Статья "Использование лего-конструктора в образовательной деятельности"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Короткова Екатерина Мехаметовна

Эффективность процесса речевого развития дошкольников, повышается путем использования ЛЕГО-технологии во всех видах деятельности и в повседневной жизни дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование лего-конструктора в образовательной деятельности

Эффективность процесса речевого развития дошкольников, повышается путем использования ЛЕГО-технологии во всех видах деятельности и в повседневной жизни дошкольников. Считаю, что работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая вызывает у них только положительные эмоции, приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.

Благодаря набору «Построй свою историю» обучение грамоте становится увлекательным занятием для детей независимо от их способностей или знаний!

При обогащении представлений детей старшего дошкольного возраста о звуке, слоге, слове целесообразно использовать ЛЕГО-конструктор. Детям легче усвоить эти абстрактные понятия с опорой на зрительные ориентиры. Чтобы ребенку было легче понять термин «звук», можно использовать ЛЕГО, опираясь на его цветовую гамму. Детали красного цвета - гласные звуки, синего - согласные твёрдые, зеленые - согласные мягкие. С помощью деталей Лего 2*5 можно составлять схемы предложений, детали 2*3 помогут в делении слов на слоги.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель информации. Поэтому очень важно создавать условия для связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Для развития речи у детей дошкольного возраста можно использовать Лего-технологию. Ведь универсальный ЛЕГО - конструктор – прекрасный развивающий материал.

В процессе конструирования из Лего дети общаются, рассуждают, договариваются, учатся отстаивать свою точку зрения, при этом увеличивается словарный запас, ребята учатся задавать вопросы, развиваются диалогическая и монологическая речь.

При проведении работы по развитию связной речи и лексических понятий Лего - конструирование предоставляет широкие возможности. Например, конструирование предметов в рамках изучаемой темы «Детский сад», «Мебель», «Деревья», «Транспорт», «Животные», «Игрушки», «Мастерская Деда Мороза» и составление описательного рассказа о созданном предмете.

Предложите детям (3-5 человек) построить свою историю из Лего. Если им трудно, для начала помогите составить план, распределить, кто какую часть строит. Потом предложите детям составить рассказ (историю, сказку), который можно начать по-разному «Однажды…», «Как- то раз…», «Дело было зимой…», «В некотором царстве...». Вначале взрослый помогает словами связками «И вот тогда…», «Вдруг…», «А в это время…», «Потом…».

Можно предложить придумывание продолжения и завершение рассказа. Также можно придумать рассказ или историю по плану воспитателя и затем построить с помощью конструктора.

Предлагаю вам, уважаемые коллеги, окунуться в мир Лего и на практике увидеть, как консруктор способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию речи

Дидактическая игра «Найди, где спряталась кошка»

Задача: формировать умение согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (на, в, под, за, около…), закреплять умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше).

Ход игры: кошка хочет поиграть в «Прятки», спрячь её за домик. Скажи:

  • куда спряталась кошка? (Кошка спряталась за домик).
  • посади кошку на крышу;
  • посади кошку около дерева;
  • посади кошку перед домиком.

Дидактическая игра «Башня»

Задача: формировать умение правильно определять положение кубиков по отношению друг к другу, закрепляем предлоги (на, под, между).

Материал: кирпичики красного, жёлтого,

Ход игры: у вас на столе кирпичики разного цвета, вам надо построить башенку.

  • Возьмите желтый и красный кирпичики, поставьте кирпичик на кирпичик (предлог на) так, чтобы красный кирпичик был под желтым (предлог под)
  • Постройте башню так, чтобы синий кирпичик был между красным и жёлтым кирпичиком (между).

Теперь мы с тобой расскажем о твоей башне: на столе лежит красный кирпичик, продолжай…

  • Под жёлтым лежит красный кирпичик.
  • Между красным и жёлтым лежит синий кирпичик.

Дидактическая игра «Один, много»

Задача: формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Материал: елки, лошадки, кошки, собаки, лего - кубики.

Ход игры: - у меня одна елка, а скажи, как будет много? (ёлок), одна лошадь, много (лошадей), один кубик – много кубиков...

Дидактическая игра «Кто, что умеет делать»

Задача: закрепить знания о птицах и животных, обогащать словарь, развивать речевую активность, правильное звукопроизношение.

Материал: набор птиц и животных из Лего – лошади, котята, утята, свинки, гуси, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заяц.

Ход игры: дети, вы хотите помочь животным и птицам из сказки К.И. Чуковского «Путаница», которые всё перепутали. Что умеет делать кошка? (лакать, играть…) А как она разговаривает? (мяукает). Давайте напомним кошке, как она мяукала (мяу-мяу-мяу).

Что делают утята? (плавают, ныряют, пьют…). Как утята разговаривают? (крякают). Давайте покрякаем все вместе (кря-кря-кря).

(Так воспитатель беседует про всех героев сказки «Путаница»)

Герои сказки говорят вам спасибо, вы им напомнили, как надо правильно разговаривать.

Дидактическая игра «Опиши детали»

Задача: развивать умение описывать животных, человечков, отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без хвоста).

Материал: лошадка, собака, кошка, птица.

Ход игры: приглашаю вас поиграть в игру «Опиши детали». Посмотрите, какой красивый петушок (петушок без гребешка), расскажите о нём, опишите его. Чего не хватает у петушка? Скажите правильно: «У петушка нет гребешка». Игру можно закончить, когда дети описали несколько животных или птиц.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Задача: развивать умение рассуждать, делать выводы, внимание, память, сообразительность, логику.

Материал: наборы из Лего «Транспорт», «Мебель», «Игрушки», «Дома», «Животные».

Ход игры: хотите узнать, кто из вас самый внимательный? Я предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний». Предлагаю на столе найти лишний предмет «Паровозик, машина, самолёт, собака», «Кошка, лошадь, собака, петух», «Стол, стул, кровать, дом»…

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Задача: закрепить знание об игрушках, развивать сенсорные способности.

Материал: животные из набора «Построй свою историю»

Ход игры: обращаю внимание на набор игрушек на столе, предлагаю рассмотреть игрушки. Показываю яркий мешочек, приглашаю поиграть в игру «Чудесный мешочек», в которой есть правило игры: тот, кого я позову, опускает руку в мешочек, находит игрушку и на ощупь определяет и называет, какая игрушка в руке. Игра продолжается, пока все игрушки не будут названы.

Дидактические игры по обучению грамоте

Дидактическая игра «Моделируем слова»

Задача: формировать умение производить звуковой анализ слов, определять количество слогов, звуков в слове и обозначать их кубиками 2*2 красного, зелёного и синего цвета.

Материал: кубики синего, зелёного и красного цвета из набора «Лего».

Ход игры: давайте поиграем. Я буду медленно называть слово, а вы должны сосчитать, сколько слогов в этом слове. Сколько слогов в слове «Дом»? (один слог). Назовите первый, второй, третий звук. Сколько звуков в слове? (три звука). Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Возьмите панельки и выкладывайте на ней схему слова из 3 звуков. Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, кот, дым, рак, кит, лес», потом «Маша, каша, река, раки, молоко…».

Дидактическая игра «Какие звуки ты слышишь?»

Задача: отрабатывать дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости.

Материал: синие и зелёные панели, картинки со словами «Мак, рак, кот, дом, слон, банан, сыр, стул, ёлки, жук, мяч, волк, молоток, ежи, зонт».

Ход игры: перед вами картинки и панели. Каких цветов панели? (синего и зелёного) Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным) Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим) Я буду называть слово, если в нём твёрдые согласные звуки, то картинку вы кладёте на синюю панель. А если слово состоит из мягких согласных, то на какую панель кладём картинку? (на зелёную)

Дидактическая игра «Построй предмет, который начинается со звука «Д»

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Материал: наборы «Лего».

Ход игры: сегодня мы будем строителями. Предлагаю вам построить предмет, который начинается со звука «Д». Звук «Д» твёрдый или мягкий? (твёрдый) Предлагаю вам подумать и начать строительство.

Дидактическая игра «Сколько слогов в слове»

Задача: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество в слове.

Материал: детали 2*3 черного цвета из набора «Лего».

Ход игры: предлагаю поиграть в игру «Сколько слогов в слове». Я буду называть слово, вы будьте внимательны, считайте слоги и выкладывайте их на панели с помощью деталей 2*3 черного цвета. Послушайте слово «лук». Сколько слогов в слове? (Один) Сколько деталей вы выложите? (одну). Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, дым», потом «Маша, каша, река, коты, раки, лесник, киты, книга, молоко, автобус, игрушки…».

Дидактическая игра «Придумай предложение»

Задача: формировать умение составлять предложение с заданным количеством слов, развивать речевую активность и быстроту мышления.

Материал: детали 2*5 чёрного цвета из набора «Лего», серая или белая панель.  

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Придумай предложение». Посмотрите внимательно на схему, сначала определите количество слов в предложении, теперь придумывайте свои предложения.

Дидактическая игра «Составь схему предложения»

Задача: формировать умение составлять схему предложения, определять количество слов и обозначать количество слов деталями чёрного цвета.

Материал: детали Лего 2*5 чёрного цвета из набора «Лего», панели серого цвета.

Ход игры: сейчас мы поиграем в игру «Составь схему предложения». Слушайте внимательно, сначала определите количество слов в предложении, потом выкладывайте на панели схему предложения «Маша гуляет», «Мама купила фрукты», «Наступила холодная зима», «Таня положила фрукты в вазу». С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы). Что ставим в конце предложения? (Точку или знаки: вопросительный или восклицательный.)

Дидактическая игра «Моделируем буквы»

Задача: формировать умение выкладывать на панели буквы с помощью деталей Лего, закреплять знание букв алфавита.

Материал: панели, наборы «Лего», алфавит, магнитная азбука.

Ход игры: сегодня мы с вами будем моделировать буквы алфавита. Давайте вспомним и назовём буквы алфавита от «А» до «Я». Теперь возьмите себе по 1 букве из магнитной азбуки, выберите себе пару. Возьмите одну панельку на двоих и моделируйте каждый свою букву.

Дидактическая игра «Отгадываем буквы»

Задача: формировать умение отгадывать букву на ощупь с закрытыми глазами, закреплять знание букв алфавита.

Материал: панели с выложенными буквами, повязка для глаз.

Ход игры: сегодня мы с вами будем узнавать буквы с закрытыми глазами. Садитесь за стол, надевайте повязку для глаз, возьмите одну панельку на столе и обследуйте на ощупь букву. Что за буква спряталась на панели?

При проигрывании данных игр задействованы все анализаторы, а именно: зрительный, слуховой и двигательный, что благоприятно воздействует на речевое развитие в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лего-конструктор и ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ»

Актуальность формирования личности человека, начиная с дошкольного детства, обусловлена тем, что дошкольное детство – это стартовая площадка на пути в жизнь. Но развивать качества личности, вост...

Методика организации занятий по конструированию и образовательной робототехнике в разных возрастных группах с применением Лего-конструкторов.

Содержание: Цели обучения лего-конструированию и робототехнике в дошкольном образовании. Задачи применения методики лего-конструирования и робототехники в разных возрастных группах. ...

Консультация для педагогов "Виды ЛЕГО - конструкторов в образовательном пространстве детского сада"

      Знаменитый во всем мире датский конструктор Лего – один из самых популярных наборов для моделирования и сборки. Название конструктора – это анаграмма с дат...

Использование Лего – конструктора в разных видах деятельности в работе с дошкольниками.

Использование Лего – конструктора в разных видах деятельности в работе с дошкольниками....

Методический комплект "Календарное планирование образовательной деятельности по конструированию из настольного строителя и ЛЕГО - конструктора для детей 5-7 лет

план кружка расчитан для детей 5-7 лет в нем содержитсяигра - приветствие.встреча с героями кружка (матрёшка, зайчик , мишутка),рассматривание и показ образца;самостоятельная деятельность...

Мастер-класс «Использование ЛЕГО-конструктора в образовательной деятельности дошкольников»

Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения по освоению опыта работы с конструкторами ЛЕГО....

Организованная образовательная деятельность в младшей группе на тему: "Путешествие в сказку "Теремок" с ЛЕГО-конструктором"

Методика проведения:Организационное началоСюрпризный моментПутешествие в ЛЕГО-сказкуЗакрепление названий основных цветов«Разноцветные башенки»ФизминуткаСоставление числового рядаСоставлени...