План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Закалина Тамара Эдуардовна

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_starshaya_.docx61.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

 «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ

                      Детский сад №;8 «Зоряночка»

                                                                                                ______________С.Ю. Месикова

                                                                                          30  августа    2019г

План-программа работы по

опытно-экспериментальной деятельности

в старшей  группе

Картинки по запросу фото эксперименты в доу

 Подготовили воспитатели:

                     Носова  Нина Витальевна

Закалина Тамара Эдуардовна

Ессентуки

2019 - 2020г.

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО: …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит:

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель и задачи проекта:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.

Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации:

с сентября по март учебного года.

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, экран, ноутбук, презентации PowerPoint.

Этапы реализации проекта

  1. Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
  4. Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
  5. Анкетирование родителей.
  6. Разработка перспективного плана работы с родителями.
  7. Оформление консультативного материала для родителей.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

  • специально-организованное обучение в форме занятий;
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

  1. Занятия;
  2. Эксперименты;
  3. Беседы;
  4. Наблюдение и труд;
  5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

  • Осознание того, что хочешь узнать;
  • Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
  • Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
  • фиксирование результатов, анализ полученных данных;
  • Совесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Перспективный план работы с детьми старшей группы по познавательному развитию (опытно – экспериментальная деятельность).

Сентябрь

1 неделя  (Закалина Т.Э)

«Слои почвы»

Показать, что почва не одинакова по своему составу; расширять кругозор.

Почва, банка с водой.

2 неделя (Носова Н.В.)

«Может ли растение дышать»

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; помочь понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа/

3 неделя (Закалина Т.Э.)

«Капля в воде»

Продолжать знакомить детей с простейшими физическими процессами.

Банка, вода, чернила, пипетка.

4 неделя (Носова Н.В.)

«Можно ли проткнуть воздушный шарик, не повредив его?»

Показать детям , что они тоже могут делать фокусы.

Воздушный шарик, иголка, скотч.

Октябрь

1 неделя (Закалина Т.Э.)

«Как по стебелькам»

Показать процесс прохождения воды по стеблям.

Трубочки для коктейля, вода, емкость для воды.

2 неделя (Носова Н.В.)

«Понятие об электрических зарядах»

Показать способы определения электричества

Воздушный шарик, кусочек шерсти.

3 неделя (Закали Т.Э)

«Цветы лотоса»

Показать детям, что они тоже могут делать фокусы

Цветная бумага, карандаш, емкость с водой.

4 неделя (Носова Н.В.)

«Как достать монету из воды, не замочив рук»

Показать детям, что они тоже могут делать фокусы

Тарелка с водой, монета.

Ноябрь

1 неделя (Закалина Т.Э.)

«Извержение вулкана»

Познакомить с понятием «макет»; показать, как выглядит извержение вулкана; развивать интерес к природным явлениям.

Макет вулкана, сода, красная краска ,уксус, капля средства для посуды.

2 неделя (Носова Н.В.)

«Естественная лупа»

Познакомить детей с некоторыми физическими законам.

Банка, пищевая пленка, вода.

3 неделя (Закалина Т.Э.)

«Как устроены перьяу птиц»

Установить связь между строением и образом жизни птиц

Перья куриные, лупа, свеча, волос, пинцет , замок-молния.

4 неделя (Носова Н.В.)

«Умная галка»

Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы

Мерная емкость с водой, камешки , предмет в емкости.

Декабрь

1 неделя (Закалина Т.Э.)

«Какие свойства»

Сравнить свойства воды, льда,

снега; выявить особенности их взаимодействия

Емкость со снегом, водой, льдом.

2 неделя (Носова Н.В.)

«Чудесные спички»

Продолжать знакомить детей с простейшими фокусами

5 спичек, вода

3 неделя (Закалина Т.Э.)

«Куда делась вода»

Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий.

Три мерные емкости с окрашенной водой.

4 неделя (Носова Н.В.)

«Где теплее»

Выявить, что теплый воздух

легче холодного и поднимается вверх.

Два термометра, чайник с горячей водой.

Январь

2 неделя (Закалина Т.Э.)

«Замерзание жидкости»

Познакомить с различными жидкостями; выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с водой, молоком, соком, маслом.

3 неделя (Носова Н.В.)

«Куда делись чернила»

Продолжать знакомить детей со свойствами различных веществ.

Чернила, уголь активированный

4 неделя (Закалина Т.Э.)

«Делаем облако»

Продолжать знакомить с явлениями природы

Банка с горячей водой, лед.

Февраль

1 неделя (Носова Н.В.)

«Снежные цветы»

Продолжать знакомить с некоторыми физическими законами

Соломинка, мыльный раствор.

2 неделя (Закалина Т.Э.)

«Чудо – прическа»

Познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его.

Расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

3 неделя (Носова Н.В.)

«Волшебные шары»

Выявить взаимодействие двух

наэлектризованных предметов.

Ткань, воздушные шарики.

4 неделя (Закалина Т.Э.)

«Стой, руки вверх»

Продолжать знакомить детей с некоторыми фокусами

Пластмассовая баночка, шипучая таблетка.

Март

1 неделя (Носова Н.В.)

«Проверка зрения»

Выявить зависимость видения

объектов от расстояния до них.

Картинки с изображением предметов.

2 неделя  (Закалина Т.Э.)

«По следам Шерлока Холмса»

Познакомить детей с отпечатками пальцев

Сажа, тальк.

3 неделя (Носова Н.В.)

«Переработай бумагу»

Показать способ вторичного использования бумаги; развивать устойчивый интерес к познавательной деятельности.

Вода, бумага.

4 неделя (Закалина Т.Э.)

«Хроматография»

Поддерживать устойчивый интерес к поисково-познавательной деятельности.

Краски, бумага.

Апрель

1 неделя (Закалина Т.Э.)

«Рекордный вес»

Учить детей наблюдать и делать выводы

2 банки изпод кофе, лист бумаги, стеклянная банка.

2 неделя (Носова Н.В.)

«Теплый воздух легче холодного»

Продолжать знакомить с простейшими физическими законами.

Колбочка, вода , воздушный шарик.

3 неделя (Закалина Т.Э.)

«Можно ли предотвратить потемнение яблока»

Дать возможность побыть учеными-исследователями; закреплять умение делать выводы по итогам эксперимента.

Яблоко.

4 неделя (Носова Н.В.)

«Как не обжечься»

Выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по разному

Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, скрепки, кусочки пластилина.

Май

1 неделя (Закалина Т.Э.)

«Фильтрование воды»

Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

2 неделя (Носова Н.В.)

«Спичечный телефон»

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Две спичечные коробки, нить, иголка, две спички.

3 неделя (Закалина Т.Э.)

«Притягиваются – не притягиваются»

Найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающие к магниту.

Магнит, различные материалы.

4 неделя (Носова Н.В.)

«Упрямый воздух»

Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места; сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Шприцы, емкость с водой.

Список литературы:

1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

3.Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.

4.Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

5.Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологической культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

6.Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.

  1. 7.РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
  2. 8.Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.

9.Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.

10.Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

11. Интернет ресурсы.

 

Работа с родителями.

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет четко продуманная система сотрудничества с родителями. Через различные виды наглядной агитации убеждаю родителей в поощрении стремления ребенка узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, вникать в суть предметов и явлений.

 Были разработаны консультации.

На организационном этапе  разработали  план работы с детьми и родителями, провели индивидуальную беседу о поддержании познавательного интереса детей.

На основном этапе происходило непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. В организации такой деятельности главным является принцип: для развития ребёнка решающее значение имеет не обилие знаний, а способ их усвоения.

Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности.

Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём и ответить на вопросы: «Почему одни фрукты портятся быстро, а другие долго сохраняют свой вкус? Как можно использовать сок овощей в рисовании? Сколько надо положить соли в воду, чтобы яйцо не утонуло?

Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности.

    Постоянно ищем  новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – токов и мир, который он создает вокруг себя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПООПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)...

Анализ работы по опытно-экспериментальной деятельности

Анализ работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего возраста....

План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности в младшей группе.

Разработка плана - программы по опытно- экспериментальной деятельности в младшей группе. Занятия разделены по блокам. По одному занятию в неделю. В плане редставлена тема занятия, Цели, задачи и испол...

План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы

Пояснительная запискаОсобое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная ...

План-программа работы по опытно-экспериментальной деятельности средней группы.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.С помощью взрослого и самос...