консультация для воспитателей детского сада: "Конструктивно-модельной деятельности"
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Вострецова Ульяна Сергеевна

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.

Термин «конструирование» (от латинского слова «соnstruerе») означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_konstruktivno_modelnoy_deyatel.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы ставят перед педагогами дошкольных образовательных учреждений важные и ответственные задачи по руководству продуктивной деятельности детей.

Термин «конструирование» (от латинского слова «соnstruerе») означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.

В Федеральных государственных требованиях конструктивная деятельность относилась к образовательной области «Познание», а в Федеральном государственном образовательном стандарте конструктивно-модельная деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так как эта деятельность является эффективным средством эстетического воспитания.

Значение конструирования:

При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений.

Является средством нравственного воспитания и формирует важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициативу, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе.

Имеет большое значение для воспитания эстетических чувств.

Формирует у детей особое отношение к окружающему миру.

Результат:

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

Конструктивно-технические умения;

Обобщённые умения.

Содержание психолого-педагогической работы:

Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)

- В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

- Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно.

- Способствовать пониманию пространственных соотношений.

- Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

- По окончании игры приучать убирать все на место.

- Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

- Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

- Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

- В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)

- Подводить детей к простейшему анализу созданных построек.

- Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание), использовать в постройках детали разного цвета.

- Вызывать чувство радости при удавшейся постройке.

- Учить располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота).

- Побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.).

- Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

- Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.

- Продолжать учить детей обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома - улица; стол, стул, диван - мебель для кукол. Приучать детей после игры аккуратно складывать детали в коробки.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

- Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

- Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

- Развивать умение устанавливать ассоциативные связи, предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели.

- Учить анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.).

- Учить самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

- Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек.

- Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу - спинку).

- Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учить использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

- Продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

- Учить выделять основные части и характерные детали конструкций.

- Поощрять самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие.

- Помогать анализировать сделанные воспитателем поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки.

- Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учить заменять одни детали другими.

- Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

- Учить строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

- Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

- Совершенствовать умение работать с бумагой, работать по готовой выкройке (шапочка, лодочка, домик, кошелек), делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки и др.).

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

- Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

- Учить видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

- Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

- Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Типы конструирования:

Выделяют два типа конструирования: техническое и творческое.

К творческому типу конструирования относятся: конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся:

- конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы);

- конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

- конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

Виды конструирования:

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают следующие виды конструирования:

- конструирование из строительных материалов и разных видов конструктора;

- конструирование из природного материала.

- конструирование из  бросового материала (бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов).

Формы конструирования:

Конструктивная деятельность осуществляется: по образцу; по условиям; по замыслу, по теме, каркасное конструирование.

Конструирование по образцу, разработанное Ф.Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.

Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддъяковым, принципиально иное по своему характеру.

Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не даётся.

Конструирование по замыслу не является средством обучения детей созданию замыслов, оно лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее. При этом степень самостоятельности и творчества зависит от уровня имеющихся знаний и умений.

Конструирование по заданной теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п.), и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.

Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н.Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предлагают примерные варианты подбора материалов и оборудования. В дошкольных образовательных учреждениях целесообразно организовать центры конструирования во всех возрастных группах, которые должны иметь эстетический вид и удобство пользования. Центр необходимо систематически пополнять материалами, привлекая к этому детей и их родителей.

Желательно также иметь альбомы с рисунками, иллюстрациями, фотографиями наиболее знакомых детям сооружений нашей столицы (Московский Кремль, Большой театр, канал имени Москвы и т.д, мостов,  виды транспорта), чертежи, схемы. Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно сделать альбомы с фотографиями интересных образцов построек, выполненных воспитателями или детьми из того же строительного материала, с каким работают дети.

Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек - вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, - до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей младшего дошкольного возраста.

В последние годы стали появляться книги и статьи, предлагающие информацию о конструкторах лего.

ЛЕГО - педагогика - одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

ЛЕГО - педагогика крайне актуальна в современном мире.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка.

Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе.

Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.