игры с лего
консультация по конструированию, ручному труду (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шохалевич Ольга Витальевна

практический материал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ёлочка»

ПЕДСОВЕТ №3

«Обучение через открытие: конструктивная деятельность и техническое творчество в детском саду»

Сообщение: «Некогда скучать» - конструирование и игры с конструктором в условиях семьи

 

Подготовила:  

О.В.Шохалевич, социальный педагог

 

      Чем больше мастерства в детской руке- тем умнее ребенок

А.В.Сухомлинский

Многим родителям знакома такая ситуация, когда новая игрушка через несколько дней надоедает детям, превращается в кучу непонятных, сломанных деталей. А ведь так дети познают мир, им очень интересно посмотреть, что же у куклы внутри, на чем держатся колеса и что будет, если…

Современные дети стремятся к модификации и преобразованию игрушек и предметов. Тогда родителям  на помощь приходит конструктор.

Но и здесь возникает множество вопросов: какой конструктор выбрать? как использовать его в играх с ребенком?  

Конструирование как один из видов детской деятельности особенно популярен у мальчиков. Но разве не могут девочки проявить свои творческие силы в этом виде деятельности? И как хорошо, когда дети пробуют силы в создании самых разных построек, объектов действительности, сочетая в игре разные виды конструкторов!

Виды конструкторов, которые можно использовать в условиях семьи

  1. Кубики -  это тоже конструкторы. Из них можно соорудить свои первые постройки: дома, башенки, дорожки.
  2. Фигурки вкладыши, пирамидки. Предназначены для маленьких детей. Малыш должен вставить фигурку в нужное отверстие или нанизать на палочку по цвету или порядку. Эти игры очень полезны, так как развивают логическое мышление.
  3.  Конструктор - мозаика. Для детей помладше мозаика должна быть крупная, удобная и красочная. Для детей старшего дошкольного возраста подойдет мозаика более мелкая, с более сложным рисунком.
  4.  Строительный набор. В него входят не только кубики, но и детали для постройки: крыша, лесенки, окошки и т.д.
  5.  Наборы более сложной комплектации- это наборы Лего, Лего Дупло, Миниленд, Набор для конструирования машин с ветряным двигателем. Роботсплей с пультом управления и др.
  6.  Тематические наборы. Это наборы, которые объединены какой-то одной темой. Например – ребенок собирает только ферму или аэропорт, магазин и т.д.
  7.  Конструкторы - липучки. Он сделан в виде шариков, напоминающих репей. Детали- шарики цепляются друг за друга, и ребенок может собрать по схеме или по своему желанию любую фигурку.

Каждый конструктор имеет множество образовательных решений и в этом его ценность. При этом с помощью конструктора можно решать самые разнообразные задачи в ходе увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших. При этом такие игры посильны всем детям без исключения. Как правило, элементы конструктора имеют разные размеры, разнообразны по форме, имеют множество простых вариантов скрепления с другими элементами, что создает практически неограниченные возможности создания различных типов построек и игровых ситуаций. Для самых маленьких детей подойдет простейший блочный конструктор. Блочными такие конструкторы называют из-за того, что они имеют в своей основе детали-блоки для строительства, скрепляющиеся между собой. Каждая деталь имеет специальные выступы и выемки, которые соответствуют друг другу. Наборы для самых маленьких состоят всего из нескольких крупных ярких блоков. Как правило, они выполнены из пластика. У этого материала есть свои неоспоримые преимущества: детали легкие, яркие, хорошо моются и практически не портятся от острых детских зубок. А в этом возрасте кроха так и норовит попробовать любую игрушку на зуб.

     Примерно с 3-летнего возраста можно приобрести для малыша конструктор с крупными деталями, которые соединяются при помощи пластмассовых винтов и гаек. Гайки достаточно крупные, малыш сможет самостоятельно закручивать и откручивать их пальчиками или с помощью входящих в набор инструментов.

   Есть сложные наборы с большим количеством мелких деталей, которые пода

   рят множество часов захватывающей игры подросшим ребятишкам.

   С деталями от конструктора можно придумать множество полезных игр,         используя их не только как строительный, но и как дидактический материал.     Например, их можно сортировать по цветам, по форме, по размеру, осваивая основы анализа и развивая мышление. Их можно использовать в качестве трафаретов: сначала обвести, потом заштриховать. Такое задание хорошо развивает маленькие пальчики и готовит их к письму.

Если собрать детали от конструкторов разных форм и размеров, обвести их на большом листе бумаги, а потом перемешать, у вас получится занятная и полезная развивающая игра. Задачей малыша будет разобраться, какой силуэт соответствует каждой детали.

Предлагая малышу всевозможные игры с конструкторами, помните одну важную вещь. Безусловно, умение делать что-либо по инструкции-образцу – полезный навык, необходимый будущему школьнику. Но все-таки куда важнее для маленького творца способность мыслить не стандартно и не шаблонно, развитая фантазия и воображение. Поэтому очень важно помочь малышу выразить себя, воплотить в жизнь свои идеи, сконструировать собственный мир, полный добра и радости, мир разноцветной игры.

Чаще всего родители считают, что сходить в магазин и купить игрушку, а     потом отдать ее ребенку этого достаточно. Но это ведь не так. Важно показать ребенку, как играть, как скреплять детали, увлечь его игрой. Поэтому первое время родителям нужно сидеть рядом и играть вместе с ребенком. Допустим, что мы должны были построить домик из кубиков и призм. Но ведь в конструкторе так много деталей. Это хороший повод для совместного времяпровождения, особенно вовлечения в игры папу, которому будет интересно разбираться в деталях конструктора и создавать вместе с ребенком интересные фигурки и постройки.  И вот уже маленький домик превращается в загородный коттедж, к нему пристраивается гараж. Ну, а какой же гараж без машины? Постепенно на столе появляются новые дома, замки, автомобили, суперпоезда – ура детскому воображению! И помощи родителей!!!

Игры с конструктором помогут не только провести время с пользой, развлечь ребенка, но и будут развивать логическое мышление, способности к экспериментированию, память, мелкую моторику, внимание, аккуратность. То есть все те качества, которые в дальнейшем пригодятся  будущим первоклассникам.

Я подобрала краткие рекомендации к проведению игр с конструктором в условиях семьи.

Памятка

Уважаемые родители!

1. Первое впечатление. Помните о первом впечатлении от игры. Очень важно, как именно Вы представите ребенку новую игрушку. Очень интересно будет подвести ребенка к уже произвольно лежащим кубикам и вместе с ним начнете их рассматривать, предлагать варианты игр, или доставать кубики из коробки аккуратно один за другим и сразу же делать совместную постройку.

2. НЕТ - подробным подсказкам, ДА-творчеству! Старайтесь избегать очень подробных и подсказывающих объяснений и показов, например: «Поставь кубик на кубик – вот так! Теперь возьми еще кубик – вот так! Еще кубик!». При таких подсказках ребенок может возвести очень сложную постройку, но сделает он это механически, без активного усвоения нужных умений и навыков. Результаты окажутся непрочными, и самостоятельно ребенок строить не научится, так как развиваться будут только исполнительские способности, а более важная сложная сторона – творческие способности – останется без внимания.

3. Важен результат.  Обратите внимание на характер и темперамент Вашего ребенка. Застенчивому, обидчивому, тревожному ребенку очень важно видеть результат своей деятельность. В игре с таким ребенком Вы необходимо давать подробные пояснения, действовать вместе так, чтобы у него появилась уверенность в собственных силах.

4. Как использовать постройку. Показывайте ребенку возможности разнообразного использования построек в игре.

5. Разнообразьте деятельность. Возвращайтесь к понравившимся играм неоднократно. Так будет выработан прочный самостоятельный навык построения. А чтобы ребенку не наскучило делать одно и то же, необходимо предлагать ему новые игрушки для обыгрывания или брать строительный материал другого цвета, размера, структуры.

6. От простого к сложному. Учитывайте принцип постепенности при переходе от простого к сложному. Опасность сложных построек заключается в том, что без определенных навыков ребенок может просто испугаться возможных неудач и перестать играть с конструктором.

Дорогие родители! Подарите себе и ребенку минуты радости. Учитесь вместе с ребенком, будьте его другом, партнером по игре, вместе открывайте новые горизонты!

Желаю творческих успехов!

Использованы материалы:

  1. Елены Иващенко 

https://www.maam.ru/detskijsad/konstruirovanie-i-igry-s-konstruktorom-nekogda-skuchat.html

  1. Ирины  Касимовой

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-my-konstruiruem-organizacija-konstruktivnoi-dejatelnosti-s-detmi-3-4-let-v-uslovijah-semi.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"

«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей  5-7 лет...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированию Тема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированиюТема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»Цели:v развитие аналитического мышления, внимания, умения строить по предложенным схемам, инструкциям...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированию Тема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»

Цели:v развитие аналитического мышления, внимания, умения строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO...

Конспект сюжетно-ролевой игры по ЛЕГО-конструированию Тема: «Весёлое путешествие по зелёной планете»

Цели:v развитие аналитического мышления, внимания, умения строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая способы крепления деталей; передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO...

Программа "Мы играем в лего"

Программа "Мы играем в лего" предназначена для детей старшего дошкольного возраста, направлена на развитие творческого потенциала, эстетического вкуса, развитие способности к конструкторскому творчест...

Анализ работы по реализации дополнительной образовательной деятельности "Мы играем в лего"

В данном материале представлен качественный анализ дополнительной образовательной деятельности по конструированию с детьми старшего дошкольного возраста...

игры с лего и игры с песком

практический материал для педагогов...