Опыт работы "Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность" 2 младшая группа
материал по конструированию, ручному труду (младшая группа)

 Селина Елена Владимировна
Развитие художественно-творческих способностей  детей младшего возраста через продуктивную деятельность
«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит, руку, которая слушается и душу, которая чувствует»
                                               М.Монтессори.

 
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Цель моей работы: Развитие художественно - творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.
Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
1)Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;
2)Развивать художественно – творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация), в том числе используя нетрадиционные способы
3) Учить овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.
 Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
В самом начале в детских работах я наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но необходимо стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. 
Изобразительная деятельность ребенка младшего дошкольного возраста зависит от его представлений о предмете. Я предлагаю детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.  Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть.  Добиваюсь свободного движения руки во время рисования. Обращаю внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщаю  детей к декоративной деятельности,  умению ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь,).
Так же предлагаю детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подвожу детей к изображению предметов разной формы,  состоящих из комбинаций и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, и др.). Формирую умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (деревья на нашем участке, неваляшки гуляют). Развиваю умение располагать изображения по всему листу.
При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к середине года я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Стараются не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими.
Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения.
Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками, ладошками – это самый простой способ получения изображения. У нас получались замечательные рисунки.
Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из листьев, яблок,  картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции.  
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
С детьми закрепляем представления о свойствах  пластилина, пластической массы и способах лепки. Использую как обычный пластилин, так и соленое цветное тесто, пластилин Play-Doh, в свободную деятельность предлагаю детям кинетический песок.
Предлагаю детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, снеговик, пирамидка и др.),и  объединяю вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).  Детям приносит  радость результаты своей и общей работы. Для продолжения развития художественно – творческих способностей, я использовала – технику пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому.
Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой.
Содержание аппликации связывала с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей.
С детьми делаем коллективные работы «Божьи коровки на прогулке», «Осенняя фантазия», «Подводный мир» и т.д.  Для аппликации использую различные материалы, что значительно расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, художественно - творческие способности.
На день открытых дверей совместно с родителями провела занятие «Рисование мыльными пузырями».
Совместно с детьми родители участвуют выставках  детско-родительских рисунков. Детские работы отправляю на конкурсы.
Подводя итоги можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого ребенка, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:
- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённые, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstupitelnoe_slovo._na_rmo_2docx.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Малыш»

Доклад на тему:

Развитие художественно-творческих способностей  детей младшего возраста через продуктивную деятельность

                                                     Подготовила:

                                                                            Селина Е.В.  I кв. категория

2019г

Развитие художественно-творческих способностей  детей младшего возраста через продуктивную деятельность

«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит, руку, которая слушается и душу, которая чувствует»
                                              М.Монтессори.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.

Цель моей работы: Развитие художественно - творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

1)Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста;

2)Развивать художественно – творческие способности посредством изобразительной деятельности (рисование, лепка аппликация), в том числе используя нетрадиционные способы

3) Учить овладевать простейшими техническими приемами работы с различными материалами.

 Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.

В самом начале в детских работах я наблюдала отсутствие аккуратности, бесцветность, однообразие и бедность цветового решения. Дети очень любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением. Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не стоит принуждать, но необходимо стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.  

Изобразительная деятельность ребенка младшего дошкольного возраста зависит от его представлений о предмете. Я предлагаю детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы.  Совершенствовать умение правильно держать карандаш, фломастер, кисть.  Добиваюсь свободного движения руки во время рисования. Обращаю внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету. Приобщаю  детей к декоративной деятельности,  умению ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь,).

Так же предлагаю детям изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). Подвожу детей к изображению предметов разной формы,  состоящих из комбинаций и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, и др.). Формирую умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (деревья на нашем участке, неваляшки гуляют). Развиваю умение располагать изображения по всему листу.

При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к середине года я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Стараются не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими.

Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения.

Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками, ладошками – это самый простой способ получения изображения. У нас получались замечательные рисунки.

Уже с младшей группы мы рисуем пробками и печатками из листьев, яблок,  картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции.          

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

С детьми закрепляем представления о свойствах  пластилина, пластической массы и способах лепки. Использую как обычный пластилин, так и соленое цветное тесто, пластилин Play-Doh, в свободную деятельность предлагаю детям кинетический песок.

Предлагаю детям лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, снеговик, пирамидка и др.),и  объединяю вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).  Детям приносит  радость результаты своей и общей работы. Для продолжения развития художественно – творческих способностей, я использовала – технику пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому.

Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация - один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой.

Содержание аппликации связывала с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей.

С детьми делаем коллективные работы «Божьи коровки на прогулке», «Осенняя фантазия», «Подводный мир» и т.д.  Для аппликации использую различные материалы, что значительно расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, художественно - творческие способности.

На день открытых дверей совместно с родителями провела занятие «Рисование мыльными пузырями».

Совместно с детьми родители участвуют выставках  детско-родительских рисунков. Детские работы отправляю на конкурсы.

Подводя итоги можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого ребенка, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы:

- дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощённые, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Формирование художественно-творческих способностей детей раннего возраста через сенсорное развитие

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей раннего возраста. Необходимыми условиями для формирования художественно-творческой деятел...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КАРТОТЕКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...