайские и вьетнамские мастера лаковой живописи наклеивали ее в своих работах для создания покрытых трещинами каменных стен и скал, а цветение весенних садов имитировали россыпью мелких кусочков скорлупы. Это только подтверждает фразу, что все новое – это хорошо забытое старое.

Чаще всего я использовала для работы скорлупу сырых куриных яиц. Аккуратно снять скорлупу с вареного яйца практически невозможно – она трескается и крошится, оставаясь висеть на подскорлуповой пленке. Важно, чтобы была возможность наломать скорлупу на кусочки нужной формы, а не выбирать из того что есть, поэтому для работы нужны более-менее крупные фрагменты скорлупы. К тому же с больших фрагментов легче снять пленку.

Для окрашивания скорлупы в яркие сочные цвета, нужно выбирать белую скорлупу. Цвета и оттенки получаются чистые и не искаженные. Для получения сложного цвета используется скорлупа светло-бежевого или светло-коричневого цвета. Можно применять в работе и неокрашенную скорлупу, воспользовавшись ее натуральным цветом.

Основой для работы может служить любая поверхность: деревянная, металлическая, стеклянная, пластмассовая и т.д. Главное чтобы она была достаточно твердой, гладкой и удобной. Лучше всего работы из скорлупы смотрятся на черном фоне: цвета становятся сочнее, ярче и контрастнее, а рисунок приобретает графичность.

Для наклеивания скорлупы можно использовать клей ПВА. Для окрашивания можно использовать традиционные средства для окрашивания пасхальных яиц или анилиновые красители, подойдут и гуашевые, акриловые краски. Хранить окрашенные скорлупки лучше в пластиковых емкостях. Скорлупки каждого цвета хранить в разных контейнерах.

Чтобы выложить из яичной скорлупы изображение ее нужно наломать на мелкие кусочки. Круглой маленькой кистью нанести загустевший клей на небольшой участок поверхности основы. Пока он не подсох, зубочисткой выложить на него кусочек скорлупы нужного цвета. Затем слегка надавить на него пальцем, чтобы он распластался и прилип к основе всей своей поверхностью. Работая с кусочками разных цветов, нельзя перемешивать их между собой. Кусочки разных оттенков одного цвета, предназначенных для набора сложных объектов, например, неба, воды, зелени, наоборот, рекомендуется перемешать. Выполняя сюжетную композицию, в первую очередь заполняются скорлупками самые мелкие детали. Далее выкладываются основные детали композиции. Фон набирается в последнюю очередь. Закончив выкладывание рисунка, перевернуть основу декорированной стороной вниз. Плохо приклеенные кусочки осыпятся. Собрать их и приклеить вновь. Чтоб полученный результат радовал долгие годы, рисунок необходимо покрыть лаком.

Существует определенная методика работы над «рисунком» из бросового материала.

 Методика работы над «рисунками» из бросового материала.

«Рисунки» из бросового материала можно каждый раз выполнять в разных вариациях, выкладывая их на картоне (приклеивая, например, верёвочку и раскрашивая рисунок), на ковролине, на бархатной бумаге.

Процесс создания рисунка можно разделить на следующие этапы:

Беседа – подготовка к работе.

Опираясь на образец, дети определяют, какой формы будет рисунок; какие части объекта должны присутствовать в изображении; какого цвета можно выбрать, например, верёвочку или карандашную стружку; как расположить картон и т.д.

Перенос образца на картон.

Дети с помощью воспитателя, если потребуется, переносят образец на картон с помощью копировальной бумаги. При этом необходимо детям напомнить условия, при которых получится хорошая копия образца: аккуратно придерживать листы, не сдвигать; хорошо нажимать на карандаш, чтобы изображение получилось чётким.

Наклеивание исходного материала на картон.

На контур рисунка тонкой полоской нанести клей. На него аккуратно наложить исходный материал так, чтобы получился контур рисунка.

Если мы работаем с верёвкой, с ниткой, с тесьмой, то их необходимо брать длиннее, чем рисунок, чтобы хватило на весь образец. Оставшуюся часть верёвочки отрезать. Начинать наклеивать нужно там, где на образце стоит стрелочка, и вести верёвочку, нитку через весь рисунок до замыкания.

На первых порах макароны, пуговицы, камешки, ракушки приклеиваем пластилином, затем переходим на клей ПВА. Начинаем оклеивать фигуры с контура.

Раскрашивание получившегося рисунка.

Когда клей высохнет, надо раскрасить рисунок. Я всегда стараюсь спрашивать у детей, какие чувства вызывает у них тот или иной цвет, т.к. именно цвет стимулирует желание взять в руки карандаш или кисть и рисовать.

По желанию  макаронные изделия, камешки, ракушки можно раскрасить акварельными красками или гуашью. Важно отметить, что при таком раскрашивании, гуашь необходимо смешать с клеем ПВА в пропорции 1:1, для того,  чтобы гуашь не размазывалась.

Картины, коллажи, рамки для фотографий – все это мои воспитанники с большим удовольствием делают из различных подручных материалов. Для большей выразительности «рисунков» мы используем разнообразный материал для декорирования. В основном дети выполняют работы на картоне или на бросовом материале (баночках, коробочках, бумажных тарелочках).

В мае, когда дети уже овладеют разными изобразительными техниками, я предлагаю им итоговую работу, которая является своеобразной диагностикой результатов, достигнутых детьми за учебный год. Задание заключается в выполнении изображения на определённую тему, только материал для работы дети выбирают сами, кому, что больше нравится. Так я даю возможность детям проявить свою фантазию и воображение, удивить сверстников своими творческими способностями.

Развивая творчество у своих воспитанников, я знакомила их ещё и с такими техниками как работа с карандашными стружками, ниткографию – правда сложность этой техники заключается в том, что она требует точной последовательности, аккуратности в работе. Эту изобразительную технику можно считать разновидностью монотипии. Но специфика создания рисунка позволяет определить ниткографию как отдельный способ изображения. Обычно многоцветное изображение похоже на какой – либо объект (птица, дерево, пейзаж). Нужно помочь детям увидеть это сходство, посоветовать как дорисовать изображение, и многое другое.

Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок.

Я создавала ситуацию не принуждения, основанную на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Проблему взаимоотношения со сверстниками я решала путем искусственно создаваемой ситуации, требующей коллективного решения проблемы. Предлагала им всем вместе выполнить ту работу, которая не под силу одному. Например, рисование гуашью картин холодных и светлых тонов. Объединению детей способствовало создание общих коллективных работ. А при рисовании цветов на ткани (водный батик), ребята уже сами решили выполнить общую работу, совместно договорились, как лучше нарисовать – кистью маки или "узелками" астры. Моей помощи уже не требовалось. Поддерживая интерес к искусству, поощряла детей к установлению контактов. Совместное обсуждение, рассматривание картин, работа над оформлением настольного театра, ваз из бутылок – все это способствовало развитию опыта общения между детьми. И если раньше многие дети испытывали трудности в общении, не все могли сразу договориться о совместной работе, то сейчас эти проблемы практически устранены.

Кроме этого, мы вместе с ними готовили материал: разрезали бумагу, оформляли работы в рамки. Читали с детьми сказки, на сюжеты которых я опиралась при выборе темы занятия. Также читали стихотворения, развивающие фантазию, выдумку. Придумывали рассказы и к ним рисовали рисунки.

Дети научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы в рисунках, ставить цели и выполнять их.

Дети научились взаимодействию друг с другом, они с радостью участвуют в общей работе и добиваются определённых результатов.

II. Второе направление моей деятельности – сотрудничество с семьями воспитанников.

Для эффективного развития ребёнка, в том числе и развития его мелкой моторики, необходимо тесное творческое взаимодействие воспитателя и семьи ребенка. Успешность работы по развитию у ребёнка творческого воображения, подготовки его руки к письму,  зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при участии родителей дошкольников, которые дома тоже должны всячески способствовать развитию двигательных, психических навыков детей. А мы, педагоги, должны помочь им в этом, вооружив их соответствующими знаниями, подсказав им различные формы работы с детьми, которые помогут превратить обучение в игру.

Работа с семьей выстроена по нескольким блокам.

  1. Консультативный. Материал представлен в виде буклетов и сменных консультаций. Я  подготовила для родителей различные консультации и памятки: «Чем можно заниматься с ребенком, чтобы развить творческую личность?», «Пальчиковые игры для гиперактивных детей», «Ум ребенка в пальчиках», и т.д.
  2. Игровой блок, включающий в себя подборку игр, созданную совместно с родителями. Это: «Игры на кухне», «Игры с бусинками и пуговицами», «Игры усыплялочки и просыпалочки» и др.
  3. Совместное творчество. Чтобы привлечь наших родителей к творческому сотрудничеству, мы предлагаем им поучаствовать в различных тематических выставках  совместных творческих работ, которые мы устраиваем в группе: «Раз крупинка, два крупинка», «Волшебная верёвочка», «Пластилиновая сказка». В начале учебного года я организовала свою творческую выставку, где были представлены мои работы, сделанные из различного материала. Затем, я предложила родителям продемонстрировать свои работы или работы, сделанные семьёй. Так организовались у нас творческие семейные выставки «Весенние деньки семьи Муравьёвых» (работы с использованием макаронных изделий), «Цветочные фантазии семьи Абрамовых» (работы из карандашных стружек) и т.д. Такие выставки вдохновляют не только детей, но и их родителей к творчеству, вызывают желание продемонстрировать свои возможности, возможности своей семьи, способствуют общности интересов детей и взрослых и, конечно, создают условия для развития наших детей.

Следующей формой взаимодействия с родителями явилась родившаяся в нашей группе  традиция «Мастерим вместе с мамой». Часто, придя за детьми в детский сад, мамы заставали нас за нашим интересным занятием, когда мы доделывали свои работы. Однажды, одна из мам попросилась помочь своему ребёнку, а заодно и самой попробовать создать «рисунок» из верёвочки, так и родилась у нас в группе эта традиция. Зачастую дома нет нужных для творчества материалов, да и родителям всё некогда, а в детском саду можно отвлечься, хотя бы на несколько минут от своих дел и предаться творчеству, да ещё и с ребёнком вместе. Что может быть лучше!

Чтобы дети и дома занимались творческой деятельностью, и, вместе с тем, развивали своё творчество, мы предложили завести дома «Волшебный сундучок», как у Мастерилки, где можно собирать разные коллекции пуговиц, камешков, бусинок, красивых верёвочек и т.д. И теперь дети с удовольствием приносят в детский сад свои сундучки и вместе с друзьями рассматривают свои коллекции, которые им помогают собирать и родители.

III. Третье направление моей деятельности – работа с педагогами нашего ДОУ.

Мой опыт востребован коллегами. Своими  наработками по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии творчества у дошкольников я охотно делюсь с другими педагогами.

Формы работы

Цель

Название

Открытые занятия

Показать практические приемы и формы организации работы по знакомству детей с нерадиационными техниками изобразительной деятельности.

1. «Поздравительная открытка ко Дню Святого Валентина»

2. «Волшебные опилки»

3 «Рябина красная»

Семинар-практикум

Познакомить педагогов с «секретами» овладения нетрадиционными техниками изобразительной деятельности.

  1. «Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста в совместной деятельности и НОД»
  2. «Аранжировка из природного и бросового материала»,
  3. «Техника корейской миниатюры»,
  4. «Макорономания. Витраж.  Декупаж. Работы по стеклу»,
  5. «Изготовление новогодних игрушек и сувениров из бисера»

Выступление на пед. советах, педагогических чтениях, конференциях, СМИ.

Распространение педагогического опыта среди коллег.

  1. «Подготовка руки к письму на основе творческой деятельности детей с использованием нетрадиционных изобразительных техник»
  2. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
  3. Заочное участие в IV Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия»
  4. Заочное участие в Пятой Всероссийской конференции педагогов «Педагогический поиск»

Консультативный материал (консультации, памятки, буклеты).

Практические рекомендации по работе с детьми.

  1. «Игры на кухне»
  2. «Как самим подготовить материал для работы в технике «Флористика»
  3. «Мастерим вместе с мамой» и т.д.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение. И т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будет развиваться детские творчество.

Таким образом, ценность педагогического опыта по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных изобразительных техник вижу в использовании необычных материалов, работа с которыми раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получиться.  Немного воображения и любой материал в руках ребенка превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище… Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно,  вовлекается в собственное творчество. Уверена: если вы попробуете поиграть с цветом и линией так же, как дети, то сможете создать свою технологию и обогатите запас нетрадиционных изобразительных техник, которые помогут детям понять мир красок и линий. Не бойтесь! Дерзайте! Делитесь своим опытом с другими. Ведь не только руки нам даны, но и голова…


ЛИТЕРАТУРА

  1. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», «Рисование верёвочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах»,
  2. Лыковой И.А. - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», «Изобразительное творчество в детском саду»,  
  3. Дороновой Т.Н. - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей»
  4. Казаковой Р.Г. «Изобразительная деятельность в детском саду»Л.А.Лялина – «Дизайн и дети»,
  5. Кожохина С.К. - «Путешествие в мир искусства»Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
  6. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание, 1991, N9.
  7. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. практикум. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)». – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987.
  8. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. N2110 «Педагогика и психология (дошк.)» /В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
  9. Художественное творчество в детском саду: Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. Под ред. Н.А. Ветлушной. – М.: Просвещение, 1974.
  10.  Алексеевская Н.А.  Карандашик озорной – М.: «Лист», 1999.
  11. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др.  Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль.: Академия Холдинг., 2001.
  12. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. -М.: Просвещение, 1981
  13. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте:     Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.
  14. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.    
  15.  Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.
  16. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988
  17. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.
  18. Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2002
  19. Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: 17.Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности .

Эти работы мы создавали совмесно с детьми . Работы коллективные . Мы рисуем на зеркале , пластилином , крупой , штампиками , пальчиками , ладошками . Создаем работы салфетками ....

"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через  нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....

Описание нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Методы и приемы нетрадиционного рисования....

«Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Опыт использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в совместной деятельности с детьми....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Рыбка» (старшая группа) (с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности - пластинография)

Задачи:1.Художественно эстетическое развитие:. Познакомить детей с  нетрадиционным  видом  лепки  – вдавливание горошин в пластилиновый рельеф.. прививать интерес к творческо...