ПРОЕКТ по конструированию «Мир ТИКО» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
ПРОЕКТ по конструированию «Мир ТИКО» для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
levskaya_proekt_mir_tiko_st.gr_.docx | 36.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»
ПРОЕКТ
по конструированию «Мир ТИКО» для детей
старшего дошкольного возраста.
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории
Левская Татьяна Олеговна.
г.Волосово, 2019
Актуальность:
В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление моей работы – созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.
ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
Проблема:
Одна из задач педагогов ДОУ - подготовка ребенка к обучению в школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников, воображения в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.
Ожидаемый результат: при условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
По окончании дети должны знать:
• различные виды призм и пирамид;
• числа от 1 до 10.
По окончании дети должны уметь:
• сравнивать и классифицировать многоугольники по 2–3 свойствам;
• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;
• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до
10);
• конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной
инструкции и по собственному замыслу.
Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение технологии ТИКО-моделирования
Задачи:
Обучающие
- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах
- совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
Развивающие
- расширять представления об окружающем мире
- развивать психические процессы - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;
- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.
Воспитывающие
- поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;
- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;
Интеграция содержания образовательных областей:
Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:
- познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
- речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
- художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;
- физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
- социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги, специалисты ДОУ.
По срокам реализации: долгосрочный (учебный год).
Основные формы и методы образовательной деятельности:
- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;
- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);
- наглядный (показ, работа по инструкции);
- практический (сборка моделей);
- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);
- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);
- исследовательский метод;
- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный. Создание условий для использования технологии ТИКО: оформление уголка конструктивно-модельной деятельности; Приобретение наборов : ТИКО – школьник, ТИКО –геометрия, ТИКО – арифметика, ТИКО-грамматика; Подборка методического материала, альбомов, схем, атрибутов для обыгрывания построек.
II этап - основной. Работа с детьми: методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. Взаимодействие с родителями: активное привлечение родителей к участию в проектной деятельности.
III этап - итоговый. Разработка мониторинга: изучение качественных показателей достижений детей в конструктивно-модельной деятельности.
Планирование и организация деятельности:
I этап - подготовительный
- Изучение необходимой литературы;
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, альбомов, схем, атрибутов для обыгрывания построек;
- Оформление уголка конструктивно – модельной деятельности.
II этап - основной
- Просмотр презентаций, видеороликов;
- Познавательно – исследовательская деятельность «Что такое ТИКО?»
- Область Познания «ФЭМП» (исследование геометрических фигур, модули: объёмное, плоскостное);
- Художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора, конструирование красочных узоров и орнаментов из ТИКО;
- Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- Дидактические игры и классификации предметов;
- Речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис);
- Выставки по тематике недели;
- В физкультурный уголок – для спортивных игр и соревнований создание различных атрибутов, построенных из ТИКО-деталей, массажные коврики;
- Игра «Театральный уголок»;
- Консультации для родителей: «Что такое конструктор ТИКО?», «Как поиграть с ребёнком дома?»;
- Мастер - классы: «Город ТИКО», «Чудо ТИКО дома»;
- Творческая мастерская (совместное творчество родителей и детей)
III этап – заключительный
- Разработка мониторинга;
- Изучение показателей по двум модулям (плоскостной, объёмный).
Итоговые мероприятия:
- Показ открытого занятия;
- Конкурс - конструкция только из треугольников «Тико – фигура».
- Участие в фестивале «Робофест»;
Вывод: Наблюдения показали, что дети с удовольствием пользуются конструктором ТИКО как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. ТИКО – конструктор не только обучает детей, но и даёт возможность проявлять свои желания и фантазию, т.к. конструктор используется во всех развивающих уголках.
Перспективный план работы в старшей группе:
сроки | Тема занятия | Теория | Задачи | Материал |
Сентябрь 2 неделя | "Знакомство с конструктором ТИКО. – «Что нам осень принесла? Овощи» | Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников. Классификация геометрических фигур по цвету. | 1.Учиться соединять ТИКО-детали. 2.Учиться конструировать ТИКО - фигуры по образцу. 3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. | Конструктор, листы бумаги, цветные карандаши. |
Сентябрь 3 неделя | «Будем кушать фрукты – вкусные продукты». | Классификация фрукты. | 1.Развивать, мелкую моторику рук. 2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу. | Конструктор, схемы. |
Сентябрь 4 неделя | «Фрукты-Овощи». | Закреплять знания детей о названиях и назначении овощей и фруктов. | 1. Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 2. Учиться конструировать по схеме и по образцу. 3. Знакомство с различными видами фруктов и овощей. | Конструктор, схемы, презентация по теме: «Овощи и фрукты». |
Октябрь 1 неделя | «Сказочный лес-ТИКО." | Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников. Классификация геометрических фигур по цвету. | 1.Учиться соединять ТИКО-детали. 2.Учиться конструировать ТИКО - фигуры по образцу. 3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур. | Конструктор, Схемы дорожек на каждого ребёнка, цветные карандаши. |
Октябрь 2 неделя | "Грибы " | Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников. Классификация геометрических фигур по цвету. | 1.Развивать умение классифицировать по цвету. 2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. | Конструктор, Схемы карточек: "грибы"и "Ёжик" на каждого ребёнка, игрушка - ёжик. |
Октябрь 3 неделя | «Мяч» | Беседа «Мои любимые игрушки» Классификация геометрических фигур по форме. | 1.Развиваем умение классифицировать по форме. 2.Учимся конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький». | Конструктор, Схемы карточки "мяч" на каждого ребёнка. |
Октябрь 4 неделя | "Одежда" | Классификация геометрических фигур Многоугольники, их название. | 1.Развивать, мелкую моторику рук. 2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3. Закрепить понятие «Цилиндр, призма, конус». | Конструктор, Схемы, карандаши, Презентация «Одежда, головные уборы» |
Ноябрь 1 неделя | «Геометрический лес» | Классификация деревья и кустарники. | 1.Развивать умение классифицировать деревья и кустарники. 2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу. 3.Закрепить понятие «пятиугольник». | Конструктор, Схемы, карандаши, Презентация "Деревья и кусты леса". |
Ноябрь 2 неделя | "Мебель" | Классификация «Мебель». | 1.Развивать умение классифицировать «Мебель». 2.Учиться конструировать по схеме. 3.Повторить понятия «треугольник» и «четырёхугольник». | Конструктор, схемы, карандаши. Презентация «Мебель». Игрушка -зайчонок. |
Ноябрь 3 неделя | «День рождения» | Закреплять знания детей о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная) | 1.Развиваем умение классифицировать посуду по назначению. 2.Учиться конструировать по схеме. 3.Учиться различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник). | Конструктор, Схемы цветка, карандаши, Иллюстрации по теме: «посуда» "нарядный зайчонок». |
Ноябрь 4 неделя | "Трактор". | Разные виды многоугольников | 1.Учиться конструировать по схеме. 2.Учиться различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник). | Конструктор, Схемы трактора, карандаши. |
Декабрь 1 неделя | «В геометрическом лесу - зима» | Разные виды многоугольников. | 1.Знакомство с понятием «шестиугольник». 2. Учиться конструировать ТИКО-фигуры по схеме. 3.Вспомнить приметы зимы. | Конструктор, Схемы снежинки, Карандаши. |
Декабрь 2 неделя | «Ёлочка – символ Нового года» | Разные виды многоугольников | 1. Учиться находить и называть заданные многоугольники. 2. Конструировать ТИКО-фигуры по схеме. 3.Вспомнить символы Нового года. | Конструктор, Схемы ёлочки, Карандаши. |
Декабрь 3 неделя | «Зимние забавы» | Разные виды многоугольников. | 1.Учимся находить и называть заданные многоугольники. 2. Учимся конструировать объёмные ТИКО-фигуры. 3. Развиваем мелкую моторику. | Конструктор, Схемы ёлочки (объемная),схема звёздочки. Карандаши. |
Декабрь 4 неделя | «Птицы – наши друзья!» | Разные виды многоугольников. | 1. Повторить понятие «шестиугольник». 2. Учиться конструировать объёмные ТИКО-фигуры по образцу. 3.Развивать мелкую моторику. | Конструктор, Схемы ёлочки (объемная),схема птички. Карандаши. |
Январь 3 неделя | «Собачка -тико» | Классификация домашних животных. Многоугольники, их название | 1. Развить умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. 2. Учиться конструировать по схеме. 3. Знакомство с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию. 4.Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу. | Конструктор, Схемы домашние животные (игрушки) плоскостной и объёмной. Карандаши. |
Январь 4 неделя | «Котёнок» | Выделение 2 свойств геометрических фигур. | 1. Развивать умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства. 2. Учиться конструировать по схеме и по образцу. 3. Классификация - дикие и домашние животные. | Конструктор, Схемы кот и блюдце. Карандаши. |
Февраль 1 неделя | «Лиса» | Выделение 2 свойств геометрических фигур. | 1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 2. Учимся конструировать по схеме и по образцу. 3. Классификация - дикие и домашние животные. | Конструктор, Схемы (объёмная). Карандаши. Презентация «Дикие животные» |
Февраль 2 неделя | «Домик для человека» | Выделение 3 свойств геометрических фигур. | 1. Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 2. Учиться конструировать по схеме и по образцу. 3. Познакомить с частями конструкции (дом – стены, крыша, пол). | Конструктор, Схемы: человека, дома (объёмная). Карандаши. |
Февраль 3 неделя | «Конструирование двухэтажного дома» | Выделение 3 свойств геометрических фигур. | 1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 2. Учимся конструировать по схеме и по образцу. 3. Знакомство с частями конструкции (дом – стены, крыша, пол, этаж, балкон, лестница). | Конструктор, Схемы: лесенки, дома (объёмная). Карандаши. |
Февраль 4 неделя | «Техника Победы!» | Конструирование сложных фигур по образцу. | 1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 2. Учимся конструировать по схеме и по образцу. 3. Знакомство с военной техникой. | Конструктор, Схемы: танк, самолёт (объёмная). Карандаши. |
Март 1 неделя | «Подарок маме!» | Конструирование сложных фигур по образцу | 1. Развивать умения выделять и называть свойства геометрической фигуры. 2. Учиться конструировать по схеме и по образцу. 3. Знакомство с различными видами цветущих растений. | Конструктор, Схемы: цветка(объёмный). Карандаши. |
Март 2 неделя | «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Курочка Ряба» | Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций. | 1. Учиться рассказывать в процессе инсценировки сказки. 2. Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки. 3. Учиться конструировать по схеме и по образцу. | Конструктор, Схемы: Золотое яичко, тарелочка (объёмная). Карандаши. |
Март 3 неделя | «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Колобок» | Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций. | 1. Учиться рассказывать в процессе инсценировки сказки. 2. Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки. 3. Учиться делать выбор схемы для конструирования. | Конструктор, Схемы: Заяц, волк, медведь, лиса(плоскостные) Карандаши. |
Март 4 неделя | «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Теремок» | Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций. | 1. Учиться рассказывать в процессе инсценировки сказки. 2. Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки. 3. Учиться делать выбор схемы для конструирования. | Конструктор, Схемы: теремок, мышка, заяц, волк, медведь, лиса(плоскостные) Карандаши. |
Апрель 1 неделя | «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Маша и медведь» | Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций. | 1. Учиться рассказывать в процессе инсценировки сказки. 2. Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки. 3. Учиться делать выбор фигуры и самостоятельно конструировать по образцу. | Конструктор, Схемы: ёлочка, домик, пенёк, кузовок (объёмные) Карандаши. |
Апрель 2 неделя | «День Космонавтики» | Закреплять знания детей с понятием «Космос», использование ТИКО – конструкций. | 1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу. 2. Закрепить умение различать многоугольники: четырёхугольник и пятиугольник. | Конструктор, Схемы: ракета, космолёт, инопланетянин, звёзды, планеты, спутник. Карандаши. |
Апрель 3 неделя | «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Три медведя» | Создание ТИКО-конструкции и использование их для инсценировки сказок. | 1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу. 2. Развивать умение конструировать персонажей и декорации для инсценировки сказок. 3. Закрепить умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник. | Конструктор, Схемы: домик, ёлочка, медведь, Машенька; мебель (объёмные фигуры) Карандаши. |
Апрель 4 неделя | «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Репка» | Создание ТИКО-конструкции и использование их для инсценировки сказок. | 1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу. 2. Развивать умение конструировать персонажей и декорации для инсценировки сказок. 3. Закрепить умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник. | Конструктор, Схемы: бабушка, дедушка, внучка, Жучка, кошка, мышка (плоскостные фигуры). |
Май 2 неделя | «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» | Создание ТИКО-конструкции и использование их для инсценировки сказок. | 1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу. 2. Развивать умение конструировать персонажей и декорации для инсценировки сказок. 3. Закрепить умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник | Конструктор, Схемы: лиса, волк, рыба(плоскостные фигуры); рыба (объёмная фигура) |
Май 3 неделя | Занятие «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Лиса и кот» | Создание ТИКО-конструкции и использование их для инсценировки сказок. | 1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу. 2. Развивать умение конструировать персонажей и декорации для инсценировки сказок. 3. Закрепить умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник | Конструктор, Схемы: лиса, кот, (плоскостные фигуры); чашки, кувшин (объёмные фигуры) |
Май 4 неделя | « Первые весенние цветы - подснежники » | Создание ТИКО конструкций растений. | 1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по полной схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу. 2.Развивать умение конструировать растения. 3.Закрепить умение различать многоугольники: пятиугольники | Конструктор, Схемы: цветы(объёмные фигуры) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по конструированию «Поезд» для детей младшего дошкольного возраста
Конспект занятия по конструированию для детей младшего дошкольного возраста....
Статья "АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Материал для воспитателей детского сада....
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста
Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста...
НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста
Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....
Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".
Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...
Конспект НОД по ТИКО конструированию «Деревья» для детей старшего дошкольного возраста
Развивать логическое мышление посредством конструирования....
ТИКО-конструирование как инструмент развития детей дошкольного возраста с ООП
ТИКО-конструирование как инструмент развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностямиСовременный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания с...