Главные вкладки

    «Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
    консультация (подготовительная группа) по теме

    Галаган Елена Александровна

     

         Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный.  Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим  делом по показателям:

    1.     Специфические особенности индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.

    2.     Возможность и целесообразность включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми дошкольного возраста.

    3.     Содержание деятельности педагога по руководству индивидуальным творческим учебным проектом «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей» по технологии «Intel@Обучение для будущего» в подготовительной группе детского сада.



    [1] Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon individualnyy_tvorcheskiy_proekt.doc82.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Консультация для воспитателей.

    «Методика проведения  индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников

     по технологии «Intel@Обучение для будущего»

    План:

    1. Понятие о творческом проекте.
    2. Практическая работа по выявлению специфических особенностей индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.
    3. Обмен мнениями относительно возможности и целесообразности включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми.
    4. Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
    5. Заключение.

    1. Введение. Индивидуальный творческий проект.

         Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный.  Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим  делом по показателям:

                                    1.1. Структура проектной деятельности.

                                    1.2. Форма ответственности за полученный результат (коллективная, индивидуальная).

                                    1.3. Роль воспитателя в активизации проектной деятельности ребенка.

    1. Практическая работа по выявлению особенностей индивидуальной творческой проектной деятельности.
    1. Работа с таблицей №1 (последовательность заполнения граф задана цифрами от 1 до 6).

    Таблица 1.

    Виды творческого проектирования

    Структура проектной деятельности

    Ответственность  за конечный результат (индивидуальная, коллективная)

    Формы социальной презентации

    Целеполагание (мотивация на конечный результат)

    Определение содержания деятельности

    /предметы, материалы/

    Выбор необходимого оборудования

    Распределение обязанностей, организация взаимодействия

    Результат

    Социальная презентация результата

    Коллективный проект

    «Весенний концерт»

    1.

    /Принять участие в общем концерте.

    Потребность личностного развития: быть со всеми/

    6.

    2. Концерт, праздник

    3.

    4.

    Коллективная

    5.

    Индивидуальный творческий проект

    «Моя любимая игра для малышей».

    1.

    Научить малышей играть в свою любимую игру.

    /Потребность личностного развития: показать себя, свою умелость, значимость/

    6.

    Обучающая игра с малышами

    3.

    4.

    Индивидуальная

    5.

    Защита проекта

    1. Комментарии по ходу заполнения таблицы№1.

    Цифра 3: Социальная презентация – это рассказ другим о достигнутых результатах. Направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его индивидуальных усилий для окружающих. Н Е Веракса, подчеркивая важность этапа социальной презентации, писал:  «Если подобной презентации не случается, то дети испытают положительные эмоции, но результаты их деятельности не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, и, следовательно, на развитие его личности».

    Цифра  5.

    Формы социальной презентации определяются воспитателем в зависимости от того, кто несет ответственность за результат /см. пункт 4/.

    • Коллективная ответственность – форма  «Альбом «Наши общие дела», который представляет собой отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, в том числе с учетом  вклада отдельных детей.
    • Индивидуальная ответственность – форма  «Защита своего проекта» -  отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, с использованием  подготовленных материалов и демонстрацией свидетельств успешности проекта (рисунки малышей о том, как вместе играли, фотографии).

          Материалы защиты проектов могут стать материалом нового коллективного творческого проекта – например, «Книга игр в подарок малышам».

    Цифра 6. Результат не может быть получен без содержания, оборудования и организации деятельности.

    Выводы.

    - Сходство индивидуального и коллективного творческого проекта  состоит в единой структуре процесса деятельности.

    - Отличия:

    • Форма представления результата.
    • Форма проведения социальной презентации.
    1. Вопрос для обсуждения с педагогами: когда, по-вашему, целесообразно начинать работу по индивидуальной творческой проектной деятельности? /Предполагаемый ответ: когда у детей есть опыт коллективной творческой проектной деятельности и понимание целостности процесса деятельности, т.е., ребенок ориентируется не на выполнение отдельных действий, а на получение конечного продукта деятельности/.
    2. Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».

    Первый  этап: Подготовительный.

    1. Педагог определяется с учебной темой.

    Пример.

    Тема задана: «Моя любимая игра для малышей».

        2. Педагог определяет участников проекта.

    Участники заданы: дети.

        3.  Педагог прогнозирует  предполагаемые результаты проектной деятельности детей группы. Для этого он отвечает на следующие вопросы:

             2.1. Какие игры могут быть предложены детьми с учетом их интересов:

    • настольные, ролевые, игры с конструктором, подвижные;
    • игры, принесенные из дома и (или)  игры, в которые дети играют в детском саду.

    2.2. Какие игры целесообразно представлять с учетом выбранного педагогом места и времени проведения обучающих игр с малышами.

               /в помещении своей группы, в помещении младшей группы, на улице, в период каникул/.

    1. По итогам подготовительного этапа:
    • вносятся корректировки в заданную учебную тему.

    Пример: «Моя любимая настольная игра для малышей». /Одни дети будут обучать малышей в своей группе, другие пойдут в группу к малышам. Обучающие игры будут проводиться и в группах и на прогулке/.

    • формулирует основополагающий вопрос проекта.

    Основополагающий вопрос всегда задается в вопросительной форме,  соответствует учебной теме и направлен на мотивацию ребенка к разработке собственного проекта.

    Пример:  «Моя любимая настольная игра и как я научу малышей в нее играть?» /Таблица 2. Целеполагание/.

    Вывод: подготовительный этап завершается формулировкой основополагающего вопроса проекта.

    Второй этап: Организационный.

    1. Формулировка гипотезы.

    Гипотеза -  выбор фактора успеха всей деятельности.

    Вопрос: от чего зависит успех обучения любой игре? /знанию правил и умению их объяснить/.

    Пример: я предполагаю, что если ребенок понятно расскажет правила игры, то он сможет научить других в нее играть.

    1. Исходя из гипотезы, педагог формулирует дидактические задачи (это задачи для педагога).
    • Познакомить.
    • Разработать.
    • Освоить.

         Пример:

    • Познакомить детей с тем, что научить играть – это значит понятно рассказать другому ребенку правила игры.
    • Разработать – графическую схему последовательного описания правила игр и графический план презентации проекта ребенком (название игры, описание правил игры, рассказ о том, кого учил играть в игру, рассказ о том, что получилось) с демонстрацией наглядного материала (рисунка игры, правил игры, рисунков того, как играли с малышом).
    • Научить  детей в последовательно описывать правила игр по заданной схеме.
    1. Исходя из дидактических задач,  педагог формулирует учебные задачи (это задачи для ребенка).
    • Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей. /Таблица 2. Содержание./
    • Составить и оформить описание правил игры. /Таблица 2. Выбор необходимого оборудования./.
    • Договориться о помощи взрослых. /Таблица 2. Распределение обязанностей/.
    • Поиграть в игру с малышами. /Таблица 2. Результат/.
    • Зарисовать, как вы играли. /Таблица 2. Результат/.
    • Рассказать всем о том, как  учил играть малышей. /Таблица 2. Социальная презентация/.

         4. Учебные задачи  представляют собой план  проектной деятельности /Таблица 2/, который  оформляется   графически и вносится в предметную среду группы. Содержание деятельности по плану распределяется по дням недели.

    5. Информация о целях, задачах и план проектной деятельности вывешивается для ознакомления родителей.

    Вывод: По итогам организационного этапа у ребенка должно сложиться четкое понимание цели собственной деятельности  и план действий по ее достижению. /Таблица 2/. У родителей представление о значимости и содержании проектной деятельности ребенка.

    Таблица 2.

    Виды творческого проектирования

    Структура проектной деятельности

    Целеполагание (мотивация на конечный результат)

    Определение содержания деятельности

    /предметы, материалы/

    Выбор необходимого оборудования

    Распределение обязанностей, организация взаимодействия

    Результат

    Социальная презентация результата

    Индивидуальный творческий проект

    «Моя любимая игра для малышей».

    «Моя любимая настольная игра и как научить малышей в нее играть?».  

    Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей.

    Составить описание правил игры.

    Договориться о помощи взрослых.

    Поиграть в игру с малышами.

    Зарисовать, как вы играли.

    Рассказать всем о том, как  учил играть малышей

    Третий этап: реализация проекта.

    Включает:

    1. Руководство ходом реализации проекта.        

    Ведущим приемом педагогического руководства ходом реализации проекта выступает «ресурсный круг».

    «Ресурсный круг».

    Каждое утро все дети, занятые проектной деятельностью, вместе с воспитателем садятся в круг.

    Воспитатель, опираясь на графический план проектной деятельности:

    • напоминает всем о том, что сегодня предстоит сделать по плану.
    • обращает внимание на то, что к делу сегодняшнего дня можно приступать только тогда, когда завершено дело вчерашнего дня.
    • предлагает каждому рассказать, что им сделано по плану за вчерашний день и что он будет делать сегодня.
    • напоминает правила работы в круге: первым рассказывает ребенок, сидящий от воспитателя слева. После того, как он выскажется, прикосновением руки к правому предплечью ребенка, сидящего слева, передает ему слово. /Обсуждение в ресурсном круге всегда идет по часовой стрелке/.
    1. Индивидуальная помощь воспитателя:
    • по запросу ребенка.
    • по необходимости, если ребенок акцентирует свое внимание на действии, а не на предмете. Рекомендуемые вопросы: «Где видно из твоего рисунка, что это твоя любимая игра?», «А как догадаться по рисунку, что тебе удалось научить малыша играть в твою игру?», «Как по рисунку узнать, что ты доволен тем, как вы играли?», «А как догадаться по рисунку, что малышу понравилось играть с тобой?».
    1. Индивидуальные консультации для родителей по ходу выполнения ребенком проекта.
    2. Составление графика проведения индивидуальных обучающих игр.

    Пример:

    В группе 20 детей.

    10 детей уходит в младшую группу и 10 детей принимают малышей в своей группе. /В зависимости от степени самостоятельности и организованности детей возможны и другие формы организации детского взаимодействия/.

    День: 31.03.2010 г.

    Время: 9.30 – 9.50.

    Вывод: третий этап завершается проведением  индивидуальных обучающих игр.

    Четвертый этап: социальная презентация.

    1. Обязательные условия:

    • с презентацией выступает каждый ребенок.
    • каждый может задавать вопросы выступающему.
    • по результатам презентации ребенок должен получить подтверждение общественного признания его личных

    достижений.

    2. Форма проведения социальной презентации определяется воспитателем.

    Это может быть:

    1. Ресурсный круг.
    2. Круглый стол с участием родителей.
    3. Выступление  перед педагогами детского сада.

    Рекомендованные формы подтверждения общественного признания.

    1. Если не предполагается выбора лучшего проекта, например, для включения его в «Книгу лучших игр в подарок малышам», то каждый ребенок награждаются памятным дипломом.
    2. Если стоит задача выбора лучших проектов, то каждому участнику дается одна фишка, с помощью которой он «голосует» - кладет на тот проект, в котором идея обучения малышей игре представлена наиболее интересно с

    его точки зрения. На свой проект фишку положить нельзя, фишку можно только «отдать».

    По итогам голосования каждый награждается памятным дипломом. Одновременно отмечаются проекты – победители.

    Награда за лучшие проекты не может быть материально значимее, чем диплом участника.

    Заключение:

          Личностно развивающий эффект реализации индивидуальных творческих проектов состоит в том, что взрослый поддерживает инициативу ребенка, развивает его творческие способности за счет расширения представлений о существующих возможностях в момент обсуждений вариантов, представляемых сверстниками, создает условия для проявления ребенком самостоятельности в изменяющейся социальной среде (межвозрастное взаимодействие и социальная презентация проектов).

           Ребенок приобретает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что его деятельность представляет ценность не только для него, но и для других.

                     Формируются универсальные учебные навыки: умение действовать по инструкции, ориентироваться не на

              действия, а на продукт деятельности.

     

                                                                                                                     


    [1] Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

    В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

    Консультация для воспитателей детского сада "Методика проведения физкультминуток в процессе НОД".

    В консультации даётся определение физкульинутки, говорится о её воздействии на организм воспитанников, занятых образовательной деятельностью. Даётся описание основных форм проведения физкультминуток ....

    Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

    Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

    Консультация для воспитателей детского сада "Инновационные здоровьесберегающие технологии"

    Консультация для воспитателей детского сада "Инновационные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в ДОО"  рассказывает о нетрадиционном оборудовании и технологиях в детском саду...

    Консультация для воспитателей детского сада «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».

    Консультация для воспитателей детского сада  «Внедрение в практику современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении».Педагогическая технология - это совокупность психолого-педаг...

    Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

    Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...