Рабочая программа педагога по художественному труду «Волшебный листок»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Белякова Ольга Вениаминовна

Осуществление комплексного подхода к развитию художественно-творческих способностей и положительно- эмоционального восприятия окружающего мира , а также подготовка их к рисованию, а в дальнейшем и к письму. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_volshebnyy_listok.docx37.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10 города Кинеля

городского округа Кинель Самарской области

структурное подразделение детский  сад «Золотая рыбка»

(ГБОУ СОШ № 10 СП д/с «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»)

ПРИНЯТО:                                                                                УТВЕРЖДАЮ:

На малом педагогическом                                                         Заведующая СП

совете №_____                                                                   д/с «Золотая рыбка»

«___»  ________2018г.                                                __________ Кузнецова Л. Г.

Рабочая программа педагога с учётом

Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

по художественному труду «Волшебный листок»

2018

Пояснительная записка

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно- творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в кружке позволяют развивать творческие задатки дошкольников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.

Актуальность

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.

В данной программе особое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка.  Творчество является важнейшей характеристикой личности, поэтому формировать его необходимо у ребенка с самого раннего возраста, дошкольный период развития имеет особое место в развитии творчества.

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.

В процессе реализации данной программы идет работа по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук, ребёнок подготавливается к рисованию, а в дальнейшем и к письму. У детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Происходит ориентация дошкольников на ценность труда.

 Содержание занятий построено с учетом возрастных особенностей детей и детей с ОВЗ.

Цель программы.

Осуществление комплексного подхода к развитию художественно- творческих способностей и положительно-эмоционального восприятия окружающего мира, а также  подготовки  их к рисованию, а в дальнейшем и к письму.

Задачи:

1. Способствовать развитию мелкой моторики рук; развивать точность и координацию движений руки и глаза; гибкость рук, ритмичность.

2. Совершенствовать движения рук и психических процессов: произвольного внимания;  логического мышления; зрительного и слухового восприятия; памяти, речи детей.

3.Формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям; умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи; контроль за собственными действиями.

4. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

5. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

Общая характеристика учебного предмета

В программе соблюдается преемственность с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 5-6 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности

 Основная задача - приобщить детей к художественному труду, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.За время обучения формируются умения понимать и выполнять учебную задачу, а также формируются такие качества, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.

Описание места кружка в учебном плане

Программа ориентирована на  детей 5-6 летнего возраста. Продолжительность реализации программы 1 год. На прохождение программного материала отводится 25 минут в неделю.  При наполняемости группы 27 детей занятия кружка проводятся 1 раз в 2 недели, по 13-14 человек в один день. В первый день занимаются две подгруппы по 6-7 детей и во второй день – другие 2 подгруппы по 7 детей. Дни занятий кружка воспитатель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки на детей в соответствии с расписанием основных занятий. Каждый ребенок занимается в кружке 1 раз в 2 недели. Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Состав мини-группы одновременно работающих детей может меняться в соответствии с вышеуказанными причинами. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских и взрослых работ, вручение готовых работ родителям, малышам в качестве подарков.

Формы проведения итогов реализации программы:

· выставки детских работ в детском саду;
· дни презентации детских работ родителям (сотрудникам).

Тематическое планирование


  Сентябрь
1. Вводное занятие. Познакомить с историей возникновения оригами, с видами и свойствами бумаги. Сравнение бумаги с картоном. Выставка готовых поделок, выполненная воспитателем.
2. «Веер»
 (складывание гармошкой).

  Октябрь 
1. «Бабочка».
2. «Домик».  

Ноябрь 
1. «Цыплёнок».  

2. «Котик».

  Декабрь 
1. «Зайчик».
2. «Любопытная мышка».  
  Январь 
1. «Пингвин».  
2. «Елочка».

  Февраль
1. «Самолетик»  
2. «Воробей - пташечка».
  Март
1. «Цветок для мамочки».  
2. «Рыбка».
  Апрель 
1. «Собачка».
2. «Красивая бабочка».
  Май
1. Презентация детских работ

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Программно- методическое обеспечение

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464с.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-96с.
  3. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., Просвещение. 1985.
  4. Казакова Т.Г. Интеграция видов изобразительной деятельности (программа: задачи, принципы, содержание) // Дошкольное воспитание: традиции и современность. М., 202.- 4-8с.
  5. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.- 240с.
  6. Поддъяков Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии.1990.- № 1.-16с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по художественному труду в старшей группе(по Л.В. Куцаковой)

Рабочая программа кружка по художественному труду в старшей группе составлена на основе программ Л.В.Куцаковой и И.А. Лыковой. Основные цели, задачи, особенности программы написаны с опорой на книги д...

Рабочая программа кружка по ручному труду " Волшебный мир оригами"

Цель программы - Развитие творческих способностей детей в процессе занятий техникой оригами....

Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Волшебная паутинка»

Программа художественно-эстетической направленности «Волшебная изонить» является модифицированной программой дополнительного образования для детей дошкольного возраста и нацелена на обеспечение самооп...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»

Рабочая образовательная программа обеспечивает художественно- эстетическое развитие детей в возрасте 3 - 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по тематическому модулю «Изобр...

Рабочая программа кружка по художественно - эстетическому развитию "Волшебные ладошки"

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Волшебная кисточка»

Актуальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становл...