«Методика проведения индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников по технологии «Intel@Обучение для будущего»: консультация для воспитателей детского сада.
консультация (подготовительная группа) по теме

Галаган Елена Александровна

 

     Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный.  Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим  делом по показателям:

1.     Специфические особенности индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.

2.     Возможность и целесообразность включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми дошкольного возраста.

3.     Содержание деятельности педагога по руководству индивидуальным творческим учебным проектом «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей» по технологии «Intel@Обучение для будущего» в подготовительной группе детского сада.



[1] Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_tvorcheskiy_proekt.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для воспитателей.

«Методика проведения  индивидуальной творческой проектной деятельности старших дошкольников

 по технологии «Intel@Обучение для будущего»

План:

  1. Понятие о творческом проекте.
  2. Практическая работа по выявлению специфических особенностей индивидуальной творческой и коллективной творческой проектной деятельности.
  3. Обмен мнениями относительно возможности и целесообразности включения индивидуального творческого проектирования в работу с детьми.
  4. Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».
  5. Заключение.

  1. Введение. Индивидуальный творческий проект.

     Проектный метод обучения  – это всегда сочетание деятельности педагога и педагогических приемов активизации деятельности детей. По классификации, предложенной Н.Е. Веракса [1], творческий проект бывает двух видов: коллективный и индивидуальный.  Один из видов коллективного творческого проекта – это коллективное творческое дело (по И.П. Иванову). Технология КТД подробно описана в педагогической литературе и широко представлена в современной образовательной практике. Рассмотрим особенности индивидуального творческого проекта в сравнении с коллективным творческим  делом по показателям:

                                1.1. Структура проектной деятельности.

                                1.2. Форма ответственности за полученный результат (коллективная, индивидуальная).

                                1.3. Роль воспитателя в активизации проектной деятельности ребенка.

  1. Практическая работа по выявлению особенностей индивидуальной творческой проектной деятельности.
  1. Работа с таблицей №1 (последовательность заполнения граф задана цифрами от 1 до 6).

Таблица 1.

Виды творческого проектирования

Структура проектной деятельности

Ответственность  за конечный результат (индивидуальная, коллективная)

Формы социальной презентации

Целеполагание (мотивация на конечный результат)

Определение содержания деятельности

/предметы, материалы/

Выбор необходимого оборудования

Распределение обязанностей, организация взаимодействия

Результат

Социальная презентация результата

Коллективный проект

«Весенний концерт»

1.

/Принять участие в общем концерте.

Потребность личностного развития: быть со всеми/

6.

2. Концерт, праздник

3.

4.

Коллективная

5.

Индивидуальный творческий проект

«Моя любимая игра для малышей».

1.

Научить малышей играть в свою любимую игру.

/Потребность личностного развития: показать себя, свою умелость, значимость/

6.

Обучающая игра с малышами

3.

4.

Индивидуальная

5.

Защита проекта

  1. Комментарии по ходу заполнения таблицы№1.

Цифра 3: Социальная презентация – это рассказ другим о достигнутых результатах. Направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его индивидуальных усилий для окружающих. Н Е Веракса, подчеркивая важность этапа социальной презентации, писал:  «Если подобной презентации не случается, то дети испытают положительные эмоции, но результаты их деятельности не войдут в культуру детского сада, а значит, существенно не повлияют на социальный статус ребенка, и, следовательно, на развитие его личности».

Цифра  5.

Формы социальной презентации определяются воспитателем в зависимости от того, кто несет ответственность за результат /см. пункт 4/.

  • Коллективная ответственность – форма  «Альбом «Наши общие дела», который представляет собой отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, в том числе с учетом  вклада отдельных детей.
  • Индивидуальная ответственность – форма  «Защита своего проекта» -  отчет о ходе выполнения проекта и его результатах, с использованием  подготовленных материалов и демонстрацией свидетельств успешности проекта (рисунки малышей о том, как вместе играли, фотографии).

      Материалы защиты проектов могут стать материалом нового коллективного творческого проекта – например, «Книга игр в подарок малышам».

Цифра 6. Результат не может быть получен без содержания, оборудования и организации деятельности.

Выводы.

- Сходство индивидуального и коллективного творческого проекта  состоит в единой структуре процесса деятельности.

- Отличия:

  • Форма представления результата.
  • Форма проведения социальной презентации.
  1. Вопрос для обсуждения с педагогами: когда, по-вашему, целесообразно начинать работу по индивидуальной творческой проектной деятельности? /Предполагаемый ответ: когда у детей есть опыт коллективной творческой проектной деятельности и понимание целостности процесса деятельности, т.е., ребенок ориентируется не на выполнение отдельных действий, а на получение конечного продукта деятельности/.
  2. Содержание деятельности педагога по подготовке индивидуального творческого учебного проекта «Моя любимая игра и как я научу в нее играть малышей».

Первый  этап: Подготовительный.

  1. Педагог определяется с учебной темой.

Пример.

Тема задана: «Моя любимая игра для малышей».

    2. Педагог определяет участников проекта.

Участники заданы: дети.

    3.  Педагог прогнозирует  предполагаемые результаты проектной деятельности детей группы. Для этого он отвечает на следующие вопросы:

         2.1. Какие игры могут быть предложены детьми с учетом их интересов:

  • настольные, ролевые, игры с конструктором, подвижные;
  • игры, принесенные из дома и (или)  игры, в которые дети играют в детском саду.

2.2. Какие игры целесообразно представлять с учетом выбранного педагогом места и времени проведения обучающих игр с малышами.

           /в помещении своей группы, в помещении младшей группы, на улице, в период каникул/.

  1. По итогам подготовительного этапа:
  • вносятся корректировки в заданную учебную тему.

Пример: «Моя любимая настольная игра для малышей». /Одни дети будут обучать малышей в своей группе, другие пойдут в группу к малышам. Обучающие игры будут проводиться и в группах и на прогулке/.

  • формулирует основополагающий вопрос проекта.

Основополагающий вопрос всегда задается в вопросительной форме,  соответствует учебной теме и направлен на мотивацию ребенка к разработке собственного проекта.

Пример:  «Моя любимая настольная игра и как я научу малышей в нее играть?» /Таблица 2. Целеполагание/.

Вывод: подготовительный этап завершается формулировкой основополагающего вопроса проекта.

Второй этап: Организационный.

  1. Формулировка гипотезы.

Гипотеза -  выбор фактора успеха всей деятельности.

Вопрос: от чего зависит успех обучения любой игре? /знанию правил и умению их объяснить/.

Пример: я предполагаю, что если ребенок понятно расскажет правила игры, то он сможет научить других в нее играть.

  1. Исходя из гипотезы, педагог формулирует дидактические задачи (это задачи для педагога).
  • Познакомить.
  • Разработать.
  • Освоить.

     Пример:

  • Познакомить детей с тем, что научить играть – это значит понятно рассказать другому ребенку правила игры.
  • Разработать – графическую схему последовательного описания правила игр и графический план презентации проекта ребенком (название игры, описание правил игры, рассказ о том, кого учил играть в игру, рассказ о том, что получилось) с демонстрацией наглядного материала (рисунка игры, правил игры, рисунков того, как играли с малышом).
  • Научить  детей в последовательно описывать правила игр по заданной схеме.
  1. Исходя из дидактических задач,  педагог формулирует учебные задачи (это задачи для ребенка).
  • Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей. /Таблица 2. Содержание./
  • Составить и оформить описание правил игры. /Таблица 2. Выбор необходимого оборудования./.
  • Договориться о помощи взрослых. /Таблица 2. Распределение обязанностей/.
  • Поиграть в игру с малышами. /Таблица 2. Результат/.
  • Зарисовать, как вы играли. /Таблица 2. Результат/.
  • Рассказать всем о том, как  учил играть малышей. /Таблица 2. Социальная презентация/.

     4. Учебные задачи  представляют собой план  проектной деятельности /Таблица 2/, который  оформляется   графически и вносится в предметную среду группы. Содержание деятельности по плану распределяется по дням недели.

5. Информация о целях, задачах и план проектной деятельности вывешивается для ознакомления родителей.

Вывод: По итогам организационного этапа у ребенка должно сложиться четкое понимание цели собственной деятельности  и план действий по ее достижению. /Таблица 2/. У родителей представление о значимости и содержании проектной деятельности ребенка.

Таблица 2.

Виды творческого проектирования

Структура проектной деятельности

Целеполагание (мотивация на конечный результат)

Определение содержания деятельности

/предметы, материалы/

Выбор необходимого оборудования

Распределение обязанностей, организация взаимодействия

Результат

Социальная презентация результата

Индивидуальный творческий проект

«Моя любимая игра для малышей».

«Моя любимая настольная игра и как научить малышей в нее играть?».  

Нарисовать игру, в которую ты хочешь научить играть малышей.

Составить описание правил игры.

Договориться о помощи взрослых.

Поиграть в игру с малышами.

Зарисовать, как вы играли.

Рассказать всем о том, как  учил играть малышей

Третий этап: реализация проекта.

Включает:

  1. Руководство ходом реализации проекта.        

Ведущим приемом педагогического руководства ходом реализации проекта выступает «ресурсный круг».

«Ресурсный круг».

Каждое утро все дети, занятые проектной деятельностью, вместе с воспитателем садятся в круг.

Воспитатель, опираясь на графический план проектной деятельности:

  • напоминает всем о том, что сегодня предстоит сделать по плану.
  • обращает внимание на то, что к делу сегодняшнего дня можно приступать только тогда, когда завершено дело вчерашнего дня.
  • предлагает каждому рассказать, что им сделано по плану за вчерашний день и что он будет делать сегодня.
  • напоминает правила работы в круге: первым рассказывает ребенок, сидящий от воспитателя слева. После того, как он выскажется, прикосновением руки к правому предплечью ребенка, сидящего слева, передает ему слово. /Обсуждение в ресурсном круге всегда идет по часовой стрелке/.
  1. Индивидуальная помощь воспитателя:
  • по запросу ребенка.
  • по необходимости, если ребенок акцентирует свое внимание на действии, а не на предмете. Рекомендуемые вопросы: «Где видно из твоего рисунка, что это твоя любимая игра?», «А как догадаться по рисунку, что тебе удалось научить малыша играть в твою игру?», «Как по рисунку узнать, что ты доволен тем, как вы играли?», «А как догадаться по рисунку, что малышу понравилось играть с тобой?».
  1. Индивидуальные консультации для родителей по ходу выполнения ребенком проекта.
  2. Составление графика проведения индивидуальных обучающих игр.

Пример:

В группе 20 детей.

10 детей уходит в младшую группу и 10 детей принимают малышей в своей группе. /В зависимости от степени самостоятельности и организованности детей возможны и другие формы организации детского взаимодействия/.

День: 31.03.2010 г.

Время: 9.30 – 9.50.

Вывод: третий этап завершается проведением  индивидуальных обучающих игр.

Четвертый этап: социальная презентация.

1. Обязательные условия:

  • с презентацией выступает каждый ребенок.
  • каждый может задавать вопросы выступающему.
  • по результатам презентации ребенок должен получить подтверждение общественного признания его личных

достижений.

2. Форма проведения социальной презентации определяется воспитателем.

Это может быть:

  1. Ресурсный круг.
  2. Круглый стол с участием родителей.
  3. Выступление  перед педагогами детского сада.

Рекомендованные формы подтверждения общественного признания.

  1. Если не предполагается выбора лучшего проекта, например, для включения его в «Книгу лучших игр в подарок малышам», то каждый ребенок награждаются памятным дипломом.
  2. Если стоит задача выбора лучших проектов, то каждому участнику дается одна фишка, с помощью которой он «голосует» - кладет на тот проект, в котором идея обучения малышей игре представлена наиболее интересно с

его точки зрения. На свой проект фишку положить нельзя, фишку можно только «отдать».

По итогам голосования каждый награждается памятным дипломом. Одновременно отмечаются проекты – победители.

Награда за лучшие проекты не может быть материально значимее, чем диплом участника.

Заключение:

      Личностно развивающий эффект реализации индивидуальных творческих проектов состоит в том, что взрослый поддерживает инициативу ребенка, развивает его творческие способности за счет расширения представлений о существующих возможностях в момент обсуждений вариантов, представляемых сверстниками, создает условия для проявления ребенком самостоятельности в изменяющейся социальной среде (межвозрастное взаимодействие и социальная презентация проектов).

       Ребенок приобретает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что его деятельность представляет ценность не только для него, но и для других.

                 Формируются универсальные учебные навыки: умение действовать по инструкции, ориентироваться не на

          действия, а на продукт деятельности.

 

                                                                                                                 


[1] Н.Е. Веракса, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада "Методика проведения физкультминуток в процессе НОД".

В консультации даётся определение физкульинутки, говорится о её воздействии на организм воспитанников, занятых образовательной деятельностью. Даётся описание основных форм проведения физкультминуток ....

Консультация для воспитателей детского сада на тему: "Экспериментирование в детском саду со старшими дошкольниками"

Цели, задачи, экспериментирования.Условия, методика проведения опытов и экспериментирования.Картотека опытов и экспериментов.Конспекты НОД....

Технология проектной деятельности Авторы Веракса Н. Е. Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников» Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова « Образовательные проекты в детском саду»

Современный подход к дошкольному образованию в соответствии с положением о  ФГОС ДО предусматривает не только формирование знаний, умений и навыков дошкольника и адаптации его к социальной жизни,...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада "Развитие творческого потенциала ребёнка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Развитие творческого потенциала ребенка на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности"...

Методическая консультация для воспитателей детского сада "Современные формы организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Педагоги и психологи, опираясь на знания об особенностях психологического развития детей старшего дошкольного возраста и в соответствии с ФГОС, большое значение уделяются развитию у детей 5-7 лет нрав...