Влияние оригами на развитие художественно –творческих способностей детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ефимцева Людмила Афанасьевна

          Оригами – это японское искусство складывания объемных фигур из бумаги. Слово «оригами» в японском языке составляет два иероглифа. Одно из них, «ори», означает «складывание», а другой – «ками» - означает «бумага», из чего следует, что речь идет об искусстве складывания бумаги. Это очень увлекательное занятие. Его притягательная сила в способности будить детское воображение, приносить радость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravlennoe_origami_kak_sredstvo_razvitiya_i_vospitaniya.docx38.86 КБ

Предварительный просмотр:

           Влияние оригами на развитие художественно –творческих способностей детей дошкольного возраста

                                                                           Л.А.Ефимцева,

                                                               МБДОУ « Детский сад комбинированного вида

                                                                                                        №17 «Улыбка» г. Гурьевска»

                                                                       

          Оригами – это японское искусство складывания объемных фигур из бумаги. Слово «оригами» в японском языке составляет два иероглифа. Одно из них, «ори», означает «складывание», а другой – «ками» - означает «бумага», из чего следует, что речь идет об искусстве складывания бумаги. Это очень увлекательное занятие. Его притягательная сила в способности будить детское воображение, приносить радость.

Оригами сейчас никого не удивишь. Это увлекательная игра с сюрпризами и полезное занятие для рук и ума. Древнее японское искусство изготовления из бумаги волшебных фигур – знакомство всем с детства. Бумага для ребенка – это самый доступный и универсальный материал. Ловкие движения пальцев – и вот простая бумага оживает – появляются волшебные цветы, заснеженная ёлка, непоседливый щенок, а может кораблик, готовый к путешествию в дальние страны.

Почему именно оригами? Во – первых, для дошкольника характерно желание творить, стремление к получению быстрого результата; во – вторых, оригами обладает огромными развивающими эффектами. Доступность  бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают приемами и способами действия с бумагой, складывание, сгибание, склеивание. Важно и то, что при складывании фигурки одновременно работают обе руки, что очень важно для формирования речи. Умение  слушать,  принимать умственные задачи, находить способы ее решения, развития самоконтроля и самооценки.

Оригами способствует формированию познавательной деятельности воображения у детей. Складывая фигурки, ребенок на практике осваивает и познает окружающий мир

Наблюдая за детьми, можно заметить, что они любят играть с игрушками из бумаги, сделанными своими руками: пускать лодочки, вертушки, волчки, одевать  маски и показывать театр. В связи с этим появилась идея освоить вместе с детьми искусство оригами.

Техника оригами это не только эстетика, но и возможность развития интеллектуальных способностей, развития психических процессов, самовыражение детей. С младшего возраста у детей ярко выражен интерес к познанию окружающего мира, путем исследования, хочется все потрогать, помять, порвать, почертить. Всем хочется, чтобы ребенок развивался, но желательно «без разрушений».

А почему бы тягу детей к бумаге не использовать в развивающих целях?!

Изучив литературу,  можно сделать вывод, что данный вид деятельности не только доступен и интересен дошкольникам, но и способствует развитию речи, чувства пропорции, мелкой моторики и ловкости рук, усидчивости, аккуратности, знакомству с геометрическими понятиями (угол, стороны, квадрат, треугольник и т.д.), базовыми  формами,  способами складывания квадрата. Занятия позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогащать навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность. Особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности при работе с ножницами.

Оригами является увлекательным способом проведения досуга и средством решения многих педагогических задач. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников задания, и поощрение взрослого. На занятиях оригами нет  предела для творчества. В листочке бумаги скрыты многие образы: бабочки, жуки, птицы, животные, цветы. Бумага в руках ребенка оживает. Сколько приносит радости, чувства эмоционального комфорта, удовольствия от выполненной своими руками поделки. Игрушка мила ребенку, с ней он играет, бережет ее.

Для того чтобы успешно организовать работу оригами, заранее определить ее содержание и объем необходимо составить тематический план. Поделки изготавливаются от простого к сложному, с учетом возрастных особенностей детей. Практика показала, что преподнесения материала дает возможность детям лучше усвоить последовательность выполнения работы, пробуждает интерес, помогает закрепить приобретенные навыки. Занимаясь с детьми желательно показать, как складывать фигурку. Хорошо начинать занятия с показа качественно выполнения образца с демонстрацией красивых моделей, медленно показывая каждый шаг, разъясняя ориентиры на листе: верх, угол, складка, сторона и т. д.

Можно соединить занятия оригами с игрой. Изготовив поделку из бумаги, дети могут с их помощью рассказывать стихи, сказки, составить свой рассказ, отправиться в путешествие со своей поделкой. Например, использование на прогулке самолетиков, вертушек, корабликов, для игры в магазин, кошелки, сумочки, маски – шапочки для игр в театр, открытки для поздравления, сделать елочную лапу из зеленой бумаги на Новый год и т. д.

Таким образом, занимаясь искусством оригами, преследуем цель: создание условий для всестороннего интеллектуального и эстетического развития детей.

Задачи:

1. Совершенствовать трудовые навыки, аккуратность, содержать в порядке свое рабочее место.

2. Знакомить  с основными геометрическими понятиями «базовыми формами оригами».

3. Формировать умения следить за устными инструкциями.

4. Развивать образно пространственное мышление.

5. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус, творческие способности, фантазию.

6. Формировать умения общаться друг с другом, помогать друг другу и получать радость от общения.

Для того чтобы успешно организовать работу необходимо соблюдать следующие принципы:

  • Наглядность: при объяснении выполнения работы применяется наглядность: иллюстрации, схемы, образцы.
  • Последовательность: от простого к сложному.
  • Доступность: соответствие возрастным нормам.
  • Интеграции: предлагает совместительство таких видов деятельности, как художественная  литература, сказки, продуктивная деятельность (рисование, аппликация).
  • Повторность: то, что взрослому легко и просто у дошкольника вызывает затруднения, обусловлено тем, что все ребенку ново, у него нет опыта накоплений.
  • Занимательность: изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание предполагаемое, стремиться к достижению результата.
  • Личностно – ориентированное общение: в процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимать его опыт. Партнерство, соучастие, взаимодействие, приобретенные формы общения педагога с детьми.
  • Результативность: это завершение работы, которая определяется задачей, действиями. Результат работы является показателем уровня достижений детей в условиях опыта.

Складывание из бумаги – это не просто забава: чтобы сложить фигурку, требуется определенные навыки работы с бумагой. А применение получившихся оригами может быть самым неожиданным и удивительным.

        Оригами формирует и развивает восприятие. Превратив квадрат бумаги в образ не такая уж легкомысленная затея. Нельзя не отметить и возможность расширения словарного запаса детей, связанного с использованием поделок оригами, т.е. учение с увлечением. Оригами - является фактором стимулирующим воображение и формированию предпосылок к творческой деятельности. Поделки оригами включаются в ролевые игры, инсценировки сказок, что позволяет развивать коммуникативную сферу ребенка.  Складывание бумажных фигурок развивает пространственное воображение. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий для развития способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей.

                                       Литература

1. Афонькин, С.Ю. Кружки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькин// Санкт-Петербург, «Литера» 1998г. с. 3-25.

2.  Богатеева, З.А. Чуденые поделки из бумаги  [Текст] М, «Просвещение» 1992г. с.304.

3. Дегтева, В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет  [Текст] Москва Магазин-Синтез 2012г. с.118.

4. Коротеева, И.А. Оригами для малышей [Текст] М, «Просвещение» 1996г. с.187.

5. Черенкова, Е.Ф. Простейшие модели оригами  [Текст] Дом. ХХI век РИПОЛ классик Москва 2011г. с. 153.

.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является условием эфф...

Презентация опыта работы по теме "Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"....

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста

Данная статья предназначена для воспитателей детских садов.  Она раскрывает основные направления  моей  работы по формированию навыков декоративного рисования у детей старшего дошкольно...

Декоративное рисование в детском саду – как средство развития художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста ( приложения к статье)

Здесь представлены  диагностическая карта по ознакомлению дошкольников с народным  декоративно - прикладным искусством на занятиях  изобразительной деятельности , перспективное планиров...

Развитие художественно творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие художественно творческих способностей  детей дошкольного возрастаСодержание: Введение 1. Актуальность, значимость развития художественно-творческих способностей 2. Т...

Развитие художественно творческих способностей детей дошкольного возраста

Развитие художественно творческих способностей  детей дошкольного возрастаСодержание: Введение 1. Актуальность, значимость развития художественно-творческих способностей 2. Т...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...