ПРОЕКТ «ЛЕГОстрана»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Сламихина Наталья Геннадьевна

Использование Лего-технологии в системе дополнительного образования в ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:

– прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;

– конструктор ЛЕГО используется как в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

– основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

НОД по лего-конструированию способствуют:

– формированию образного, пространственного мышления

– развивает воображение

– самореализации собственных замыслов

– развитие познавательной, художественно-эстетической способностей

– развитию внимания, памяти, речи

Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_legostrana.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «ЛЕГОстрана»

Актуальность:

Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни, так как быстро находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей изучал А.Р.Лурия. Им был сделан вывод о том, «что упражнения в конструировании оказывает существенное влияние на развитие ребенка, радикально изменяя характер интеллектуальной деятельности».

Лего в переводе с датского языка означает «умная игра».

Использование Лего-технологии в системе дополнительного образования в ДОУ является актуальным в свете новых федеральных государственных требований к программе дошкольного образования:

– прослеживается принцип интеграции образовательных областей: конструирование находится в образовательной области «Познание» и интегрируется с образовательными областями «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность»;

– конструктор ЛЕГО используется как в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;

– основой образовательного процесса с использованием ЛЕГО-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

НОД по лего-конструированию способствуют:

– формированию образного, пространственного мышления

– развивает воображение

– самореализации собственных замыслов

– развитие познавательной, художественно-эстетической способностей

– развитию внимания, памяти, речи

Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Цель проекта:

Развитие умственного и творческого мышления дошкольников через использование ЛЕГО-конструирования в образовательном процессе ДОУ.

Задачи проекта:

1.Создание условий, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО-конструирования.

2.Выявления возможностей в развитии детей; определение наиболее эффективных целесообразных методов, приемов, средств, педагогических технологий, обучение детей ЛЕГО-конструированию.

3.Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи.

Сроки проекта: годовой

Состав участников:

– воспитатели;

– родители;

– дети.

 

Этапы реализации

Деятельность педагога

1 этап

Организационно-подготовительный

Этап

1. Составление проблемно-ориентированного анализа

-всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы;

-дифференциация потребностей педагога и детей и родителей в рамках существующей проблемы;

-определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.

– мониторинг.

2. Определение основных ресурсов для реализации проекта.

3. Выработка плана конкретных действий по созданию условий.

4. Методическое обеспечение реализации проекта:

-создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов «Лего»;

-осуществление мониторинга реализации проекта;

– разработка календарно-перспективного плана реализации проекта с детьми.

2 этап

Практический

1. Разработка и апробирование конспектов НОД.

НОД:

– «Волшебные рыбки» март

– «Животные» март

– «Лего – мир аквариума» Март

– «Жизнь на другой планете» (апрель).

игры-упражнения:

– «Чья команда быстрее построит»;

– «Таинственный мешочек»;

– «Разложи детали по местам»;

– «Выложи вторую половину узора».

2. Работа с родителями в рамках реализации проекта:

– установление сотрудничества с родителями по реализации проекта;

-информирование родителей о результатах внедрения проекта.

3 этап

Обобщающий

  1. Выставка «Лего Живое - море» (март)
  2. Мастер – класс «Развитие творческого потенциала ребенка в играх с конструктором «Лего» (апрель)
  3. Методические рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх «Лего»

Ожидаемые результаты:

  1. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию.
  2. Применяет разные средства для достижения результаты(схемы, модели, рисунки, образцы).
  3. Самостоятельно организует предметно-игровую среду, отражая и преломляя окружающую действительность, содержание книг.
  4. Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора.
  5. В режиссерской игре берет на себя роль организатора и исполнителя всех действующих лиц в игре, создавая и проигрывая целостные сюжеты на основе созданных игр-макетов.
  6. Заинтересовать родителей в развитии творческого развития.

Прогноз дальнейшего развития:

В результате проведенной нами работы у детей будут сформированы моторные навыки, навыки конструирования, умения выбирать оптимальные пути решения творческих заданий, успешно функционировать в социуме.

Программно-методическое обеспечение.

1. Веракса, Н. Е. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы / Н. Е.Веракса, А. Н. Веракса. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 40 с.

2. Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО: моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001.-88 с.

3. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: программа и методические рекомендации / Л. В. Куцакова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.

4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс.- М.: ВЛАДОС, 2003.-104 с.

5. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. – М., 1999.

6. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-72с.

Проект «ЛЕГОстрана»

в старшей группе

Пояснительная записка

Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника.

Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя»исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и пр. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта., способствующие формированию у детей коммуникативных навыков,установлению положительных межличностных отношений.

Такими играми нового типа являются игры с конструкторами типа Лего, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.
  2. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличии от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке.
  5. Решение задачи предстаёт перед ребёнком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде сооружения из деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание» с «решением» и самому проверять точность выполнения задания.
  6. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью.

Так моделирование из конструкторов типа «Лего» позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микро-группы.

Столкнувшись с проблемой по обучению детей моделированию из конструкторов типа «Лего»,стала необходимость в разработке проекта с использованием конструкторов типа «Лего».

Этапы работы: организационно-подготовительный, практический и обобщающий.

На организационно-подготовительном этапе был составлен проблем-но-ориентировочный анализ, всесторонне изучалась психолого-педагогическая и научно-методическая литература, определялись конкретные цели и способы решения проблемы.

На практическом этапе создавался банк методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием конструкторов «Лего». Разрабатывался календарно-перспективный план реализации проекта с детьми, составляющий реализацию игровых мини-проектов: «Наша группа», «Строим город», «Леса-чудеса», «Космос». Разрабатывались и апробировались конспекты НОД. Устанавливалось сотрудничество с родителями для успешной реализации проекта.

На обобщающем этапе принимались решения по результатам мониторинга, определялись перспективы дальнейшего развития.

Отличительная особенность и новизна работы выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов типа «Лего».

В ходе выполнения педагогической работы руководствовались следующими принципами:

  • от простого к сложному
  • учёт индивидуальных возможностей
  • детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности
  • – использование эффективных методов и целенаправленной деятельности направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач

– решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

  • результативности и гарантированности

– реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Разрабатывая проект «ЛЕГОстрана» мы поставили следующие цели: развивать творческое воображение, интеллектуальную активность в конструктивной и игровой деятельности; развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений детей в игровой и конструктивной деятельности.

Осуществление проекта «ЛЕГОстрана» позволило реализовать следующие задачи:

1. Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам; самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли, самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты

2. Развивать у детей умения анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность её выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать различные элементы.

3. Формировать умение использовать созданные конструкции в играх-макетах, сюжетно-ролевых, режиссёрских играх.

Задачи проекта реализовывались по следующим направлениям:

1. Обучение детей через игры-задания, игры-упражнения, дидактические игры, которые развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию; умение делать правильные умозаключения на основе проведённого анализа.

2. Осуществление реализации мини-проектов: «Наша группа», «Леса-чудеса», «Строим город», «Космос». Они позволяют развивать умение планирования процесса создания собственной модели и совместного проекта;конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу; способность предвидеть результаты своих действий; находить партнера для реализации собственного замысла, уметь устанавливать доброжелательные взаимоотношения со сверстником, создавать и обыгрывать тематический макет.

3. Проведение диагностики уровня сформированности конструктивных навыков у детей.

В ходе выполнения проекта для успешного выполнения поставленных задач были созданы следующие условия:

1. Организована предметно-развивающая среда, отвечающая всем требованиям по развитию детской активности в конструктивной деятельности. В групповой комнате созданы игровые центры: «Юный архитектор», «Город мастеров», «Мы играем»,где детям предоставлена возможность реализовать потребности в конструктивной деятельности в соответствии со своими интересами и замыслами. Центры оснащены различными строительными наборами и конструкторами (настольные, напольные, деревянные, металлические, пластмассовые, с разными способами крепления),конструкторами «Lego», «Lego-Dacta», подобными отечественными конструкторами. А также детям предложены игрушки сомасштабные постройкам и отвечающие детскому восприятию (человечки, животные, машинки и др.). Подобраны альбомы образцов (рисунки, иллюстрации, фотографии, схемы) по темам: «Здания», «Транспорт»,»Животные»; дидактические игры типа «Дострой здание», «Найди ошибку в схеме».

2. Разработаны и систематизированы конспекты НОД, направленные на развитие умений рассматривать и обследовать предметы и строения,выделять особенности конструкций, их назначение,материалы, из которых они изготовлены. Подобраны игры-упражнения стимулирующие детей к решению новыми способами конструкторских задач, способствующие совершенствованию конструкторских умений(соотносить, комбинировать).

Были использованы следующие формы работы:

  • НОД;
  • совместная деятельность;
  • мини-проекты.

Эффективно применялись методы и приёмы:

1. Направленные на обогащение знаний об окружающей среде

  • Проведение прогулок, экскурсий, во время которых дети наблюдают разнообразные объекты, отмечают особенности, чтобы в последствии смоделировать подобное из конструктора.
  • Рассматривание рисунков, фотографий, чертежей различных предметов, строений.
  • Использование народных пословиц, поговорок, песенок: «У кого сноровка, тот и действует ловко», «Скоро слово сказывается, а не скоро дело делается» и др.

2. Направленные на развитие конструктивных навыков и умений

  • Обучение детей конструированию по образцу, по условию или по инструкции, по собственному замыслу, по рисунку, иллюстрациям.

3. Направленные на формирование инициативы, творчества

  • Коллективное обсуждение будущей постройки. Дети учатся выражать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
  • Совместный анализ постройки, конструкции. Дети должны понимать, что нельзя критиковать неудачную работу товарища, если он очень старался; не стоит восхищаться сооружением сверстника, если он разбросал строительный материал.

На основе построек вместе с детьми создавали игровые макеты, привлекали родителей к подготовке тематических выставок,фоторепортажей; проводили вечера-досуги, викторины, игры-путешествия, режиссёрские и сюжетно-ролевые игры.

При создании игровых макетов «Наша группа», «Строим город», «Леса-чудеса»дети научились самостоятельно создавать предметно-игровую среду, придумывать и воплощать в игре интересные сюжеты игр, применять разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы), установились устойчивые объединения детей, что способствовало формированию детского коллектива установлению положительного микроклимата в группе

Таким образом, целенаправленная продуманная педагогическая работа способствовала и развитию коммуникативных навыков и развитию творческого склада мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Кружковая работа с детьми 3-4 "Легострой-ка!"

Кружковая работа с детьми 3 - 4 лет с лего конструктором, создание воспитателем (мною) карточек сборки для занятий, для помощи детям, которые используют трудности в конструировании....

Рабочая программа по конструированию с детьми 3-4 лет "Легострой-ка!"

Рабочая программа по конструированию с детьми 3-4 лет "Легострой-ка!"...

Конспект занятия по Лего-конструированию «Гость из ЛЕГОстраны»

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО – конструктор.Задачи:Развивать зрительное и пространственное восприятие;Активизировать внимание, направленное на продолжени...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...