Растим будущих инженеров с дошкольной скамьи
статья по конструированию, ручному труду на тему

Федорова Анжелика Дмитриевна

В статье представлен материал по обобщению опыта по реализации парциальной программы от "Фребеля до робота"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ot_f_do_r.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Растим будущих инженеров с дошкольной скамьи

Государство, современное общество испытывают острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому, столь  важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральным государственным образовательным стандартом.

Психолого-педагогические исследования Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, Н.Н.Поддъякова показывают, что наиболее эффективным способом развития склонности у детей к техническому творчеству, зарождения мобильной личности в технической сфере является практическое изучение, проектирование и изготовление  объектов техники, самостоятельное создание дентьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субьективной новизны, развитие которых происходит в процессе специально организованного обучения.

С 25 января 2018 года наш детский сад включен в федеральную экспериментальную площадку федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по теме: «Формирование у детей готовности к изучению технических наук средствами парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота» в соответствии с ФГОС дошкольного образования».

29 и 30 января 2018 года старший воспитатель и два воспитателя дошкольного учреждения  прошли обучение технологии организации организованной образовательной деятельности с использованием конструкторов и образовательной робототехники.

В процессе обучения педагоги ознакомились с содержанием парциальной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», с технологией организации образовательной деятельности педагогов с детьми, познакомились с коллекцией конструкторов и их видовым разнообразием, который рекомендован названной программой для использования в процессе образования дошкольников.

Так, основной целью Программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Исходя из уникальности программы в использовании видов конструкторов, своего рода в эволюционном порядке: игровой набор «Дары Фребеля» - конструкторы – робототехника, необходимо, чтобы педагог понимал инженерно-технический потенциал каждого вида.

Аппробационная деятельность по внедрению программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» в инновационную деятельность дошкольного учреждения началась с двух групп: старшая группа №1 общеразвивающего вида, старшая группа №6 с общим недоразвитием речи. Работу мы распределили по следующим направлениям:

  1. Организация в образовательном пространстве ДОУ предметной игровой техносреды, адекватной современным требованиям к политехнической подготовке детей и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС дошкольного образования и идеей парциальной программы «От Фрёбеля до робота»;
  2. Развитие методической компетентности педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в области технического творчества детей дошкольного возраста;
  3. Формирование основ технической грамотности воспитанников, отдельных видов технической деятельности и технической компетентности воспитанников, связанной с использованием технических умений в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
  4. Оценивание результативности системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников и обучающихся готовности к изучению технических наук средствами игрового и учебного оборудования в соответствии с ФГОС ДО.

Первое направление на данном этапе апробации программы в группах на стадии разработки, обогащения. На сегодняшний день в группах в наличии имеются наборы «Дары Фребеля», лего-конструкторы. Детский сад также закупил полидроны.

Творческая команда педагогов в сотрудничестве с педагогом-психологом подобрали пакет диагностических методик, провели мониторинг развития конструктивных способностей детей, разработали примерную форму инженерной книги, обсудили варианты внедрения тематических недель новой программы в базовую программу дошкольного учреждения. Еженедельно, педагоги собирались по обсуждению текущих проблем, либо положительных моментов, новых идей. Из первых проведенных занятий мы с воспитателями заметили, что воспитанникам легче и удобнее оформлять самостоятельные инженерные книги с использованием ТРИЗ-технологий.  С помощью метода «системный оператор»  

Работа с детьми началась с посещения мастер-класса по конструированию LEGO-education на базе  клуба робототехники «Кулибин-club». Данное мероприятие способствовало мощной мотивации детей к созданию разных технических сооружений.

 На сегодняшний день в данных группах активно используются строительный материал, конструкторы, бумага, бросовые и природные материалы. Вид материала определяет и вид конструирования:

  • конструирование из строительного материала,
  • конструирование из бумаги,
  • конструирование из природного материала и т. д.

Дети старшего дошкольного возраста в свободное от занятий время используют также различные конструкторы — деревянные, пластмассовые, металлические. Они позволяют создавать подвижные конструкции, но отличаются достаточно сложными способами крепления деталей.
Под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам, а затем заносить проделанные действии я в инженерную книгу.

В связи с тем, что в дошкольном учреждении уже более трех лет реализуются технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, широко используются бросовый материал:  коробки, бумага разной фактуры, природный материал  для изготовления различных поделок и крупных сооружений.

Отрадно, что с появлением программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», воспитатели открыли новые педагогические возможности игрового набора «Дары Фребеля». Кроме того, как ребенку предлагается выбор материалов, способов творческой деятельности, использование пособия предусматривает организацию проектной деятельности, в которой стимулируется познавательная активность детей.

Не секрет, что повышение степени умственной и физической работоспособности детей дошкольного возраста тесно связано с познавательными интересами и потребностями. Сначала – познавательный интерес – познавательная активность – познавательная деятельность – результат.

Исходя из этого из этого, приоритетным для педагогов стало превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, где обеспечивается формирование устойчивого познавательного интереса к технике, а также мотивация к исследовательской деятельности и техническому творчеству.

Также педагогами профессионально решается вопрос эффективного взаимодействия с родителями по организации совместной деятельности. Так, в феврале в начале инновационного пути с семьями воспитанников проведен круглый стол «От Фребеля до робота: за и против» с обсуждением основных идей программы и дорожной карты по апробации программы. Красочно и ярко, эффективно и интересно прошла выставка пришельцев, роботов ко Дню Космонавтики. Хотелось бы отметить, что родители стараются поддержать педагогов в рамках реализации программы. Например, в целях разнообразия тематики и способов конструирования, усилиями семей прошел месячник «Лего-конструирования»  в апреле.

Таким образом, небольшой опыт использования парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров», позволил нам выявить закономерность в  формировании ключевых компетентностей и личностных качеств инженера у детей происходит в «эволюционной цепочке»: я - исследователь, я – конструктор, я – мастер, я – творец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Планирование по реализации парциальной образовательной программы «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» на год для старшего дошкольного возраста

Плнирование по реализации парциальной образовательной программы " От Фребеля до робота: "Растим будущих инженеров"....

Апробационный план работы сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

Апробационный план работы  сетевой инновационной площадки МБДОУ д/с № 13 «Звездочка» по теме:  «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЕБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИХ КОРРЕКЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

В статье рассмотрены возможность и условия применения парциальной программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» при работе с детьми с общим недоразвитием речи для развития инт...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о мире профессий по средствам программы «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров».

Подготовка детей к изучению технических наук способствует технических наук способствует воспитанию активных, увлеченных своих делом людей, обладающих инженерно - конструкторским мышлением....

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...