Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» в средней группе по теме: "Формирование творческого потенциала детей дошкольного возраста через Лего – конструирование"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Аникеева Елена Петровна


        Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего – конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Лего – конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon anikeeva_tehnologicheskaya_karta.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 7»

Технологическая карта

образовательной деятельности

по образовательной области «Художественно – эстетическое  развитие»

в средней   группе

Тема:  Формирование творческого потенциала детей дошкольного возраста через Лего – конструирование

Название: «Превращение гадкого утёнка в прекрасного лебедя»

Подготовил: Аникеева Елена Петровна

Воспитатель высшей квалификационной категории

п. Пролетарский

2019 год

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»,  «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественного слова, двигательная.

Лексическая тема: «Казаки. Семейный уклад казачьей семьи»
Тип занятия: интегрированное

Возраст детей: пять лет, средняя  группа
Формы образовательной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная
Цель: формирование умения самостоятельно планировать замысел и доводить его до логического конца через конструкторскую деятельность.

Задачи

Образовательные: 
-  учить детей работать  с Лего – конструктором;
-  анализировать схему модели;                      
-  конструировать по схеме, инструкции;
-  формировать элементарные математические представления;
-  расширять словарный запас детей
 
Развивающие: 
- развивать у детей интерес к Лего – конструированию, проблемным игровым ситуациям;

- развивать мелкую моторику рук, элементы логического мышления, внимание, умение сравнивать конструкцию и схему;
-  творческое воображение, фантазию, конструкторские навыки.
-
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, интерес к конструированию из Лего – конструктора;
- воспитывать у детей доброжелательность, взаимопомощь, чувство коллективизма;
- Обеспечить условия для развития умений работать детей, как в коллективе, так и по отдельности.

Предварительная работа: рассматривание схем с изображением построек, знакомство с деталями конструктора, конструирование простых построек по показу воспитателя, просмотр мультфильма «Гадкий утёнок».
Материал: детали  конструктора «Лего»: 2*2, 2*4, 2*6, контейнеры для деталей на каждого ребёнка, макет озера, волшебная палочка, корзинка с резиновыми утятами и утёнком из Лего – конструктора, схемы постройки лебедя, картинки с изображением взрослой птицы – лебедя и птенца – утёнка,  указка, чудесный мешочек,  демонстрационный столик, компьютер, аудио записи

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, игры, продуктивная деятельность.

Планируемый результат: дети владеют терминологией, связанной с названием деталей (кубик 2*2, кирпичик 1*2, 2*4, 2*6); освоили механизм соединения деталей; умеют анализировать схему постройки; конструировать по схеме, наглядному образцу, прислушиваются к словесным указаниям педагога; у детей сформированы элементарные математические представления (пространственные отношения, цвет, форма, счёт); формирование личностных качеств (самоконтроль, выдержка, упорство, усидчивость), умеют работать как в коллективе, так и по отдельности.

Технологическая карта ОД

Этап образовательной деятельности/его продолжительность

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Технологии, методы и приемы деятельности

 Организационный этап/

1,5 мин.

Приветствие, эмоционально - психологический настрой, установление зрительного контакта.

Организация образовательного пространства






Привлекает внимание детей,
читает стихотворение


Стимулирует детей к речевой активности

Приветствие, положительный настрой на предстоящую деятельность.



Установление тактильного контакта








Слушают стихотворение, договаривают слова


Эмоционально - психологический настрой.

В.:  Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнёмся и подарим им частичку нашего тепла. Согрейте ладошки своим теплом и передавайте тепло друг другу! Посмотрите, как всем стало тепло и хорошо. А теперь отправляемся в полёт - путешествие нас ждёт. Так куда же наш полёт? Сказка ребят в гости ждёт.
Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.
Вот мы с вами и оказались в сказочной стране.
Дети присаживаются на ковре

Мотивационно – ориентировочный/

1,5 мин.

Эффект неожиданности - появление корзинки с запиской – загадкой: Много маленьких утят

Поклевать еду хотят,

Зерен, крупки и жучка

И, конечно, червячка.

Одного утёнка обижали

И к еде не подпускали.

Он взлетел на забор

И покинул птичий двор. 




С интересом рассматривают корзинку с загадкой










Сообщение о предстоящей деятельности.

Поощрение детей к высказываниям

Практический этап

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

выполнение действий по задачам ОД

Направление деятельности воспитанников наводящими и проблемными вопросами.

В.: Ребята, в какую сказку мы попали?  («Гадкий утенок»). В.: Верно. Ой, да, вот же он, смотрите! Воспитатель снимает с корзинки салфетку, а там утята и большой  утёнок, сделанный из «Лего»  конструктора. Видите, какой он необычный.  Чем он необычен? А как называется этот конструктор? Почему этого утенка называли гадким? Ребята, как вы думаете,  хорошо поступили домашние птицы с этим утёнком?

Одобряет ответы

В.: Давайте   рассмотрим  утенка из «Лего» конструктора, и  назовём  детали, из которых он состоит?  Сколько их, давайте посчитаем? 

 Какая  форма у кубика, кирпичика? А цвет деталей?  Что расположено вверху у утёнка, а внизу? Правильно, молодцы!  Как детали «Лего» держатся между собой? Хорошо, спасибо.
Какие различия в деталях?

В.: Теперь я вам предлагаю отдохнуть и поиграть, и мы  узнаем, кто у нас быстрый и внимательный

 В.: Молодцы, ребята! Вы все такие весёлые, задорные, счастливые, а я вот смотрю на утёнка, он почему то  грустный, не весёлый. Оказывается, у нашего утёнка есть мечта! Однажды, на озере он увидел больших, чудесных птиц, с белоснежными гибкими шеями.  И ему захотелось стать таким же красивым,  как они.

Мне его так  жаль!   А вам жалко этого утенка?  А может, мы поможем превратиться этому гадкому утёнку в красивую птицу? В какую птицу превратился  утёнок?

В.: Правильно, а чтобы превратить нашего  утёнка  в белоснежного  лебедя  с длинной  шеей  и  красивыми  крыльями, мы должны стать волшебниками!
Физкультурная минутка

Чудо – палочку возьму (беру в руки «волшебную палочку»)

И два раза ею взмахну, (делаю ею два взмаха)

И сейчас же из детей

Превратимся в лебедей! (дети в воздухе руками рисуют большой круг)

Мы направо повернулись, (дети поворачивают голову направо)

Крыльями к солнцу потянулись! (поднимают руки вверх)

Мы налево повернулись (поворачивают голову налево)

И друг другу улыбнулись! (улыбаются)

Хоть лететь нам нелегко, («вытирают пот со лба»)

Но летаем высоко! (поднимаются на носочки и «машут крыльями»)

Опустились на реке (присели на корточки)

И поплыли по воде (делают волнообразные движения руками)

Шею вытянул вперед (тянут шею наверх)

Лебединый весь народ.

Топни, хлопни, улыбнись

Тут же в мага превратись!


Рассматривание утёнка, сделанного из Лего – конструктора
 

         Ответы детей:
- Он сделан из деталей конструктора

- Конструктор ЛЕГО

- Он был большим, некрасивым, неуклюжим, непохожим на утят и других питомцев птичьего двора, и его все обижали.

Отвечают на вопросы, рассуждают, высказываются

- Нет, нельзя оскорблять, обижать других;
- Надо быть более чутким, добрым друг к другу.

 


- Кубики, кирпичики

- восемь

- квадратная, прямоугольная

- жёлтый, красный 

- голова, лапки

- соединяются между собой  

при помощи кнопочек


- Да

-  В  белого, красивого лебедя

Перевоплощаются и выполняют движения

Выявление элементарных математических представлений (пространственные отношения, цвет, форма, счёт)

Игры для закрепления названия деталей Лего – конструктора «Чудесный мешочек»,  «Угадай и назови деталь», дидактическая игра на ориентацию в пространстве  «1!2!3! Быстрее деталь подними!»

Любознательность и интерес при решении проблемной ситуации

Дети вместе с педагогом выполняют движения, развитие двигательной активности, чувства равновесия  

Динамичная пауза способствует снятию напряжения

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

В.: Посмотрите, ребята, вот он наш прекрасный лебедь! (Игрушка – лебедь из оригами, картинка лебедя и утёнка, а рядом лебедь из конструктора  «ЛЕГО»)

       Есть птица красивая очень,

Название – лебедь имеет она.

Не встретить прекрасней её на планете,

Она из чудесного будто бы сна!


Присаживайтесь за столы.

В.: Вот мы и будем сейчас превращать  нашего утёнка в прекрасного лебедя. Ну, а чтобы не запутаться в сложных соединениях деталей, нам помогут …схемы.
В.:  Рассмотрим схему

В.: Ребята, что изменилось у взрослой птицы по сравнению с птенцом?

 Прежде, чем приступить к работе, давайте уточним, какие детали конструктора нам пригодятся? Правильно, кубики, кирпичики. Сколько кубиков, кирпичиков? Их цвет? Конструировать лебедя мы будем снизу вверх. И, конечно, же, не забываем смотреть на схему.  

.  

Ответы детей:

- Схемы

- Увеличилось тело, появилась длинная шея, большие крылья

- Кубики, кирпичики.

- Шесть
- Семь

Умение слушать, наблюдать

Рассматривание  с интересом поделки – игрушки и модели лебедь,

иллюстрации взрослой птицы (лебедь) и птенца  - (утёнок)

Задаёт вопросы, привлекает детей к активному участию  

Наблюдают, размышляют,  обсуждают, высказываются

Актуализация уже имеющихся представлений

В.: Итак, мы  начнём  с лап (почему?), да  чтобы наш лебедь мог ходить, плавать.

1. Берём красный кирпичик 2 на 6 (т.е. с 6 кнопочками) и располагаем таким образом: кладём его  или поперёк стола.

2. Приступим к туловищу: находим 2 белых кирпичика с 4 кнопочками и будем  соединять  с красным кирпичиком (посмотрите на меня, находим середину красного кирпичика и насаживаем  белые кирпичики на третью и четвёртую кнопочки ).  Прижимаем посильнее, чтобы крепко держались. Затем, на нижний ряд  кладём сверху ещё один кирпичик с шестью кнопочками. Смотрите на схему прижимайте сильнее. Наше туловище готово.

3. Дальше мы конструируем что? Правильно, шею. Она состоит из 3 белых кубиков , 2 на 2. Каким образом соединим? Берём кубики 2 на 2 и поставим  друг на друга. Ребята, шея у лебедя какая? (длинная, тонкая, белая)

4. Как вы думаете, что дальше?  Голова. Какие детали пригодятся? Сколько их нужно?  Нам осталось их соединить. Какого цвета клюв, формы? И на белый кирпичик, сверху присоединяем ещё один белый кирпичик 2 на 2.  

В.: Внимание, чтобы наш лебедь полетел у нас чего то, не хватает. Правильно, крыльев,  для этого потребуются какие детали?  Берём 2 белых кирпичика 2 на 6 и присоединяем их сверху, поперёк туловища. Наш белый лебедь готов к полету. У нас остался ещё 1 белый кубик 2 на 2. Как вы думаете, что из него мы сделаем? Правильно, красивый хвостик. Вот и готов наш лебедь.

                 

Возьмите контейнеры с деталями конструктора. Но, посмотрите,  детали ещё спят, давайте их разбудим. Физ.минутка

Детали, детали, вы спать не ус тали,
Сегодня, с утра нам строить пора! (дети будят детали пальчиками в контейнерах).
В.: Детали проснулись и готовы нам помочь!

В.: Всё ли понятно в схеме, у кого есть вопросы? Можно приступать к сборке.

Определяют основные части

работы

Наблюдают за ходом конструирования, выстраивают порядок и последовательность предстоящей работы

Вступают в речевое взаимодействие

Активизирует внимание при помощи наглядности

Обсуждает, обращает внимание на детали

Задаёт вопросы, требующие опору на личный  опыт каждого

Инициирует общее обсуждение

Рефлексивно-оценочный/

3 мин.

Формирование навыков самоконтроля, рефлексия настроения и эмоционального состояния.

В.: Молодцы, ребята!  Вы настоящие волшебники! Ваши добрые сердца и умелые руки помогли нашему утёнку превратиться в прекрасного лебедя. А нам домой возвращаться пора. Но прежде, чем мы окажемся в нашем детском саду, давайте наших прекрасных лебедей  пустим плавать в большое озеро.

Лебеди на озере,

Какая красота!

Смотришь и любуешься,

Глаз не оторвать.

Тихо восхищаешься,

Нежно подмигнёшь,

Сразу в них влюбляешься,

Чувствуешь насквозь…

Ласковые, верные,

Смотрят на тебя,

Взгляд проникновенный,

Радует тебя.


В.:
  Закрывайте глазки, мы уходим из этой сказки!

 

В.: Вот мы, ребята, и дома.  В какой сказке мы побывали? Кому мы помогли?  Что вам больше всего понравилось?
Если вам понравилось наше волшебное путешествие, то возьмите на память пёрышко  жёлтого цвета, ну а если вам было грустно,  то фиолетовое пёрышко

Самостоятельно решают поставленную задачу

Дети собирают модель лебедя, руководствуясь схемой и инструкцией  

Дети проявляют самостоятельность, креативность в выборе дальнейшей деятельности.

Демонстрируют свои работы
Делятся впечатлениями
Проверяют правильность выполнения работы, сравнивая модель со схемой Дети испытывают положительные эмоции от правильно решённой конструкторской  задачи   Дети проявляют эмоциональную реакцию, делятся своими впечатлениями с педагогом и сверстниками,  выражают эмоции посредством слов и мимики

Индивидуальная помощь при затруднении детей, поддержка, поощрение

Проявляет уважение к детским высказываниям, выражает признательность и благодарность.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Игры «Лебеди на озере », «Волшебные пёрышки»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Художественно- эстетическое развитие» с использованием здоровье сберегающей технологии для детей младшего дошкольного возраста «Страна волшебных слов»

-Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие сценки.-Развивать умение смотреть и анализировать поступки других людей по иллюстрациям, следить за развитием событий,...

Технологическая карта спортивного развлечения Образовательная область: « Физическое развитие» В средней группе Тема: «Галактика здоровья»

Основной вид детской деятельности: ДвигательнаяФорма проведения мероприятия: Спортивный досуг Используемые образовательные технологии ИКТ, игровая, соревновательная, здоровьесберегающие.Цель: соз...

Мастер-класс «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ»

Цель мастер – класса:Привлечение интереса педагогов к использованию  ТРИЗ технологий в работе с детьми дошкольного возраста  и побуждение к дальнейшему их применению в практической пед...

Презентация к мастер-классу "Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ"

Презентация к мастер-классу Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста через применение методов ТРИЗ...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

Развитие речи детей дошкольного возраста через лего – конструирование

В современном мире проблема умственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна. Первоочередной задачей является формирование творческой личности, способной к активной умственной деятельн...