Главные вкладки

    познавательно-исследовательская, поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование "Нагрузи корабли"
    план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

    Завьялова Дина Мунаваровна

    Совместная образовательная  Познавательно-исследовательская  деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:  «Нагрузи корабли».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkr_zanyatie.docx28.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное  бюджетное учреждение «Кудровский детский сад комбинированного вида № 1»

    Совместная образовательная  Познавательно-исследовательская  деятельность с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:

     «Нагрузи корабли»

    Автор: воспитатель Завьялова Д.М.

    Форма организации: групповое, подгрупповое занятие.

    Цель: прививать интерес детей к исследовательской деятельности.
    Задачи:
    Познакомить детей со свойствами воды удерживать предметы на поверхности.
    Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: корабль, пассажиры, названия морей и океанов, плавать, тонуть, наклоняться, равновесие.

    Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой.

    Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    Воспитывать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.


    Оборудование:  по 1 прозрачному стаканчику на каждого; пластилин, доски для пластилина, стеки; таз с водой (если нужно 2-3 таза); деревянные дощечки, палочки, спички, картон, пластиковые бутылки (разрезанные), трубочки для коктейля и др. бросовый материал.

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

    Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, художественно-изобразительная, познавательно-исследовательская, поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование, развитие математических представлений.

    Интерактивные технологии:

    Проблемно-игровые технологии,

    ТРИЗ-технологии


    Предварительная работа
     чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки)  наблюдение на прогулке; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;  проведение опытов с водой.

    Ход занятия:

    Вводная часть
    Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам стать исследователями и путешественниками, но для этого нужно угадать, что мы будем исследовать.

    Загадки:

    1. Я и туча, и туман,

              И ручей, и океан,

              И летаю, и бегу,

              И стеклянной быть могу. (ответы детей)

    1. Мы говорим - она течет,

    Мы говорим - она она играет.

    Она бежит всегда вперед,

               Но никуда не убегает. (ответы детей)

    1. В море я всегда солена,

    А в реке я пресная.

    Лишь в пустыне раскаленной

    Мне совсем не место.

    Воспитатель помогает детям сформулировать вывод о том, что объектом изучения будет вода.

    - А еще нам понадобятся шарики из пластилина, скатайте по 10 шариков.

    Основная часть

    - Ребята, мы с вами много раз наблюдали за природными явлениями. Читали в энциклопедии о воде. Дома все наблюдаем каждый день, как вода течет у нас из крана. А теперь поиграем с водой в путешественников. И отправимся мы по морю на корабликах. Кораблем будет наш стаканчик. Каждый поставит свой корабль на воду (опускает в таз с водой) и посадим пассажиров в кораблик, пассажирами будут шарики.

    Задача – посадить в корабль как можно больше пассажиров так, чтобы он не утонул. Ну что же, пора отправляться в большое плавание?! 

    - По какому морю поплывем? А может по океану?

    Дети называют известные им моря и океаны и приступают к экспериментированию.

    Под  музыкальное сопровождение из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля» - песня капитана.

    - У кого, сколько получилось пассажиров, давайте посчитаем?

    -Как нужно было усадить их, чтобы корабль не затонул?

    Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что равномерное распределение шариков удерживает равновесие стаканчика в воде и тем самым способствует его плавательной способности.

    Динамическая пауза

    - Давайте сейчас превратимся в морские фигуры и поиграем в игру

     «Море волнуется раз…, морская фигура замри»

    - У нас остались еще пластилиновые шарики – это наши моряки? Давайте их отправим в море и проверим, хорошо ли они умеют плавать? Посмотрите, сумеют ли они удержаться на воде? (ответы детей) - Нет? Попробуйте еще раз! И все же есть способ сделать так, чтобы они плавали на поверхности. Какой? Попробуйте угадать. (предположения детей)

    - Попробуйте их тоже усадить на лодку, только уже из другого материала. 

    Дети предлагают свои варианты (например: из дерева, картона, пластилина и т.д.) и пробуют их осуществить.

    Воспитатель помогает детям сделать вывод о том, что:

    -не все предметы плавают;

    -чем больше плавательная поверхность, тем лучше предмет удерживается на воде;

    -чем глубже будет кораблик, тем лучше он поплывет;

    - у лодки не должно быть трещин и пробоин, иначе она тонет;

    -нагрузить лодку нужно равномерно.

    Заключительная часть

    - Мне интересно было путешествовать с вами по морю. А вам?

    Вы хотели бы узнать другие свойства воды?

    Я предлагаю вам дома придумать и показать в следующий раз свой опыт с водой.

    А сейчас я предлагаю вам нарисовать свой кораблик, плывущий по волнам.

    Самоанализ совместной образовательной  познавательно-исследовательской  деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста на тему:

     «Нагрузи корабли»

    Цель:  прививать интерес детей к исследовательской деятельности
    через интеграцию образовательных областей: познавательная, социально-коммуникативная, художестенно-эстетическая и физическая.
    Задачи:

    1.Образовательные:

    • Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды.
    • Познакомить детей со свойствами воды удерживать предметы на поверхности.

    2.Развивающие:

    • Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: корабль, пассажиры, названия морей и океанов, плавать, тонуть, наклоняться, равновесие.
    • Развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения опытов с водой.
    • Развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

    3. Воспитательные:

    • Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
    • Воспитывать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов.
    • Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.

    Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, художественно-изобразительная, познавательно-исследовательская, поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование, развитие математических представлений.

    Интерактивные технологии:

    Проблемно-игровые технологии,  ТРИЗ-технологии.


    Предварительная работа 

    - чтение художественной литературы по теме «Вода»

     (стихи, загадки, пословицы, поговорки);

    - наблюдение на прогулке;

    - беседы о воде, ее роли в жизни человека;

    - рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;  

    - проведение опытов с водой.


    Организационная деятельность, подготовка к занятию

    Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме.
    На вводную часть занятия были предложены загадки и наглядные картинки, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
    На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.
    Организационный прием  был направлен на развитие у детей познавательного интереса через знакомство с техникой проведения опытов с водой, а также коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри детского коллектива.
    Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время поиска выхода из проблемной ситуации, работа с пластилином для развития мелкой моторики рук, поисковая деятельность - стоя. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
    Дидактическая деятельность воспитателя:
    Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познавательно-исследовательская: поисково-экспериментальная детская деятельность, творческое конструирование, развитие математических представлений.

    Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- корабль, пассажиры, названия морей и океанов, плавать, тонуть, наклоняться, равновесие.

    Художественное творчество: Совершенствовала умение детей скатывать пластилин между ладонями прямыми движениями, закрепляла приёмы вдавливания, развивая мелкую моторику рук.

     Физическая культура: развивала двигательное воображение и координацию движений в игровой форме.

    Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях. В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой. Создание поисковых, проблемных ситуаций в виде ТРИЗ-технологий активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
    Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
    Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации  так, чтобы в ходе его проверить качество усвоения материала. 
    Я планировала особое внимание уделить индивидуальным ответам, пополнять активный и пассивный словарь. Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе

    Календарно - тематическое планирование по познавательно - исследовательской и и продуктивной (конструктивной) деятельности в старшей группе...

    опыт работы по теме:"Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования"

    опыт работы по теме:"Развитие познавательно - исследовательской активности дошкольников средствами детского коллекционирования"...

    Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников через детское экспериментирование.

    В докладе представлена и описана предметно - пространственная среда, влияющая на развитие познавательно - исследовательской активности, ее описание и значение. Доклад представлен на межрайонном семина...

    Познавательно-исследовательский проект «Плоскостопие в детском саду» Р.Дима 6 лет

    Что такое плоскостопие? Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей....