Конспект занятия по художественному конструированию из мягких материалов (текстильная скульптура) в подготовительной к школе группе №4 (дети с зпр) и №6. Тема: «Отражение русских традиций в куклах-оберегах. Птица-Радость».
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Кукла «Птица Радость» — кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. В первые весенние дни они были главными участниками обряда,  участвовали и девушки, выходили за околицу и кликали Весну.  Женщины одевались в яркие, нарядные одежды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsa_radost.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа №933 дошкольное отделение, по адресу Булатниковский проезд 14А

Конспект занятия по художественному

конструированию из мягких материалов

(текстильная скульптура)

в подготовительной к школе группе

№4 (дети с зпр) и №6.

Тема: «Отражение русских традиций

в куклах-оберегах. Птица-Радость».

                                                        Воспитатель:

                                                        Ткачук Е.В.

г.Москва 2016г

Задачи:

-прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;

-продолжать знакомство с традициями и символикой тряпичной куклы;

-научить мастерить традиционную тряпичную куклу «Птица-Радость» бесшовным способом;

-продолжать формировать трудовые навыки (операции): складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание;

-развивать тактильное восприятие, ловкость, актуальность;

-воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии;

-вызвать интерес к обыгрыванию куклы;

-закрепить знания детей перелётных птиц, развивать внимание, память;

-развивать умение понимать причинно-следственные связи;

-продолжать учить употреблять существительные в винительном падеже единственного числа;

-активизировать словарь: уметь подбирать прилагательные к существительному;

-развивать мелкую моторику;

-продолжать процесс социализации детей с зпр на совместном занятии со сверстниками из другой группы.

Материалы, инструменты, оборудование:

-коллекция тряпичных кукол;

-лоскутки ткани разного цвета;

-нитки;

-набивка (вата);

-ножницы;

-иллюстрации с изображением перелётных птиц, мольберт с магнитами;

-зашумлённый узор с изображением перелётных птиц;

-видеопроектор, ноутбук, презентация, музыкальное сопровождение ( во время изготовления кукол).

Предварительная работа:

  1. Рассматривание экспонатов мини музее кукол.
  2. Совместное занятие с детьми подготовительной к школе группе №6:

«Изготовление куклы Отдарок-на подарок».

3.Совместное занятие с детьми подготовительной к школе группе №6:

«Изготовление куклы Ангел».

4.Совместное занятие с детьми подготовительной к школе группе №6:

« Узор для русского костюма (рассказ о символике русских узоров)».

5. Чтение закличек, поговорок о весне из книги «Весна-Красна, ты начём пришла?» Г.М.Науменко.

6. Чтение сказки «Как Весна Зиму поборола» Г.М.Науменко.

Ход занятия.

В: Дети, вы уже много раз были у нас в мини музее кукол. В музее есть куклы, сделанные из ткани. Они называются тряпичными куклами. Вспомните, какие тряпичные куклы есть на полочках музея?

(Дети называют кукол и достают соответствующих кукол из сундучка)

В: А как вы думаете, кто делал кукол?

В: Конечно, кукол сначала делали взрослые, но уже лет с пяти дети сами могли сделать игрушку. Чем красивее кукла, тем способнее в рукоделье её хозяюшка.

В: Сегодня мы попробуем сделать куклу Птица-Радость.

Кукушки, галушки, синички, чечётки, щеглята, жаворонки, кулики, грачи, воробьи… На Руси всех птиц любили. Ведь птицы, считали наши предки, приносят из тёплых краёв ключи, которыми можно замкнуть на замок зиму и отомкнуть, выпустить весну. Каких перелётных птиц вы знаете?

(Дети выходят к мольберту и закрепляют магнитами изображения перелётных птиц).

В: Почему этих птиц называют перелётными? Почему они улетают осенью? Когда прилетают?

Попробуйте определить, какие птицы изображены на этом листе. (Игра  «Узнай по контуру», «Зашумлённый рисунок»).

В: Дети, как вы думаете, что можно сказать о птицах, которые возвращаются весной на Родину? Какие они? ( Подбор слов-признаков).

В: В праздник Сороки, в марте, говорят: «На Сороки день с ночью меряются». Люди верили: в этот день из тёплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Была такая поговорка: «Прилетел кулик из-за моря, принёс воду (весну) из неволья».

На чьё поле первое в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай. Чтобы приблизить приход весны хозяйки в праздник пекли жаворонков из теста. Ребятишки ждали, когда испекутся «жаворонки», и получив заветную «птичку» бежали на улицу. Птиц рассаживали на крышах домов, на деревьях и стогах, с ними закликали весну. Давайте и мы позовём весну.

Русская народная закличка «Весна-красна».

Приди весна красная,                        (Дети показывают «фонарики»,

Приди весна ясная:                                подняв руки вверх.)

С солнышком, с ливнями,                        (Показывают «солнышко», прижав

                                                        ладони к друг другу, пальцы в

                                                        стороны. «Дождь»-щёпотью

                                                        правой руки стучать по ладони

                                                        левой руки.)

С песнями дивными.                        (Играют на «дудочке».)

Жаворонки прилетели,                        (Показывают птицу, сплетя

                                                        большие пальцы на двух

                                                        руках и машут «крыльями».)

Со стрёхи капели!                                (Показывают крышу над

                                                        головой, «дождь»- щёпотью

                                                        правой руки стучать по

                                                        ладони левой руки.)

(*Стрёха- крыша покрытая соломой.)

В: Птиц на Руси делали из тряпочек, соломы, дерева, дранок. Птичек украшали цветами, зёрнышками, перевязывали ленточками.

В: Сегодня мы сделаем птичку из ярких лоскутов ткани. Таких птичек можно развесить в разных уголках дома. Эта птица зазывает к нам весну, тепло, солнышко.

Практическая часть.

В: Из каких материалов мы будем делать птицу? Из каких деталей она состоит? (Показать готовую птицу).

Практическая работа (рассказ сопровождается показом слайдов на экране).

  1. Квадратный лоскут ткани сложем треугольником. Положем его  углом вниз, края загнём – получится ромб. Сделаем это ещё раз.
  2. Согнём фигурку пополам – получится узкий треугольник, похожий на самолётик, который мы складываем из бумаги. Ниткой перематываем двумя витками острый конец треугольника – это клювик птички.
  3. Расправляем ткань. Вкладываем внутрь кусочек ваты, формируя голову птички. Опять обматываем и закрепляем петлёй, нить не обрываем.
  4. Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши. Вот и тело птички.
  5. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту, обводим хвостик и с другой стороны проходим к шее – и назад к хвосту –получается крест на спине птички.
  6. Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведём от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлёй на хвосте.

Правда птичка получилась на загляденье?

В: Давайте развесим наших птичек на дереве. Какая птичка вам понравилась?  Давайте позовём Весну!

«Чивиль-виль-виль,

Жавороночек!

Прилети к огням,

Принеси ты нам:

Ты весну-красну,

Красно солнышко,

Тёпло летушко,

Зелёный покос,

Унеси сухой мороз!

В: А сейчас будем птиц встречать, будем с птицами играть!

(Русская народная игра «Тетёра шла»:

Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Дети, взявшись за руки, идут за ведущей-«тетёрой», которая ведёт их в произвольном направлении, проходя под воротами под песню.

Дети:     Тетёра шла, моховая шла

                По закаменью, по зареченью.

                Сама прошла, всех детей провела,

                Самого маленького детёныша оставила.

На последние слова « ворота» закрываются. Пойманный ребёнок встаёт вместе с детьми, изображающими ворота. Далее игра продолжается, «тетера» водит детей, то заходя в круг, то выходя из него. Пойманные дети встают в круг, увеличивая его.)

В: На этом занятие наше закончено. А за хорошую работу получите от нас жаворонков печёных! (Воспитатель раздаёт детям угощение – печенье в форме птиц.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи Тема «Откуда хлеб пришёл?»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» (ребёнок и окружающий мир) в подготовительной к школе группе для детей с общим нед...

Конспект занятия по формированию правильного звукопроизношения и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В цирке»

Итоговое логопедическое занятие по формированию правильного звукопроизношению и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи....

"КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРВАНИЮ ИЗ МЯГКИХ МАТЕРИАЛОВ" В рамках методической недели и на основе краткосрочного проекта было проведено занятие по ручному труду

Второй годовой задачей в нашем детском саду была "Развитие конструкторской деятельности детей дошкольного возраста". Мною был продготовлен проект "Игрушки древней Руси" . Целью данного проекта ст...

"Художественное конструирование из мягких материалов для детей старшего дошкольного возраста "Отражение русских традиций в куклах-оберегах. Птица-радость"

"Художественное конструирование из мягких материалов для детей старшего дошкольного возраста "Отражение русских традиций в куклах-оберегах. Птица-радость"...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"

Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...

Конспект комплексного занятия по формированию элементарных математических представлений и ручного труда в подготовительной к школе группе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему «В гостях у гномов»

Цель: Закрепить знания по теме «Число и цифра 7». Закрепить навыки ручного труда в работе с бумагой. Задачи: Закрепить навык порядкового и обратного счета в пределах 10.Закрепить сост...

Конспект занятия образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН и ОНР по теме: «Обувь. Головные уборы».

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД:  Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.В ходе образовательной деятельности необходимо:Активизировать и расширять словарь по темам: «...