Конструирование из бумаги
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Гончарук Татьяна Юрьевна

Ознакомление с физическими свойствами бумажных материалов, конструирование моделей рыб, кувшинки из данного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 1: "Свойства бумаги"

Цель:

  • изучение свойств бумаги для дальнейшей работы по конструированию из неё образов предметов.

Задачи:

  1. формирование умения работать с бумагой, изучение свойств бумаги;
  2. развитие творческого воображения, логического мышления и мелкой моторики рук;
  3. воспитание у детей аккуратности, усидчивости;

Оборудование: цветная бумага, клей, шаблоны лепестков цветка и листочков, самолетик с запиской, стакан, вода, полоска бумаги, таблички с названиями свойств бумаги, эмблемы.

Ход занятия

  • Ребята, смотрите, к нам прилетел самолётик.
  • Из чего он сделан, как его делали? (Летит самолётик из бумаги). (Из бумаги, сгибали).
  • Вот и первое свойство бумаги. (Табличка: "Сгибается".).
  • Ребята, а здесь послание: "Ребята, меня заколдовала злая волшебница Пустота. Помогите! Фея Фантазия".
  • Ребята мы поможем Фантазии? (Да).
  • Нам нужно победить Пустоту и нам поможет вот этот стакан. Он сейчас пустой. Что нужно сделать, что бы он был полным? (Налить чего-нибудь).
  • Я наливаю в него воду. Так как можно победить Пустоту? (Заполнить чем-то).
  • Правильно, что бы победить Пустоту, её нужно заполнить. Но нам с вами сначала нужно попасть в волшебную страну, где живёт фея Фантазия. И снова нам поможет в этом стакан. Мы положим полоску сверху и произнесём волшебные слова: "Крибле – крабле – бумс". Ой, наш мостик провалился, но мы с вами успели всё-таки попасть в волшебную страну. А что случилось с бумагой?
  • Она намокла.
  • Правильно, вот ещё одно свойство. Бумага "Намокает".
  • Смотрите, для нас конверт. (Достаю из конверта трафареты лепестков цветка, листочки).
  • Всё пустое! Красиво?
  • Нет.
  • А фея Фантазия послала подсказки, как нам быть.

Описание: http://festival.1september.ru/articles/551462/img1.jpg

Вот первая подсказка: рассмотрите аппликации, как они выполнены.

Вторая подсказка: выбираем цвет для своего лепестка. Отрываем небольшие кусочки и складываем в кучку. (Ребята выполняют работу.)

  • Что мы с вами сейчас делали с бумагой?
  • Мы её рвали.
  • Значит, следующее свойство бумаги: она "Рвётся". (Вешаю табличку на доску.)
  • Третья подсказка: берём клей, намазываем небольшой участок и приклеиваем бумагу, заполняем лепесток.
  • Молодцы, выполнили задание. А к нам заглянул солнечный зайчик.

Физкультминутка:

  • Скачут побегайчики,
  • Солнечные зайчики.
  • Мы зовём их
  • Не идут.
  • Были тут
  • И нет их тут.
  • Где же зайчики?
  • Ушли.
  • Ты иди их поищи.
  • Фее Фантазии очень нравятся солнечные зайчики. А какого цвета они бывают. (Желтого, оранжевого, красного).
  • Это цвета солнца. Вот и четвёртая подсказка: делаем маленькие солнышки. Рвём кусочки бумаги и катаем их в пальчиках. Что получилось?
  • Маленький шарик, комочек.
  • А что мы делали с бумагой?
  • Бумагу мы мяли.
  • Вот ещё одно свойство бумаги – она мнется.
  • Пятая подсказка: сделаем ещё несколько таких шариков и приклеим их к основанию лепестка. Собираем цветок.
  • Шестая подсказка: нужно сделать рамочку на нашу аппликацию. Работать будем в парах. Вы должны договориться, как вы будете заполнять рамочку. А ещё заполняем листочки к нашему цветку. (Выполняют работу самостоятельно.)
  • Ну вот, мы выполнили задание феи Фантазии. Но злая волшебница ещё держит фею Фантазию у себя. А мы сейчас вспомним, что мы сегодня узнали?
  • Какие свойства есть у бумаги. Она сгибается, намокает, рвётся, мнется.
  • Чему научились?
  • Научились пользоваться этими свойствами.
  • Где применили наши знания?
  • Сделали аппликацию.

Звучит сказочная музыка. Фея Фантазия освободилась и прислала вам своё послание. Она нас благодарит за спасение, а сама полетела исправлять проделки Пустоты и помогать другим ребятам с ней справляться. Но вы не огорчайтесь, фея Фантазия посвящает вас в свои рыцари. И когда вам будет скучно, пусто на душе, вы вспомните Фантазию, и она вам обязательно поможет.

Тема 2: "Работа с бумагой. Складывание "Рыбки"

Цель занятия:

  • Познакомить детей с искусством складывания бумаги – "оригами" (на примере выполнения рыбки).

Задачи:

а) формировать навыки сгибания складывания бумаги, дать понятие "оригами";

б) развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственные представления, исполнительские умения и творческие способности;

в) воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, животным, бережное отношение к ним, аккуратность, дисциплинированность, бережливость, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей.

Оборудование:

  • материалы: цветная бумага;
  • инструменты: ножницы, карандаш, фломастеры (можно цветные карандаши), клей, кисточка;
  • наглядность: инструкционная карта.

Ход занятия

  • Сегодня мы с вами способом сгибания и складывания бумаги выполним фигурки. Но какие, я пока не скажу.
  • Ребята, кто из вас знает, что такое оригами?
  1. Рассказ воспитателя:
  • Оригами – искусство складывания из цветной бумаги. Наверняка, все из вас пускали самолетики, лодочки, красовались в треуголке из бумаги различных форм, фигурок – это и есть оригами. Оригами пришло в Россию из Японии.
  • А сейчас я загадаю загадку:
  • Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,
  • Без окошек, но не мрачный,
  • С четырех сторон прозрачный.
  • В этом домике жильцы – все умелые плавцы (Аквариум)

  • Правильно. Это аквариум. Кто из вас видел аквариум, тот знает, кто в нем живет и без труда сможет отгадать мои загадки:
  • Выпучив глаза, сидит,
  • По-французски говорит,
  • По – блошьи прыгает,
  • По – человечьи плавает. (Лягушка)
  • В полусумраке подводном
  • У подводных серых глыб.
  • Я листвой своей охотно
  • Угощаю разных рыб. (Трава, водоросли)
  • Кто на себе свой дом носит? (Улитка)
  • Вильнет хвостиком туда – сюда
  • И нет ее, и нет следа. (Рыбка)
  • А теперь посмотрите на аквариум (на доску вывешивается нарисованный на листе бумаги аквариум).
  • Посмотрите внимательно и скажите чего или кого не хватает в аквариуме?
  • Да, в аквариуме не хватает рыб. И сегодня мы способом сгибания и складывания сделаем рыбок.

– Из какого материала выполнена рыбка?

  • Каким способом сделано?
  • Из скольких деталей состоит рыбка?

Изготовление из бумаги изделия "Рыбка

  1. из листа цветной бумаги красного или желтого цвета заготовить квадрат (один из углов отогнуть к противоположной стороне, совместить края листа, лишнее отрезать);
  2. получить квадрат с линией сгиба по диагонали, сложить его в треугольник по данной линии;
  3. полученный треугольник сложить пополам и развернуть, получается на квадрате две линии сгиба по диагонали;
  4. сложить квадрат пополам, так, чтобы получился прямоугольник с линиями сгиба от середины к краям – противоположным углам;
  5. боковые стороны вогнуть вовнутрь по линиям сгиба, так, чтобы получился треугольник;
  6. дорисовать контуры рыбки и вырезать, оформить поделку: дорисовать глазки, рот, жабры, чешую, плавники.

(выполнение)

  • С каким понятием сегодня познакомились?
  • Каким способом выполняли поделки?

Выставка выполненных работ.

Тема 3: "Работа с бумагой и картоном. Сувенир для мамы".

Цель:

  • познакомить детей с технологией работы по шаблону.

Задачи:

а) научить пользоваться шаблонами;

б) развивать логическое мышление, фантазию, внимание, пространственные представления, исполнительские умения и творческие способности;

в) развивать чувство прекрасного и чувство любви к природе, воспитывать эстетический вкус, аккуратность, дисциплинированность, бережливость, бережное отношение и уважение к своему труду и труду других людей.

Материалы к занятию:

  • для воспитателя: образец изделия, плакат "Озеро", фотография кувшинки,
  • кассета с музыкой "Вальс цветов", дополнительный материал.
  • для детей: цветной картон, белая бумага, клей, ножницы, простой карандаш, шаблоны.

Ход занятия

  • Сегодня к нам на занятие пришли гости. Мы должны показать им всё то, чему уже научились. Посмотрите глазками, всё ли у вас на месте: цветной картон, белая бумага, клей, ножницы, простой карандаш.
  • Мы сегодня будем изготавливать сувенир для мамы. Мы будем делать изделие в виде цветка. Вы узнаете, что такое шаблон и как им пользоваться. Закрепим знания и умения, полученные ранее.
  • Отгадайте цветок, о котором пойдёт речь.
  • Когда ты входишь в лес, где всё нам с детства мило
  • Где чистым воздухом приятно так дышать.
  • Есть в травах и цветах целительная сила,
  • Для всех умеющих их тайну разгадать.
  • Но вот лес расступился и там открылась
  • Серебристая гладь озера.

(на доске висит плакат с изображением озера)

Воспитатель читает:

  • Раскинулась тихая заводь
  • На нашем с тобою пути,
  • Где листьям так нравиться плавать
  • И белым кувшинкам цвести. (Звучит "Вальс цветов" П. Чайковского)
  • Как чаши на глади речного залива
  • Раскрылись кувшинки в июльские дни.
  • Порою волна покачнёт их лениво
  • И вновь без движенья застынут они.
  • Кувшинки, глядящие в высь голубую,
  • Всегда неподвижны, словно во сне,
  • Вы знаете каждую тайну речную,
  • Вы сами родились глубоко на дне.
  • И выйдя на свет, где всё ярче и краше,
  • Где лес, убаюканный зноем затих,
  • Раскрыли свои белоснежные чаши
  • Над тихой водою, в затонах родных.
  • Когда ты потянешься с лодки рукою
  • К цветку, что сверкает красой восковой,
  • То стебель – пружина под тёмной водою
  • Не сразу отдаст тебе венчик живой.

  • Скажите, о каком цветке идет речь?
  • Представьте раннее июльское утро, отгремела ночная гроза. Ещё немного и на свет появятся во всём великолепии нежные розетки озёрной кувшинки. Они привлекают внимание яркими лепестками, глянцевыми листьями, окаймлёнными бриллиантовыми ниточками капель.
  • В Древней Греции кувшинка символизировала красоту и красноречие; молодые девушки плели из речных цветов венки и украшали букетами свою одежду.
  •  Согласно древнегреческой легенде, кувшинка возникла из тела прекрасной русалки, погибшей от любви и ревности к Геркулесу.
  • Кувшинки могут быть самого разного цвета. Все виды и сорта кувшинок хороши без исключения.
  • Но не только красота, но и целебные свойства кувшинки привлекали людей. На Руси кувшинку прозвали «одолень-травой». Настой этого растения лечил зубную боль, а корневищем обходили пастбища, чтобы животные не болели.
  • В природе все элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесённый одному, немедленно вызывает ухудшение других. Каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе. Но, к сожалению, многие ещё не понимают этого.
  • Как мы должны вести себя в природе?
  • Мы не будем срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и украшают нашу землю. Мы будем оберегать красоту нашей природы.
  • Нас много ребятки!
  • Пусть каждый из нас
  • Цветочек иль кустик посадит сейчас.
  • В городе каждом, везде, где живём
  • Деревья посадим, сады разведём!

Физминутка

  • Наши белые цветки распускают лепестки,
  • Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,
  • Наши нежные цветки закрывают лепестки,
  • Тихо засыпают, головой качают.

  • Сейчас каждый из вас вырастит кувшинку. Мы ими украсим наше озеро. Кувшинка должна получиться красивой, аккуратной и правильно выполненной.
  • Из чего сделана кувшинка?
  • Какие детали вы будете вырезать из бумаги, а какие - из картона?
  • Нужно ли каждый лепесток вырезать в отдельности?
  • Здесь нам понадобятся шаблоны. Шаблон – это точный образец изделия, который поможет выполнить данную работу.
  • Для работы нам понадобятся ножницы. Давайте вспомним правила работы с ними.
  • Какую пословицу мы должны помнить? (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

(выполнение изделия)

Итоги работы детей

  • Посмотрите, какое красивое получилось озеро. Каждый из вас сегодня хорошо потрудился, приложил все усилия, чтобы украсить наше озеро.
  • Каждый посмотрите на свою поделку и скажите, достигли ли вы желаемого результата? Всё ли у вас получилось, так как вы хотели? Столкнулись ли вы с какими – нибудь трудностями?
  • Работы получились аккуратными. Вы их правильно выполнили. После занятия вы свои поделки заберёте домой. Для чего нам может пригодиться ещё данная поделка? Сможете вы сами дома ещё сделать такую же кувшинку?
  • Что интересного, нового вы узнали? Что запомнили для себя?

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему  МЕБЕЛЬ из БУМАГИ на основе складывания прямоугольника...

Конспект занятия по конструированию из бумаги на тему: «МЕБЕЛЬ из БУМАГИ» (на основе складывания прямоугольника).

Программные задачи: Продолжать учить детей работать с бумагой. Отгибать боковые стороны прямоугольника, полученного из квадрата к его центру. С помощью дополнительных деталей создавать предметы мебели...

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию (конструирование из бумаги) на тему: "Дом для гномика" для детей средней группы. Работа в кружке "Из любой бумаги мастерим, как маги!"

Формировать умение сгибать листы бумаги пополам, делать разрезы по линии сгиба. Выполнять объёмные фигуры; с помощью деталей передавать сказочный колорит. Развивать моторику; навыки работы с ножницами...

Мастер – класс по конструированию из бумаги для старших дошкольников на тему « Изготовление объемной елочной игрушки из бумаги, сложенной гармошкой»

Программное содержание: закреплять умение работать с бумагой; формировать умение самостоятельно достигать выразительности создаваемого образа; формировать чувство цвета, формы; развивать наглядно&nda...

Конспект открытого занятия по конструированию из бумаги для 2 младшей группы «Рыбки из бумаги»

Конспект НОД по конструированию из бумаги для 2 младшей группы «Рыбки из бумаги»...