План-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа):
познавательно-исследовательская, поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование "Нагрузи корабли"

Завьялова Дина Мунаваровна

Совместная образовательная  Познавательно-исследовательская  деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:  «Нагрузи корабли».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Кудровский детский сад комбинированного вида № 1»

Совместная образовательная  Познавательно-исследовательская  деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:

 «Нагрузи корабли»

Автор: воспитатель Завьялова Д.М.

Форма организации: групповое, подгрупповое занятие.

Цель: прививать интерес детей к исследовательской деятельности.
Задачи:
Познакомить детей со свойствами воды удерживать предметы на поверхности.
Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: корабль, пассажиры, названия морей и океанов, плавать, тонуть, наклоняться, равновесие.

Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой.

Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.


Оборудование:  по 1 прозрачному стаканчику на каждого; пластилин, доски для пластилина, стеки; таз с водой (если нужно 2-3 таза); деревянные дощечки, палочки, спички, картон, пластиковые бутылки (разрезанные), трубочки для коктейля и др. бросовый материал.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, художественно-изобразительная, познавательно-исследовательская, поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование, развитие математических представлений.

Интерактивные технологии:

Проблемно-игровые технологии,

ТРИЗ-технологии


Предварительная работа
 чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки)  наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;  проведение опытов с водой.

Ход занятия:

Вводная часть
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать исследователями и путешественниками, но для этого нужно угадать, что мы будем исследовать.

Загадки:

  1. Я и туча, и туман,

          И ручей, и океан,

          И летаю, и бегу,

          И стеклянной быть могу. (ответы детей)

  1. Мы говорим - она течет,

Мы говорим - она она играет.

Она бежит всегда вперед,

           Но никуда не убегает. (ответы детей)

  1. В море я всегда солена,

А в реке я пресная.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

Воспитатель помогает детям сформулировать вывод о том, что объектом изучения будет вода.

- А еще нам понадобятся шарики из пластилина, скатайте по 10 шариков.

Основная часть

- Ребята, мы с вами много раз наблюдали за природными явлениями. Читали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из крана. А теперь поиграем с водой в путешественников. И отправимся мы по морю на корабликах. Кораблем будет наш стаканчик. Каждый поставит свой корабль на воду (опускает в таз с водой) и посадим пассажиров в кораблик, пассажирами будут шарики.

Задача – посадить в корабль как можно больше пассажиров так, чтобы он не утонул. Ну что же, пора отправляться в большое плавание?! 

- По какому морю поплывем? А может по океану?

Дети называют известные им моря и океаны и приступают к экспериментированию.

Под  музыкальное сопровождение из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» - песня капитана.

- У кого, сколько получилось пассажиров, давайте посчитаем?

-Как нужно было усадить их, чтобы корабль не затонул?

Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что равномерное распределение шариков удерживает равновесие стаканчика в воде и тем самым способствует его плавательной способности.

Динамическая пауза

- Давайте сейчас превратимся в морские фигуры и поиграем в игру

 «Море волнуется раз…, морская фигура замри»

- У нас остались еще пластилиновые шарики – это наши моряки? Давайте их отправим в море и проверим, хорошо ли они умеют плавать? Посмотрите, сумеют ли они удержаться на воде? (ответы детей) - Нет? Попробуйте еще раз! И все же есть способ сделать так, чтобы они плавали на поверхности. Какой? Попробуйте угадать. (предположения детей)

- Попробуйте их тоже усадить на лодку, только уже из другого материала. 

Дети предлагают свои варианты (например: из дерева, картона, пластилина и т.д.) и пробуют их осуществить.

Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что:

-не все предметы плавают;

-чем больше плавательная поверхность, тем лучше предмет удерживается на воде;

-чем глубже будет кораблик, тем лучше он поплывет;

- у лодки не должно быть трещин и пробоин, иначе она тонет;

-нагрузить лодку нужно равномерно.

Заключительная часть

- Мне интересно было путешествовать с вами по морю. А вам?

Вы хотели бы узнать другие свойства воды?

Я предлагаю вам дома придумать и показать в следующий раз свой опыт с водой.

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свой кораблик, плывущий по волнам.

Самоанализ совместной образовательной  познавательно-исследовательской  деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:

 «Нагрузи корабли»

Цель:  прививать интерес детей к исследовательской деятельности
через интеграцию образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, художестенно-эстетическая и физическая.
Задачи:

1.Образовательные:

  • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды.
  • Познакомить детей со свойствами воды удерживать предметы на поверхности.

2.Развивающие:

  • Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: корабль, пассажиры, названия морей и океанов, плавать, тонуть, наклоняться, равновесие.
  • Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой.
  • Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
  • Воспитывать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
  • Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.

Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, художественно-изобразительная, познавательно-исследовательская, поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование, развитие математических представлений.

Интерактивные технологии:

Проблемно-игровые технологии,  ТРИЗ-технологии.


Предварительная работа 

- чтение художественной литературы по теме «Вода»

 (стихи, загадки, пословицы, поговорки);

- наблюдение на прогулке;

- беседы о воде, ее роли в жизни человека;

- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;  

- проведение опытов с водой.


Организационная деятельность, подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
На вводную часть занятия были предложены загадки и наглядные картинки, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
Организационный прием  был направлен на развитие у детей познавательного интереса через знакомство с техникой проведения опытов с водой, а также коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации, работа с пластилином для развития мелкой моторики рук, поисковая деятельность - стоя. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познавательно-исследовательская: поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование, развитие математических представлений.

Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- корабль, пассажиры, названия морей и океанов, плавать, тонуть, наклоняться, равновесие.

Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук.

 Физическая культура: развивала двигательное воображение и координацию движений в игровой форме.

Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций в виде ТРИЗ-технологий активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации  так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. 
Я планировала особое внимание уделить индивидуальным ответам, пополнять активный и пассивный словарь. Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.