Программа кружка дополнительного образования Бумажная фантазия. Для детей старшего возраста.
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Бурляева Любовь Петровна
На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы                                             Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение                        города Москвы «Школа №1056»

 дошкольное отделение № 4

.

Программа кружка дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста по теме:

«Бумажная фантазия»

(бумагопластика)

 Бурляева Л.П

Пояснительная записка.

          Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима

(легкость обработки, минимум инструментов). Любая работа с бумагой -
складывание, вырезание, плетение - не только увлекательна, но и познавательна.
Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Из бумаги можно создать целый мир. Детям очень нравиться творить из бумаги. Существует множество разных направлений бумажного творчества: оригами, бумагокручение, квиллинг, торцевание, скручивание салфеток, аппликация и т.п

         На занятиях дети знакомятся с искусством бумагопластики. Невозможно перечислить всех достоинств бумагопластики и моделирования в развитии ребенка. Бумага как материал, очень доступна, а простота ее обработки  привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой: сгибание, складывание, вырезание, надрезание, склеивание, скручивание, прогибание. Бумагопластика развивает у детей способность работать руками, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

         Бумагопластика способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Моделирование из бумаги имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Бумагопластика и моделирование стимулирует развитие памяти, так как ребенок должен запомнить последовательность изготовления изделия. Бумагопластика совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

При работе с бумагой дети познакомятся со следующими техниками:

Аппликации из «ладошек». Аппликация настолько многогранна и

разнообразна,  что её творческое воплощение ограничено лишь вашей

фантазией! Сколько ладошек, столько прекрасно выполненных идей

могут показать дети.

Аппликация (объёмная). Работы получаются очень разнообразными,

красивыми и неповторимы.

Оригами - По своей сути оригами является техникой искусного складывания бумаги. Искусство оригами пришло  из далекой страны восходящего солнца – Японии. Основой для техники оригами является один лист бумаги, который чаще всего имеет квадратную форму. Особенностью данной техники является создание бумажной скульптуры без использования клея и ножниц.

Торцевание - этот вид бумажного творчества переживает второе

рождение. Ребята окунутся в мир необычной аппликативной мозаики,

создаваемый из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги или

простых столовых салфеток.

Квиллинг  (бумагокручение,  бумажная филигрань) — искусство

скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять

их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные

композиции. Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали

медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с

позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.

Поделки из мятой бумаги - это изготовления игрушек из мятой бумаги,

еще один путь самореализации в творческой деятельности, формирования

познавательной и коммуникативной активности.

Цели:

- научить детей новым техникам обработки бумаги, в свободное от

занятий время;

- способствовать развитию личности детей через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей

через обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности,

развитие эстетических чувств и представлений;

Основные задачи:

Образовательные:

-формировать умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством преобразования бумажного листа;

-закреплять основные приемы бумагопластики  (обрывание, сминание, скатывание в комок, жгутик, вырезывание одинаковых модулей и т.д.);

 уметь работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;

-учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)

-обогащать сенсорные  впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);

Развивающие:

-развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;

        - развивать познавательную активность детей;

-развивать речевые навыки;

-развивать творческую фантазию, эстетическое и цветовое восприятие;

Воспитательные: 

- воспитывать  навыки аккуратной работы с бумагой;

-воспитывать  желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

        - в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность, эстетику, интерес;

        - совершенствование трудовых умений и навыков.

 

Принципы построения педагогического процесса.

 1. От простого к сложному.

 2. Системность работ.

3. Индивидуального подхода.

Общая характеристика образовательного процесса.

 Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное изготовление изделий

Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.

Методы и приемы обучения.

- Словесные  (беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы),  рассказ-объяснение,  напоминание, поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.)

- Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, );

- Практические  (выполнение упражнений, овладение приемами работы,

приобретение навыков).

- При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися,

рисунки, презентации. 

Режим занятий:

Рабочая программа к кружку «Бумагопластика» разработана для занятий с дошкольниками 5-6 лет во второй половине дня.

 Специальной подготовки не требуется. Оптимальное количество детей в объединении для успешного освоения программы 15-17 человек. Продолжительность занятий  25 минут  2-раза в неделю. Программа может корректироваться в зависимости от желаний и возможностей воспитанников.

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проходит в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры.

        

Срок реализации программы –  январь-апрель.

Предполагаемые результаты работы:

-знание свойств различных видов бумаги;

-знание материалов, инструментов и приспособлений для работы с бумагой;

  накладной, обрывной, модульной и комочками, жгутиками  аппликаций;

-согласование  своих усилий  и действий;

-умение передавать образ предмета, явления окружающего мира;

-познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования,      

  цветоведения;

- научатся различным приемам работы с бумагой;

- познакомятся с искусством бумагопластики;

- будут создавать композиции в технике квиллинг, объемная аппликация,  

  мятая бумага;

-знание технологии изготовления изделий в технике оригами;

- будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

- научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия из бумаги;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;

   мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие

    способности и фантазию.

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

     

 Занятия кружка «Бумагопластики» превращают детей в маленьких

волшебников, умеющих создавать чудесные изделия из простого листа бумаги.

       Разнообразие техник бумагопластики позволяет разнообразить занятия,

удержать и повысить интерес детей к ним, более плавно подвести к сложным

приёмам работы. На занятиях используется разнообразный наглядный материал,  дидактические и занимательные игры, упражнения, сказки.

Список детей занимающихся в  кружке

 « Бумажная фантазия»

  1. Абашина Софья                          
  2. Будакова Александра
  3. Белобровкин вячеслав        
  4. Грачева Софья                      
  5. Демина Мария                        
  6. Зинин Павел
  7. Козырева Света                        
  8. Кузнецова София            
  9. Ларина Ксения                    
  10. Муртузаев  Тимур                
  11.  Орешина Александра  
  12.    Полещук Артем                        
  13. Рябов Федор                        
  14. Сидакова Кира
  15. Сурков Иван
  16. Турдыбеков Искандер        
  17. Фатеева  Полина                  
  18. Федосеев Константин
  19. Салич Александр
  20. Солопов Максим
  21. Царев Игорь      

Учебно-тематический план кружка  « Бумажные фантазии»

месяц

Тема занятия

Количество занятий

18..01

19.01

История происхождения бумаги и её волшебные свойства.

Техника безопасности.

2

25.01

Знакомство с оригами.

Собака .

1

26.01

Лиса  (оригами)

1

01.02

02.02.

Снеговик ( торцевание по пластилину)

2

08.02

Кот и мышка( жгутики)

1

09.02

Самолет  ( объемная аппликация)

1

15.02. 16.02

Снегирь на ветке (комочки и жгутики)

2

22.02

Открытка папам танк

1

29.02

Медвежонок    ( объемная аппликация)

1

01.03

Крокусы (гофрированная бумага)

1

07.03

Цветы из салфеток

1

14.02

Львенок  (торцевание)

1

15.02

Зайчонок ( из цилиндра)

1

21.03

Сова (оригами)

1

22.03

Цветы ( оригами)

1

28.03

Гусеница  (квиллинг)

1

29.03

Цыплята( квиллинг)

1

04.04

05.04

Кошка ( квиллинг)

2

11.04

12.04

Солнышко (квиллинг) коллективная

2

18.04

Божья коровка ( объемная аппликация)

1

19.04

Картина из гофрокартона  ( коллективная)

1

25.04

Ветка яблони (объемная аппликация)

1

26.04

Сирень (торцевание)

1

Список используемой литературы.

  1. Афонькин С.Ю. , и др. Оригами и аппликация . С.-П. Кристалл,

1998.-304с.

  1. Долженко Г.И. 100 оригами Ярославль. . Академия развития, 2000.-224с.:ил.
  2. Новикова И.В Конструирование из бумаги в детском саду. Ярославль.  Академия развития, 2009.-96с.:ил.
  3. Новикова И.В.  Объемная аппликация в детском саду.- Ярославль. Академия развития, 2011.-128с.:ил.
  4. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги-М.:2012.
  5. Салагаева Л.М. Объемные картинки С-П.:Детство-ПРЕСС 2010г.- 64с., ил.
  6. Соколова, С. В. Сказки из бумаги. С-П.: « Валери СПб», 1998.-224с.. ил.
  7. Чернова Н. Волшебная бумага .-М.: АСТ, 2005.-207с.:ил.
  8. Черкасова И.А., Руснак В.Ю., Бутова М.В.  От салфеток до квиллинга. М. : «Скрипторий2003», 2013.-56с.

    10.   Ступак Е.А. Гофрированный картон М.: Айрис-пресс,2012.-32с., .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Детская фантазия" для детей старшего дошкольного возраста

Цель программы:  Ознакомление старших дошкольников с доступным их возрасту видом художественного труда - вышиванием - и освоение позиции субъекта элементарной трудовой деятельности. Зада...

Программа кружка "Пластилиновая фантазия" для детей старшей группы

Цель кружковой деятельности: раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результ...

"Рабочая программа по ритмической гимнастике для детей старшего возраста"

Материал предназначен для инструкторов по физической культуре для занятий в кружке по ритмической гимнастике.В планировании для старших дошкольников предусмотрены различные варианты  организации ...

Коррекционно-развивающая программа " Скоро в школу" для детей старшего возраста

Пояснительная запискаМы живем в ХХI веке,  в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, что  заставляет  искать новые, более эффективные психолого...

Коррекционно-развивающая программа " Скоро в школу" для детей старшего возраста

Пояснительная запискаМы живем в ХХI веке,  в котором очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения детей, что  заставляет  искать новые, более эффективные психолого...

Коррекционно-развивающая программа " У школьного порога" для детей старшего возраста

Проблема  подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Я. Л. Коломинский утверждает, что одной из важных особенностей развития старшего дошкольника явл...

ПРОГРАММА КРУЖКА "Зонтик фантазий" для детей старшего дошкольного возраста

Актуальность программы           Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творче...