РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ.
статья по конструированию, ручному труду

В дошкольном возрасте закладываются основы развития личности, происходит становление самостоятельности, формируются творческие способности. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно эволюционируют личностные качества, а на их основе – способности и склонности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_lichnosti_i_tvorcheskih_sposobnostey.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ БУМАГОПЛАСТИКИ

В дошкольном возрасте закладываются основы развития личности, происходит становление самостоятельности, формируются творческие способности. Именно в этот период происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение), активно эволюционируют личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Исследования педагогов и психологов (О. В. Дыбина, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Я. А. Пономарев, С. Я. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, Т. Я. Шпикалова) подчеркивают, что творчество-это процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью.  Творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса эволюции. Исходя из этого  творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Как показывает образовательная практика, одним из любимых видов образовательной деятельности в дошкольном детстве, существенно влияющим на развитие ребенка, является изобразительная деятельность. Она реализуется в дошкольном образовательном учреждении в ходе художественно-эстетической деятельности. Дети очень любят реализовывать свои творческие идеи в рисовании, аппликации, лепке, конструировании с различными материалами, в том числе и конструировании из бумаги в технике бумажной пластики. Готовые картины, открытки и другие работы, выполненные в технике бумажной пластик, привлекают и поражают детей своей красотой.

Бумагопластика – понятие, соединяющее в себе несколько технологических направлений, которое   представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, которые выстроены в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой дети знакомятся со следующими техниками:

- оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги

- аппликация (от лат. applicatio – прикладывание) – рисунок, сделанный с помощью вырезания отдельных частей и наклеивания их на бумагу или др. материал

- квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

Возможности бумагопластики заключаются не только в интеграции различных видов изобразительной деятельности: аппликация, рисование, конструирование из бумаги, но и в формировании познавательного интереса. В процессе работы с бумагой дети знакомятся с различными видами бумаги (газетная, упаковочная, калька, картон, бархатная, писчая, гофрированная), с необычными возможностями обычной бумаги.

Найти материал для изготовления поделок в технике бумагопластики не составляет особого труда, так как материалом может стать любая бумага – как толстый картон, так и тончайшая папиросная бумага. В одной композиции могут сочетаться сразу несколько бумажных фактур, которые при умелом построении композиции выгодно оттеняют или дополняют друг друга. Бумага может быть как цветной, так и белой, которую легко можно затонировать исходя из идеи композиции. При сборке элементов в законченный продукт используют клей ПВА или двусторонний скотч. Обычно в работе с детьми используется клей, так как они уже с ним знакомы и при работе с ним у детей не возникает проблем.

Бумагопластика активизирует мыслительные процессы, т.к. в процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словами и перевод их значения в практическую деятельность, самостоятельное выполнение действий. Бумагопластика благоприятствует развитию важнейшей социальной функции личности детей – формированию навыков общения в коллективе в процессе продуктивной деятельности. В ходе работы ребенок учится взаимодействовать с другими детьми. Совместное обсуждение творческих работ побуждает детей к разговору, возникает речевой диалог, общение. Таким образом, совершенствуется объяснительная речь, коммуникативные способности.

Успешно решаются педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничества и многое другое. Разнообразные техники работы с бумагой помогают проявить детям самые разные способности: и творческие, и конструктивные, и оформительские, и даже организаторские, используя полученные знания в игровой деятельности. Практика показывает, что занятия бумагопластикой позволяют изменить содержание игровой деятельности, обогатить игровые сюжеты, изменить подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, где дети становятся активными участниками ее создания, пополнения и изменения. В процессе игры, ребенок легко восполняет игровые замыслы необходимыми предметами собственного изготовления: салфетки, открытки, пригласительные билеты, модели кукол, птиц, самолетов и т.п.

Используя игровые макеты, дети вносят туда сказочные персонажи,  выполненные в технике оригами, оформление игрового поля в технике торцевания и т.д.

Бумагопластика вызывает интерес и родителей к процессу и результатам художественного творчества детей. Родители и дети с удовольствием принимают активное участие в выставках детского творчества, в проведении мастер-классов. Общность творческих и образовательных интересов детей, их родителей, учителей способствует созданию педагогической среды, стимулирующей формирование творческих способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований.

Список литературы:

1. Ветлугина, Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей. / Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. – М.: Просвещение, 1976. – 32 с.

2. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. – 190 с.

3. Дьяченко, О.М. Психическое развитие дошкольников [Текст] / О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева. – М.: Педагогика, 1984. –127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно-эстетических творческих способностей детей дошкольного возраста,посредством театрализованной деятельности.

"Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» - Б.М. Теплов.Детское творчество – одна из актуальных пр...

Методическая разработка по развитию интелектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Разработка по развтитию интелектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений. Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми

Пояснительная записка: Мною представлен опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми Дьенеша...

Программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности с развивающими играми В. Воскобовича, Б. П. Никитина, З. Дьенеша, Х. Кюизенера

Программа рассчитана на образовательную деятельность детей во вторую половину дня. Проводиться в течение 3 лет. Продолжительность каждого занятия с учетом возраста детей и в соответствии с требованиям...