мукасолька
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Иванова Елена Геннадьевна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, 
чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, 
тем ярче творческая стихия детского разума»
В.А. Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mukasolka.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Проект

« Мукасолька»

Руководитель: воспитатель Иванова Е.Г.

Участники: дети разновозрастной группы « Радужка», родители.

Обоснование
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев…
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, 
чем тоньше взаимодействия руки с орудиями труда, 
тем ярче творческая стихия детского разума»
В.А. Сухомлинский.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникает более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Все это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить и о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творчества дошкольников.
1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
3. Синхронизирует работу обеих рук;
4. Формирует умение планировать свою работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. При необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
5. Развивает творчество ребенка.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие способности ребенка.
В последнее время лепка из соленого теста набирает все большую популярность. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Также, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому, можно обосновано предположить, что лепка их теста развивает у детей творческое начало, истоки способностей и дарования.
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками. Один из самых простых, недорогих и экологически чистых видов рукоделия является биокерамика, она же тестопластика, то есть лепка из соленого теста. Сейчас этот способ изготовления поделок незаслуженно забытый, вновь входит в моду. Этот вид рукоделия приятен еще тем, что он один из самых доступных и дешевых. Для того, чтобы попробовать лепить из соленого теста, не требуется приобретать специальных инструментов, материалов и пособий. Не понадобиться даже выходить из дома – мука, соль и вода для теста и духовка для сушки изделий найдутся у каждой хозяйки.
Для раскрашивания теста или фигурок подойдет любая краска – та же гуашь. Самое большое, на что придется потратиться – это лак, которым покрываются готовые работы. Соленое тесто не токсично и съедобно. Если любознательное чадо попробует его на вкус – ничего страшного не случиться.
К изготовлению игрушек из теста можно привлекать даже совсем маленьких детей. А возиться с тестом любят практически все малыши. Пластилиновые поделки, к сожалению, имеют короткий срок жизни. Изделия из соленого теста долговечны и красивы, если приготовить тесто особым образом.
Тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций: нежный, мягкий. В отличии от обычного пластилина, тесто не пачкает руки. При правильном замесе тесто не крошиться, не трескается, сохраняется достаточно долгое время.
Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.

Творческий проект по тестопластике «Мукасолька»

Цель:
Содействовать формированию творческих способностей в художественно – эстетическом и познавательном развитии дошкольников через нетрадиционные способы лепки из теста.
Задачи:
1. Формировать и расширять представления о свойствах воды, муки и соли. Учить готовить соленое тесто для последующего использования его в лепке.
2. Совершенствовать общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизацию работы обеих рук.
3. Способствовать развитию воображения, творчества детей, эстетического восприятия, художественно – образного и пространственного мышления, памяти, внимания, интеллектуального развития.

Продолжительность: краткосрочный ( 2 недели)

Классификация: групповой, исследовательско – творческий

 Актуальность:

В последние годы стало очень популярным материалом для лепки, особенно среди детей – соленое тесто. Этому виду творчества придумали название – «Тестопластика».

Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов. Техника лепки проста, ее не трудно освоить, если под рукой есть соль, мука и вода.

Преимущества соленого теста перед пластилином очевидны:

• материал экологически чистый, безвредный;

• можно приготовить в любой момент;

• легко отмывается и не оставляет следов;

• безопасно при попадании в рот: обычно один раз попробовав тесто на «зубок», ребенок больше не пытается его взять в рот – невкусно;

• лепится замечательно, к рукам не липнет;

• поделку можно сушить в духовке, а можно и без – просто на воздухе;

• можно расписывать любой краской, а возможности для росписи – практически неограниченные.

Из соленого теста можно слепить все что угодно: сложные композиции и панно, иллюстрации к сказкам, объемные фигуры, рельефы, маленькие «хлебобулочные» изделия. Овощи, фрукты, фигуры животных, людей и т. д. в этом труде всегда есть новизна, творческое изыскание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Предполагаемый результат:

  •  Расширить детский кругозор, развивать мышление, память, мелкую моторику руки. 
  • Дать необходимые навыки, позволяющие успешно подготовить руку к письму, а также хорошо развить зрительное восприятие и произвольное внимание; 
  • Повышение заинтересованности родителей в развитии личности ребёнка и формирования его креативности.

 Реализация проекта:

Подготовительный этап:

 Анализ методической литературы

Разработка перспективного планирования

Основной этап:

 Проведение занятий по изготовлению поделок из солёного теста в совместной деятельности с воспитателем 

 Консультаций для родителей «Чудеса тестопластики», «Что такое тестопластика»

  Оформление выставки «Знакомьтесь – наше творчество!»

Заключительный этап:

Презентация проекта

 Выставка поделок «Знакомьтесь - наше творчество»

 Литература:
«Азбука соленого теста» - Ольга Чибрикова
Аппликации из пластилина – Шкицкая О.И.
Букашки на лугу – Лыкова И.А.
День рождения макарон - Султанова Ю. Д.
Чудеса из соленого теста – Фирсова А.В.
Цветные ладошки – Лыкова И.А.
Прикольные подарки к любому празднику – Чибрикова О.

Приложение

 Тестопластика – искусство создания объемных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.

Из истории русской тестопластики.

На Русском Севере, в хлебосольных и приветливых поморских домах на видных местах всегда стояли рукотворные диковины в виде маленьких фигурок людей и животных. Это мукосольки – поделки из муки и соли. В старину такие игрушки служили оберегами. На рождество поморки обязательно лепили такие фигурки и, раздаривая родным и знакомым, приговаривали: «Пусть у вас хлеб – соль водится, никогда не переводится».

Солнце и соль – однокоренные слова. Пусто и мрачно небо без солнца, а пища – пресна и безвкусна без соли. Старинный славянский обычай пришел к нам из глубины веков. Хлеб означал землю, соль – солнце. Землю и солнце выносили дорогому гостю!

Рецепт соленого теста

2 стакана муки (можно в муку, не выходя из нормы двух стаканов, добавить сухой крахмал. Например, 1 1/2 ст. муки + 1/2 ст. крахмала. С добавлением крахмала тесто станет более эластичным. Из такого теста особенно хорошо получаются тонкие детали, например, лепестки цветов.), 1 стакан соли, 1 неполный стакан воды, примерно 180 г, можно добавить 2 стол. ложки клея ПВА. Вместо воды можно сварить клейстер из крахмала.

Анализ работы:

 В начале работы над проектом мы учились замешивать тесто.  Я всегда замешиваю тесто в присутствии детей. Даю возможность принять участие детям: потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д.).

 На первых занятиях я знакомила детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом.

 Сначала дети учились лепить и украшать плоские фигурки — декоративные пластины с налепом, сердечки. Для раскатывания использовались скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. Затем учились лепить объемные формы: при помощи деревянного стержня (спички или зубочистки). А потом к основе добавлялись характерные признаки: ушки, носик, глазки, хвост.

 Облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек из под детского питания, сока; баночек - запланированная работа в следующем году.

 Детям необходимо будет сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки и др.

Способы сушки

Мы применяли воздушную сушку.

-Воздушная сушка. Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно — за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!).

-Сушка в духовке. Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов.

 — Комбинированная сушка. Она более всего подходит для объемных лепных украшений: изделия выдерживают несколько дней на солнце, затем досушивают в духовке.

 Одним из этапов изготовления поделок является — раскрашивание. Для этого мы использовали  краски-акварель. Постепенно дети должны научиться  использовать в работе палитру, для смешивания красок, кисточки разного размера и жесткости.

Чтобы разнообразить работу с тестом предлагаю такой прием-украшение сырых изделий мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами , косточками, макаронными изделиями.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда использую игровые мотивации. А в конце занятия предлагаю детям обыграть свою поделку. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка, но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей.

 В работе с детьми я учитываю их желание, настроение, возможности, интересы. Занятия проводятся в спокойной атмосфере, часто под приятную музыку, что способствует релаксации и снятию усталости.

 Дети с удовольствием лепят, любовно украшают сувениры для своих родных и близких.

На занятиях тестопластикой у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учетом общей цели. Распределять операции, что побуждает ребенка высказывать свое мнение, отношение к предстоящей работе, планировать последовательность. В процессе занятий учу грамотно строить предложения, использовать разнообразные формы речи.

 Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по дополнительному образованию "Мукасолька"

Примерная программа для детей от 5 до 7 лет по дополнительному образованию (Кружковая работа)"Мукасолька" (лепка из соленого теста)...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "МУКАСОЛЬКА"

Новизна программы «Мукасолька» состоит в том, что на занятиях используются пальчиковые игры, заучиваются небольшие стишки по теме занятия. А так же доступнос...

Пояснительное слово для родителей по кружку "Мукасолька"

В этом конспекте рассматриваются разные вопросы кружке "Мукасолька"...

Программа кружка "Мукасолька" для детей от 3 до 6 лет (тестопластика)

программа разработанна для детей 3-6 лет,логопедической группы.....

Перспективный план кружка "Мукасолька"

Песпективный план кружка по тестопластики для старшей группы...

Кружок "Мукасолька"

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом - это св...

Рабочая программа дополнительного образования "Мукасолька" во второй младшей группе

АктуальностьТворческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не...