Статья "Особенности обучения дошкольников технике оригами"
статья по конструированию, ручному труду

Зайкова Елена Анатольевна

В статье раскрываются особенности обучения дошкольников технике оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения дошкольников технике оригами

Родина оригами - Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Название этого вида творчества происходит от японского «ori» — складывать и «kami» — бумага. В Японии оригами называют «искусством целого листа». Это означает, что классическая фигурка оригами складывается из одного квадратного листа бумаги, без клея, ножниц и совмещения с другими фигурами. Но к настоящему времени единое русло оригами распалось на множество ответвлений, школ и техник, в которых разрешается использование не только клея и ножниц, но и самых разнообразных материалов. 

 Наиболее подходящий вид оригами для детей это - простое оригами. Его автором является британский оригамист Джон Смит. Здесь оригами ограничивается приемами складывания. Применяются способы складывания «долиной» и «горкой». Фигурки получаются как объемными, так и плоскими. «Плоское» оригами еще имеет название – одностороннее.

Трудно переоценить значение овладения искуством оригами в развитии ребенка.

- развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

-способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

-имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

-стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

- знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

-активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

-совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

-способствует созданию игровых ситуаций.

Рекомендуется начинать знакомить детей с техникой оригами с 4 лет, но на самом деле все очень индивидуально.

Для того чтобы начать занятия оригами не требуется специальных материалов, поэтому это очень доступный вид детского творчества и развития. В магазине продается специальная бумага для оригами, но для простых моделей, вполне подходит и обычная бумага формата А4 или цветная бумага.

Один из главных принципов занятий с детьми – от простого к сложному. Именно поэтому обучение лучше начинать с самой простой базовой формы – «треугольник». На ней дети могут отрабатывать основные сгибы. Важно с первых занятий научить детей правильно складывать квадрат в различных направлениях, хорошо проглаживать линии сгибов.

Есть 2 основных способа складывания бумаги. Первый способ — это «долина», когда на бумаге делается вогнутая складка, а второй - «гора» - выпуклая складка. Другие способы складывания бумаги являются лишь проекцией от этих двух. Существует несколько постоянно используемых базовых моделей, таких как книжка, треугольник, двойной квадрат, воздушный змей, катамаран, рыба и некоторые другие. Многие даже простые фигуры основаны на этих базовых формах. Выучив их с детьми, вы существенно ускорите свою работу.

На мой взгляд, необходимо выполнять несколько правил в обучении детей конструированию из бумаги:

- число одновременно обучающихся детей не должно превышать 7-8 человек, так как работа требует пристального контроля и внимания за действиями каждого ребёнка на протяжении всего занятия;

- при выборе бумаги необходимо учитывать её структуру. Она должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся. Если используется цветная бумага, то лучше брать одностороннюю, с которой ребёнку будет легче ориентироваться;

- заготовки целесообразнее делать взрослому, так как они должны иметь точно квадратную форму. Ребёнок же может немного отойти от стандарта, что приведёт к искажению конечной формы;

- показ изготовления должен проводиться на столе в непосредственной близости от детей;

- заготовка для показа должна быть больше, чем у детей;

- обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми;

- после того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания.

Есть ряд правил и для детей:

- складывание игрушки производить на столе, так как дети должны пальцами сильно нажимать на линии сгиба;

- во время работы дети не должны делать лишних поворотов и переворотов изделия;

- линии сгибов должны тщательно проглаживаться;

- совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.

Вот несколько идей по использованию поделок оригами:

- Поделки оригами можно использовать для дальнейшего творческого процесса, например, создания объемных аппликаций;

- Не менее интересным для ребенка может стать и раскрашивание своих изделий;

- Если сделать модели оригами из цветной бумаги, то их можно использовать в качестве обучающего материала (сортировка поделок определенного цвета или размера);

- Оригами можно использовать в качестве счетного материала - учится считать, учить сложение или вычитание;

- Самолетики, лодочки, фигурки животных можно просто использовать для игр.

Если регулярно складывать простейшие оригами с детьми, постепенно мелкая моторика рук, умение концентрироваться, что способствует успешной подготовке ребенка к школе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами"

Тема Мастер-класса  «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами». Актуальность  использования  оригами  в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связа...

Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...

Консультация для воспитателей «Особенности обучения дошкольников технике оригами в ДОУ»

Путем складывания бумаги по типу оригами можно получить различные поделки животных, птиц, цветов, предметов....

Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами

В статье рассматриваются методические приемы обучения технике оригами...

СТУДИЯ «Волшебный квадратик» «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами»

СТУДИЯ «Волшебный квадратик» «Методические приёмы обучения дошкольников технике оригами» Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я поделюсь своим педагогическим опытом по...

Мастер - класс для педагогов "Методические приемы обучения дошкольников технике "оригами""

Цель: оказание практической помощи педагогам при обучении дошкольников технике оригами.Задачи:- создать творческую атмосферу;- обучить методическим приемам для обучения дошкольников технике оригами;- ...

Мастер-класс "Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению техники оригами в работе с дошкольниками...