"Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста через основы художественного восприятия"
консультация

Сретенская Ольга Владиславовна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста

через основы художественного восприятия»

В общем развитии ребенка, посещающего детский сад, значительное место занимают разные виды искусства: изобразительное искусство, литература, музыка.

Художественные образы живо воспринимаются детьми помогают глубже и полнее познавать действительность, формировать чувство прекрасного.

Помимо непосредственно образовательной деятельности  воспитатели, должны общаясь с детьми, в разное время дня стремиться использовать музыку или художественное слово, обогащая тем самым детские впечатления, вызывая эмоциональное отношение к окружающим их предметом и явлениям.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие. Познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа выразительными средствами.

Для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, необходимо:

1.        формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2.        создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3.        ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности.

Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественными произведением.

Общение с искусством дает ребенку положительно окрашенное эмоционально-ценностное содержание. Взаимодействие ребёнка с искусством рассматривается как смысловое общение с опорой на «язык» искусства.

Выделены стадии освоения художественного образа:

1.        подготовительная, заключающаяся в активном «экспериментировании» и приобретении посредством его знаний о материалах, величинах, формах, пространственных расположениях и т.д.;

2.        «возникновения образа», на которой ребёнок воспринимает и самостоятельно создаёт выразительные образы в разных видах

художественной деятельности.

Раскрыты средства и носители выразительности, освоив которые, дети могут воспринимать и создавать выразительные образы, а именно: цвет, форма, композиция, ритм, симметрия, пропорции и т.д. До тех пор, пока художественный образ не обозначен словом, он не осознаётся даже младшими школьниками.

Художественная детская книга - искусство особого рода. Разглядывание картинок в книжках является первой большой школой видения. Художественное воспитание детей раннего и младшего возраста начинается именно с иллюстрированной книги.

В самом деле, искусство книжки-картинки предполагает восприятие и постижение её как целостного единства, и реакция ребёнка на неё в значительной мере есть — в полном смысле слова — настоящий художественный опыт. Книжка-картинка - это не столько повествование, которое читают, это предмет искусства, который «переживают».

Эстетическое отношение наиболее успешно формируется тогда, когда ребенок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.

Итак, на основе деятельного подхода можно определить путь формирования эстетического отношения у детей старшего дошкольного возраста: от организации творческой художественной деятельности средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства через включение эстетического опыта в более широкий эмоциональный и смысловой контекст к формированию эстетического отношения к окружающему миру.