«Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда»
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Шишкина Лариса Александровна

Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребёнка. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих задатков и способностей ребёнка, что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики .Опираясь на учебное пособие Н. С. Панишевой, Ю. А. Дмитриевой «Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и её развитие в речном труде», мы разработали тематику и содержание занятий по ручному труду в старшей и подготовительной группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_l._shishkina.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Шишкина Лариса Александровна,

воспитатель МКДОУ д/с «Алёнушка»

г. Слободского

«Развитие творческой активности у детей

 старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда»

                                                            «Творчество – это способность удивляться

                                                     и познавать, умение находить решение

                                                          в нестандартных ситуациях, нацеленность

                                            на открытие нового и склонность

                                                      к глубокому осознанию своего опыта».

Э. Франм

        В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности.

        Детское творчество уникально не только по своей природе, но и по образовательному воздействию на внутренний мир ребёнка. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих задатков и способностей ребёнка, что проявляется в становлении ведущих, определяющих оснований его психики (Т. И. Алиева, Н. И. Непомнящая, Л. А. Парамонова).

        Проблема творчества отнюдь не нова в современной науке, она стала настолько актуальна, что вполне может быть отнесена к одной из главных «проблем века». Её пытались решить представители философии (Н. А. Бердяев, А. Т. Шумилин, В. С. Соловьёв, психологии (Я. А. Пономарёв, В. А. Маляко) и педагогики (И. А. Лыкова, Т. С. Комарова). Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями, с уровнем мышления и умственным развитием (Н. Г. Морозова, Л. А. Венгер, Л. В. Званков и др.).

        Авторы отмечают, что развитию творческой активности наилучшим образом способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, Л. В, Л. В. Куцакова) .

        Мы поддержали идею использовать продуктивную деятельность (занятия ручным трудом) как эффективное средство для развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста.

        Опираясь на учебное пособие Н. С. Панишевой, Ю. А. Дмитриевой «Творческая активность детей старшего дошкольного возраста и её развитие в речном труде», мы разработали тематику и содержание занятий по ручному труду в старшей и подготовительной группах:

- цикл занятий «Утро на море»: «Рыбка Скалярия», «Лягушка» и др. ;

- цикл занятий «Природа родного края»: «Рябинка», «Осень в саду», «Зимнее дерево», «Кружевная елочка», «Зимняя вьюга», «Весна» и др.;

- цикл занятий «Птицы наших лесов»: «Снегирь на ветке», «Грачи прилетели» и др. ;

- цикл занятий «Цветы»: «Мимоза», «Астры», «Гвоздики», «Три тюльпана», «Ландыш», «Тюльпаны», «Подснежник»;

- цикл занятий «Новогодний хоровод»: «»Подсвечник и свеча», «Гирлянды», «Снеговик», «Дед Мороз», «Рождественская открытка», «Ангел» и др.

        Воспитательно-образовательная работа по развитию творческой активности старших дошкольников осуществлялась в течение 2 лет на кружке «Мастерилка».

        В процессе работы по развитию творческой активности детей посредством ручного труда мы старались соблюдать и реализовать следующие педагогические условия:

- обучение детей ручному труду построить на основе структурирования мотивационного, когнитивного и практико-ориентированного компонентов творческой активности;

- предоставление ребенку свободу в выборе рабочего места, темы работы, материалов и инструментов для воплощения замысла, способов соединения деталей, отделки изделия, возможности обратиться за помощью к педагогу (или сверстнику) ;

- постоянное нарастание элементов самостоятельности, инициативы свободы выбора, оригинальности, независимости;

- использование методов развития творческой активности старших дошкольников в ручном труде с проблемно-поисковой и прогностической направленностью.

        На начальном этапе обучения дошкольников изготовлению поделок из различных материалов большое значение придавалось развернутым объяснениям с опорой на образец, повторению с целью закрепления ранее изученного материала.

        На этапе самостоятельного применения детьми имеющихся знаний, умений и навыков в практической деятельности проводились тренировочные и творческие упражнения.

        С самых первых шагов обучения мы предусматривали формирование у детей таких качеств творческой личности, как целеустремленность, готовность к постановке и решению «открытых», нестандартных задач. Привлекали детей к организации своих рабочих мест, подбору необходимых материалов и оборудования, усложняя степень их самостоятельности и зависимости от этапа проводимой работы.

        Результаты мониторинга показали, что у всех детей повысился уровень развития творческой активности в ручном труде, отмечается устойчивый познавательный интерес к занятиям ручным трудом, наблюдается глубина и гибкость применения сформированных знаний, представлений в практических обстоятельствах, умение работать по собственному замыслу.

        Творческая активность старшего дошкольника в ручном труде предполагает самостоятельное интегрирование ребенком знаний и известных способов деятельности, в результате чего создается новый ещё не бывший в его арсенале вариант решения практической задачи.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала дошкольников с ОВЗ (ЗПР) в процессе ручного труда

В настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества у детей дошкольного возраста, в том числе изобразительного. Ведь именно дошкольный возраст является сензитивным для развития...

Обобщение передового педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного труда»

Обощение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны коллегам. В данном документе описаны самые важные моменты деятельности педагога...

План по самообразованию воспитателя на тему: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»

laquo;Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного ручного труда»...

Консультация для педагогов ДОУ "Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

Творчество - активная, целенаправленная деятельность, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.По мнению ряда современных психологов, лучшим периодом для развития творчества является ...