Главные вкладки

    Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе конструктивной продуктивной деятельности
    материал по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

    Губарькова Светлана Валентиновна

    В  буклете представлены виды строительного материала, рассказывается о том, как можно обучить конструкторским навыкам, показаны условия для игр со строительным материалом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_buklet.docx429.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    "Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь».

    В настоящее время в обществе и на рынке труда не хватает мобильной молодежи, способной к самостоятельному решению инженерных задач высокого уровня сложности, выдвижению новых инженерных идей, способной принимать управленческие инженерно-технические решения и тактико-технические действия. А ведь именно в детстве, в конструктивной деятельности, т.е. практической деятельности, направленной на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению, и закладываются предпосылки для овладения этими видами деятельности.

    Поэтому на протяжении многих лет одним из направлений работы нашей группы по развитию творческих способностей детей стало конструирование из строительного материала. 

    Строительный материал бывает следующих видов:

    - специально созданный (напольный, настольный, конструкторы)

    - природный (песок, снег, глина, камни)

    - подсобный (доски, ящики, коробки и др.)

    В дошкольном периоде игра является ведущим видом деятельности и  в сооружении постройки, изготовлении игрушки тоже заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли.

    В свою очередь, наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. В самих играх заложены стимулы, побуждающие

    ребенка воображать, фантазировать. Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими).

    У нас в группе все создано для того, чтобы ребенок в любое время мог организовать свою строительную деятельность. При этом используются различные альбомы, книги с иллюстрациями, фотографии, экскурсии, наблюдения и многое другое. 

    Так как же обучить ребенка конструктивным навыкам?

    Главная идея заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

     Для того чтобы сформировать у ребенка интерес к играм со строительным материалом, взрослый:

    • Строит сам в присутствии малыша;
    • вовлекает его в обыгрывание постройки;
    • использует приём сотворчества: предлагает достроить, перестроить, преобразить постройку.

    Для возникновения и укрепления у ребенка интереса к играм со строительным материалом много дает ознакомление со строительством в действительной жизни (на прогулках): например,

    внимание старшего дошкольника следует привлекать к архитектурным особенностям сооружений, развивая при этом  умение сравнивать постройки по назначению, конструкции, способам украшения.

    В зависимости от заданий, которые даются детям, выделяют:

    1.Конструирование по образцу.  У ребенка формируются различные умения, он овладевает общими способами  действий, усваивает последовательность операций, познает

    конструктивные возможности строительных материалов.

    2. Конструирование по заданной теме. Подводит ребенка  к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.

    3. Конструирование по собственному замыслу. Сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее,  подбирает необходимый материал, реализует замысел.

    4. Конструирование по условиям. Содержит большие развивающие возможности. В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры (ширина реки, высота моста должны соответствовать высоте корабля, яхты, которые должны под ним проплыть).

    5. Стройка по моделям. Ребенку предлагается модель постройки (рисунок, выполненная взрослым постройка, оклеенная бумагой), на которой очертания составляющих элементов конструкции скрыты (модель дивана, ворот, автомобиля, здания).

    Ребенок сначала начинает анализировать модель: выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.

    Условия для игр со строительным материалом

    Для развития игровой деятельности малыша необходимо создать следующие условия:

    - организовать игровую среду (пообобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструкторской деятельности ребенка данного возраста); 

    -  обеспечить:

    • время и место для игр со строительным материалом (удобное просторное рабочее место с покрытием, поглощающим шум);
    • хранение строительного материала в специальных шкафчиках или на полках с отделениями для каждого вида деталей, при этом материал всегда должен быть уложен строго по формам, чтобы ребенок мог быстро взять любую из них. Раскладывание материала по формам не только облегчает работу с ним, но и способствует ускорению запоминания названий этих форм;

    - создать условия для обыгрывания построек; (наличие разнообразных мелких игрушек, изображающих людей, животных, растения, транспорт и т. д.).  Дети дошкольного возраста, создавая предметы окружающего, строят не вообще, а с конкретной целью — домик для зайчика, мост для транспорта и пешеходов и т. д.: использование игрушек в конструировании делает его более осмысленным и целенаправленным и способствует дальнейшему развитию игровой деятельности детей;

    - необходимо учить детей бережно обращаться с конструктивными и строительными материалами, аккуратно разбирать постройку (сверху вниз), поделку из конструктора, раскладывать детали;

     - в свою очередь, со стороны взрослых, должно быть  уважительное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми.

    Детям старшего дошкольного возраста, предлагаем различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические и керамические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.
    Под руководством взрослого ребенок осваивает новые для него способы соединения, учится создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. При этом особое внимание обращается на специальную отработку у ребенка умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у дошкольника еще несовершенна.


    Таким образом, оптимальным средством и формой воспитания неповторимой индивидуальной личности является самостоятельность выполнения деятельности, создание сформированности деятельности творческого характера.

    Губарькова С.В.

    ГБДОУ №41.

    C:\Users\Света\Videos\Contacts\Pictures\дети-играют-кубиками.png

    Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе конструктивной продуктивной деятельности 

    http://userdocs.ru/pars_docs/refs/98/97436/97436_html_m7448a9c5.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средство развития творческого потенциала дошкольников (консультация для родителей)

    Развитие творческого потенциала -сложный процесс воспитания и обучения дошкольников, использование нетрадиционных техник рисования можно рассматривать как одно из средств....

    «Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

    Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

    Развитие творческого потенциала дошкольников с ОВЗ (ЗПР) в процессе ручного труда

    В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным для развития...

    Статья: Профессиональная деятельность воспитателя в условиях требований ФГОС ДО «Изобразительная деятельность как средство развития творческого потенциала дошкольников»

    Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы жизнедеятельности человека диктуют нам необходимость выбирать наиболее эффективные средства ...

    Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей дошкольников в процессе обучения изобразительной деятельности

    СодержаниеВведение1.      Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию художественно-творческих способностей дошкольников2.      Особенности ...

    Мастер-класс (для воспитателей) «Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе художественно-эстетической деятельности в рамках реализации ФГОС ДО».

    laquo;Красная гвоздика-символ памяти, символ Победы».(Развитие творческого мышления и воображения на основе знакомства с технологией изготовления изделий из бумажных салфеток.)...