Образовательная программа "LEGO-конструирование"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Бабушкина Елена Александровна

Использование LEGO -технологии в системе дополнительного образования в учреждении является актуальным:

  • прослеживается принцип интеграции образовательных областей;
  • конструктор используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
  • основой образовательного процесса с использованием LEGO -технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

Использование LEGO -технологии в учреждении позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\Титульный ОП Лего-конструирование.jpeg

I.

Целевой раздел.

3

Пояснительная записка.

3

1.1

Цели и задачи реализации Программы.

4

1.2

Принципы и подходы к формированию Программы.

4-5

1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

5

1.4

Планируемые результаты освоения Программы

5-6

II.

Содержательный раздел  Программы.

6

2.1

Описание познавательно - исследовательской деятельности детей в соответствии с образовательной областью «Познавательное развитие»

6-7

2.2

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

7-8

2.3

Описание особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

8-9

2.4

Описание способов и направлений поддержки детской инициативы

9

2.5

Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников  

 

9-10

2.6

Описание иных характеристик содержания программы наиболее существенных с точки зрения авторов

 

10-11

III.

Организационный раздел программы

11

3.1

Описание материально-технических условий, обеспечивающих возможность достижения планируемых результатов освоения программы

12

3.2.

Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания

12

3.3.

Описание распорядка и/или режима дня

12

3.4.

Отражение особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий

12-13

3.5.

Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды

13-14

IV.

  Дополнительный раздел  

14

Краткая презентация программы

Список литературы

Приложение 1

14

15

16

I. Целевой раздел

Пояснительная записка:

           Основные разработчики Программы: Карпова Н.В., Бабушкина Е.А., Подгорная Ю.Н.

Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно. Обучение и развитие в ДОУ мы планируем реализовывать в образовательной среде с помощью LEGO конструкторов и робототехники.

Использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса позволяет включить детей в систематическую конструкторскую деятельность, что на данном этапе можно считать одним из важнейших условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира.

LEGO – причисляются к ряду  игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий включены такие темы, как «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт». В конце каждого месяца в уголке детского творчества  планируется организация тематической выставки, в которых неизменно представлены работы детей, посещающих дополнительные занятия по конструированию.

Использование данных конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно – игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становление таких важных компонентов деятельности как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного  результата с замыслом. Занимаясь, дети приобретают навыки культуры труда: учатся соблюдать порядок на рабочем месте, распределять время и силы при изготовлении моделей и, следовательно, планировать деятельность. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка: совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Использование LEGO -технологии в системе дополнительного образования в учреждении является актуальным:

  • прослеживается принцип интеграции образовательных областей;
  • конструктор используется как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении досугов, праздников, в проектной деятельности;
  • основой образовательного процесса с использованием LEGO -технологии является игра – ведущий вид детской деятельности.

Использование LEGO -технологии в учреждении позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Образовательная программа «LEGO - конструирование» адресована для детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Программа разработана в соответствии со следующими нормативным документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Образовательная программа дошкольного образования Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех»;
  • Устав Уставом МБДОУ № 25, утвержденным распоряжением Администрации г.Канска Красноярского края №911 от 10.06.2015;
  • Лицензией на осуществление образовательной деятельности (№ 8955-л от 09.09.2016) с учетом социального заказа родителей (законных представителей) воспитанников, территориальных особенностей.

Программа предполагает реализацию в форме дополнительной образовательной деятельности.      

Программа предназначена для формирования элементарных представлений конструктивно – модельной деятельности, приобщение детей к конструированию, развитию интереса и знакомству с различными видами конструкторов.

Актуальность программы:

          Для детей: раскрывает и подготавливает почву для развития технических способностей детей, активизирует мыслительно – речевую деятельность дошкольников,  развивает техническое мышление,  воображение и навыки общения, способствует самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий  уровень развитие познавательной активности дошкольника.

Для воспитателей:

  • способствует повышению профессиональной компетентности педагога в сфере внедрения в образовательный процесс современных технологий конструирования и робототехники;
  • возможность участия в профессиональных конкурсных мероприятиях «Воспитатель года»

Для родителей:

  • повышение родительской компетентности в организации игровой деятельности с детьми в домашних условиях;
  • возможность участия в совместной проектной и игровой деятельности в рамках образовательного процесса МБДОУ.

Для МБДОУ: Внедрение и апробация новых технологий и практик в образовательно-воспитательный процесс.

Для муниципалитета: организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных организация в рамках реализации образовательной программы «LEGO -конструирование».

Новизна программы заключается во внедрении конструкторов LEGO в образовательный процесс  МБДОУ.

          Цель программы: целенаправленное внедрение LEGO – конструирования  и робототехники  в образовательный процесс ДОУ

         Задачи:

  1. Организовать работу по применению LEGO -конструкторов в МБДОУ, начиная со среднего возраста.
  2. Организовать работу с детьми среднего возраста по курсу LEGO –простые механизмы.
  3. Организовать работу технической направленности  с использованием программируемых конструкторов (указать виды констр) для старшего дошкольного возраста.
  4. Создать LEGO – центры в группах.
  5. Повысить образовательный уровень педагогов за счет знакомства с LEGO – технологией.
  6. Повысить интерес родителей к LEGO -конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

1.2. Программа основывается на следующих принципах:

  • Принципы развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
  • Принцип  дифференциации и индивидуализации (интересы, склонности , индивидуальные возможности ребенка).
  • Принцип  непрерывности и системности.

1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Содержание программы учитывает возрастные, индивидуальные особенности и особые образовательные потребности контингента воспитанников МБДОУ. Наиболее значимое направление образовательного учреждения – коррекционная работа и инклюзивное образование детей с ОВЗ (ЗПР, ОНР, ТНР), осваивающих программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), детей – инвалидов (ДЦП, нарушения деятельности опорно-двигательного аппарата).

1.4. Планируемые результаты

Планируемые результаты реализации программы в дошкольном возрасте:

  • У детей сформированы конструктивные умения и навыки, умения анализировать предметы , выявлять его характерные особенности, основные части, устанавливать связи между их назначением и строением.
  • Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
  • Развита познавательная активность детей. Воображение, фантазия, и творческая инициативность.
  • Совершенствованы коммуникативные навыки при работе в паре, коллективе, распределение обязанностей.
  • Сформированы предпосылки к учебной деятельности: умение и желание трудится, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую деятельность.
  • Сформированы умения собирать и программировать простых ЛЕГО – роботов.
  • Имеются представления о деталях конструктора и их названиях, способах их соединения, об устойчивости моделей, их подвижности в зависимости от ее формы, назначении и способов крепления ее элементов.

Планируемые результаты реализации программы для детей с нарушением речи: формирование психофизиологических возможностей ребенка с ТНР, а именно, процессов внимания, памяти, восприятия, мышления, моторно-двигательных и оптико-пространственных функций соответственно возрастными и индивидуальными особенностями.

Мониторинг освоения программы детьми дошкольного возраста на основе карт индивидуального развития  Е.Ю. Мишняевой позволит определить качество достигнутых результатов.

2. Содержательный раздел программы

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания

            Для воспитателей детского сада LEGO - конструктор является средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и образовательных областей.

Образовательная область

Область применения LEGO -конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей LEGO-конструктора. - формирование первичных представлений:

 • о себе, других людях,

 • об объектах окружающего мира,

 • о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; - формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; - формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей LEGO-конструктора. - реализация самостоятельной творческой деятельности детей – конструктивно-модельной.

Речевое развитие

Коррекционно-развивающая работа учителя логопеда, воспитателя Решаются многие задачи обучения: - формируется грамматически правильный строй речи, - расширяется словарный запас; - развиваются коммуникативные навыки, связная речь; - совершенствуется умение обобщать и делать выводы.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Ребенок 4-5 лет с учетом его индивидуальных особенностей продолжает  развивать способность различать и называть строительные детали, развивает умение устанавливать ассоциативные связи и анализировать образцы построек, умеет сооружать постройки, используя разные детали.

        Своевременное овладение конструктивно-игровой деятельностью оказывается важным и в плане создания готовности к дальнейшему обучению в школе.

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа реализуется в форме кружковой деятельности.

Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу

по LEGO-конструированию

Образовательная деятельность с детьми по Программе реализуется в образовательных событиях, в самостоятельной, совместной деятельности и и индивидуальной работе с использованием таких методов как:

  • Наглядный (наблюдение, демонстрация, );
  • Словесный (объяснение, рассказ, беседа);
  • Практический метод (инструктаж, работа с технологическими картами); 
  • Метод творческой деятельности (создание моделей), сбор моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу, эксперимент, элементарный анализ.

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра - драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для  организации самостоятельной игры. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера на проявление детьми самостоятельности, свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.

2.4. Описание способов и направлений поддержки детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы:

  • Обеспечение детям возможности изменения развивающей предметно-пространственной среды, по своему содержанию;
  • Создание условий для самостоятельного конструирования;
  • Создание условий для свободного выбора участников совместной конструкторской деятельности;
  • Поддержка спонтанной конструкторской деятельности детей, ее обогащение, обеспечение времени и пространства;
  • Создание различных ситуаций, побуждающих детей проявлять инициативу, активность, совместный поиск решений при конструировании.

2.5. Описание особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

2.6. Описание иных характеристик содержания программы наиболее существенные с точки зрения авторов 

Взаимодействие с социальными партнерами в рамках сетевого взаимодействия имеет вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного сотрудничества.

3. Организационный раздел программы

3.1. Описание материально-технических условий, обеспечивающих возможность достижения планируемых результатов освоения программы.

       Большая роль в эффективности образовательного процесса детского сада отводится материально - техническому обеспечению ДОУ и оснащённости образовательного процесса. В нашем детском саду созданы все условия для полноценного развития детей.

Материально-техническое обеспечение реализации Программы

Познавательное развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 25 «Успех» г. Канск

Учебно-методический комплект «Городская жизнь». В состав комплекта входят наборы:

  • Наш родной город LEGO DUPLO  арт.45021;
  • Городские жители DUPLO арт. 45010;
  • Общественный и муниципальный транспорт LEGO DUPLO арт. 45006;
  • Кирпичики для творческих занятий DUPLO 45019;
  • Кирпичики для творческих занятий LEGO 45020;
  • Конструктор LEGO Classic  арт.10696;
  • Пособие для педагогов ДОУ с 12 уникальными занятиями.

УМК «Городская жизнь» позволяет:

  • понимать социальные роли и обязанности;
  • научиться действовать уверенно;
  • попробовать себя в разных социальных ролях;
  • развить эмпатию;
  • научиться решать задачи.

 3.2. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и воспитания  

Программы, технологии

Методические пособия и материалы

LEGO – 4 S

  1. Бедфорд А. Инструкция LEGO
  2. Волкова С.И. «Конструирование», - М: «Просвещение», 2009
  3. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO»
  4. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов». - М.: ВЛАДОС, 2003;
  5. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольника. Пособие для
    воспитателя. – М.: Просвещение, 1973. – 80 с.
  6. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду». – М.:ТЦ Сфера, 2012.-144с.
  7. www.ФГОС-игра.рф 
  8. www.икар.фгос.рф 
  9. www.LEGO.com 

3.3. Описание распорядка дня

Расписание LEGO -конструирования

Возрастная группа

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Средняя группа

(20 минут)

15.30- 15.50

Группа компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи

(20 мин)

15.30- 15.50

         

Распределение нагрузки при организации дополнительной образовательной деятельности  по реализации образовательной программы «Лего -конструирование»  МБДОУ № 25 осуществляется в соответствии с ФГОС ДО.

Количество и продолжительность занятий устанавливаются в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13, учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников групп:
Продолжительность непрерывной непосредственно организованной образовательной деятельности:

- для детей от 4 до 5 лет – от 15 до 20 минут,

При организации занятий статического характера проводятся физкультурные минутки,  динамические паузы.

3.4. Отражение особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий

      В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

Цель: построение воспитательнообразовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

     Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей.

Мероприятие

Месяц

Город детства

Ноябрь

Прогулка в страну LEGO - человечков

Декабрь

Зимняя сказка

Январь

Выставка «LEGO -техника»

Февраль

Мой дом

Март

LEGO – квест «Весенняя капель»

Апрель

LEGO - GO

Май

               

3.5. Описание особенностей организации  развивающей предметно-пространственной среды

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает возможность творческого преобразования предметно-пространственной развивающей среды на основе собственных методических разработок педагогов с целью обогащения представлений дошкольников и  развитию познавательного интереса. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает эффективную организацию образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка (в том числе детей с ОВЗ), сохранение психо-физического здоровья воспитанников.

Список литературы:

  1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Волосовец Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего», 2007 год.
  3. Горбатенко О.Ф. Занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста по разделу «Социальный мир»: учебное пособие.-  Волгоград, 2007.
  4. Дыбина О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации: учебно-методическое пособие / Под ред , О.В.Дыбиной. – М.:Нац.кн.центр, 2015.
  5. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет: Опорные конспекты 18 занятий. Комплект листов для выполнения заданий.- М.: Акалис, 1996.- 126 с.: ил. – Серия «Опыт работы практического педагога».
  6. Корнеичева Е.Е. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Старшая группа: учебное пособие.- М. Центр педагогического образования, 2013
  7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: Изд. «Учебная литература»: «Федоров», 2010.
  8. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.: Питер, 2004.
  9. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании, - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
  10. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду.- М.: ТЦ Сфера, 2012
  11. Юстус Т.И., Дударева А.И., Короткова Ю.А.,  Кривецкая Е.А., Матвеюк Н.М. «Создание условий для становления инициативности дошкольников в детском саду», 2016г.
  12. www.ФГОС-игра.рф 
  13. www.икар.фгос.рф 
  14. www.LEGO.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...