ПРОЕКТ по конструированию «Мир ТИКО» для детей старшего дошкольного возраста.
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Левская Татьяна Олеговна

ПРОЕКТ по конструированию «Мир ТИКО» для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levskaya_proekt_mir_tiko_st.gr_.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6»

ПРОЕКТ

по конструированию «Мир ТИКО» для детей

старшего дошкольного возраста.

Выполнила: воспитатель первой

квалификационной категории

Левская Татьяна Олеговна.

г.Волосово, 2019

Актуальность:

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является проявление детьми инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. Это определило направление моей работы – созданию психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников в конструировании. В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведения развивающей работы с детьми. В старшем дошкольном возрасте конструирование способствует становлению предпосылок учебной деятельности таких, как умение действовать по образцу, ориентироваться на правило и на способ действия, совершенствуется тонкая моторика руки, получает дальнейшее развитие произвольность познавательных психических процессов. Поэтому, важно как можно раньше начинать развивать конструктивные умения и навыки. Современным инструментом развития ребенка в процессе конструирования является конструктор ТИКО.

ТИКО – трансформируемый игровой конструктор, представляющий собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

Проблема:

 Одна из задач педагогов ДОУ - подготовка ребенка к обучению в школе, воспитание психологической готовности к систематическому обучению. Однако, проблемы развития внимания, интеллектуально-познавательной деятельности дошкольников, воображения в настоящее время стали актуальными. Следовательно, возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса.

Ожидаемый результат: при условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:

По окончании дети должны знать:

• различные виды призм и пирамид;

• числа от 1 до 10.

По окончании дети должны уметь:

• сравнивать и классифицировать многоугольники по 2–3 свойствам;

• ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «направо», «налево»;

• считать и находить нужное количество геометрических фигур (от 1 до

10);

• конструировать фигуры по образцу, по контурной схеме, по словесной

инструкции и по собственному замыслу.

Цель: развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение технологии ТИКО-моделирования

Задачи:

Обучающие

- совершенствовать представления о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах

 - совершенствовать навыки конструирования по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Развивающие

- расширять представления об окружающем мире

- развивать психические процессы - формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

- развивать сенсомоторные процессы (глазомер, точность руки) через деятельностный подход;

- создать условия для творческой самореализации, мотивации на успех и достижения на основе предметно-преобразующей деятельности.

         Воспитывающие

 - поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

- способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

                 Интеграция содержания образовательных областей:

Технология ТИКО-моделирования значима в свете внедрения ФГОС, так как, является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей:

  • познавательное развитие: техническое конструирование, воплощение замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис)
  • художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора;
  • физическое развитие: координация движения, крупная и мелкая моторика обеих рук;
  • социально-коммуникативная: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги, специалисты ДОУ.

По срокам реализации: долгосрочный (учебный год).

Основные формы и методы образовательной деятельности:

- конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, работа по инструкции);

- практический (сборка моделей);

- репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- исследовательский метод;

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Этапы проекта:

I этап - подготовительный. Создание условий для использования технологии ТИКО: оформление уголка конструктивно-модельной деятельности; Приобретение наборов : ТИКО – школьник, ТИКО –геометрия, ТИКО – арифметика, ТИКО-грамматика; Подборка методического материала,  альбомов, схем, атрибутов для обыгрывания построек.

II этап - основной. Работа с детьми: методика работы с конструктором ТИКО предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и интеграции изученных геометрических модулей с целью моделирования объектов окружающего мира. Взаимодействие с родителями: активное привлечение родителей к участию в проектной деятельности.

III этап - итоговый. Разработка мониторинга: изучение качественных показателей достижений детей в конструктивно-модельной деятельности.

Планирование и организация деятельности:

I этап - подготовительный

  1. Изучение необходимой литературы;
  2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, альбомов, схем, атрибутов для обыгрывания построек;
  3. Оформление уголка конструктивно – модельной деятельности.

II этап - основной

  1. Просмотр презентаций, видеороликов;
  2. Познавательно – исследовательская деятельность «Что такое ТИКО?»
  3. Область Познания «ФЭМП» (исследование геометрических фигур, модули: объёмное, плоскостное);
  4. Художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование, создание замысла из деталей ТИКО-конструктора, конструирование красочных узоров и орнаментов из ТИКО;
  5. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  6. Дидактические игры и классификации предметов;
  7. Речевое развитие на занятиях обучение грамоте посредством конструктора ТИКО-грамматика (развитие фонематического слуха, словообразование, понятие синтаксис);
  8. Выставки по тематике недели;
  9. В физкультурный уголок – для спортивных игр и соревнований  создание различных атрибутов, построенных из ТИКО-деталей, массажные коврики;
  10.  Игра «Театральный уголок»;
  11.  Консультации для родителей: «Что такое конструктор ТИКО?», «Как поиграть с ребёнком дома?»;
  12.  Мастер - классы: «Город ТИКО», «Чудо ТИКО дома»;
  13.  Творческая мастерская (совместное творчество родителей и детей)

III этап – заключительный

  1. Разработка мониторинга;
  2. Изучение показателей по двум модулям (плоскостной, объёмный).

Итоговые мероприятия:

  • Показ открытого занятия;
  • Конкурс - конструкция только из треугольников «Тико – фигура».
  • Участие в фестивале «Робофест»;

Вывод: Наблюдения показали, что дети с удовольствием пользуются конструктором ТИКО как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. ТИКО – конструктор не только обучает детей, но и даёт возможность проявлять свои желания и фантазию, т.к. конструктор используется во всех развивающих уголках.

Перспективный план работы в старшей группе:

сроки

Тема занятия

Теория

Задачи

Материал

Сентябрь

2 неделя

"Знакомство с конструктором ТИКО.  –

«Что нам осень принесла? Овощи»

Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.

Классификация геометрических фигур по цвету.

1.Учиться соединять ТИКО-детали.

2.Учиться конструировать ТИКО - фигуры по образцу.

3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур.

Конструктор, листы бумаги, цветные карандаши.

Сентябрь

3 неделя

«Будем кушать фрукты – вкусные продукты».

Классификация фрукты.

1.Развивать, мелкую моторику рук.

2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

Конструктор, схемы.

Сентябрь

4 неделя

«Фрукты-Овощи».

Закреплять знания детей о названиях и назначении овощей и фруктов.

1. Развивать  умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

2. Учиться конструировать по схеме и по образцу.

3. Знакомство  с различными видами фруктов и овощей.

Конструктор, схемы, презентация по теме: «Овощи и фрукты».

Октябрь

1 неделя

«Сказочный лес-ТИКО."

Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.

Классификация геометрических фигур по цвету.

1.Учиться соединять ТИКО-детали.

2.Учиться конструировать ТИКО - фигуры по образцу.

3.Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО - фигур.

Конструктор,

Схемы дорожек на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Октябрь

2 неделя

"Грибы "

Многоугольники, их названия, количество углов и сторон у многоугольников.

 Классификация геометрических фигур по цвету.

1.Развивать умение классифицировать по цвету.

2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Развивать  игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

Конструктор,

Схемы карточек: "грибы"и "Ёжик" на каждого ребёнка, игрушка - ёжик.

Октябрь

3 неделя

«Мяч»

Беседа «Мои любимые игрушки»

Классификация геометрических фигур по форме.

1.Развиваем умение

классифицировать по

форме.

2.Учимся конструировать

ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Осваиваем понятия «треугольник - четырёхугольник», «большой - маленький».

Конструктор,

Схемы карточки "мяч" на каждого ребёнка.

Октябрь

4 неделя

"Одежда"

Классификация геометрических фигур

Многоугольники,

их название.

1.Развивать, мелкую моторику рук.

2.Учиться конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

3. Закрепить  понятие «Цилиндр, призма, конус».

Конструктор,

Схемы, карандаши,

Презентация «Одежда, головные уборы»

Ноябрь

1 неделя

«Геометрический лес»

Классификация деревья и кустарники.

1.Развивать  умение классифицировать деревья и кустарники.

2.Учиться  конструировать ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Закрепить понятие «пятиугольник».

Конструктор,

Схемы, карандаши,

Презентация

"Деревья и кусты леса".

Ноябрь

2 неделя

"Мебель"

Классификация «Мебель».

1.Развивать  умение классифицировать «Мебель».

2.Учиться  конструировать по схеме.  

3.Повторить  понятия «треугольник» и «четырёхугольник».

Конструктор,

схемы, карандаши.

Презентация «Мебель».

Игрушка -зайчонок.

Ноябрь

3 неделя

«День рождения»

Закреплять знания детей о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная)

1.Развиваем умение классифицировать  посуду  по назначению.

2.Учиться конструировать по схеме.  

3.Учиться  различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

Конструктор,

Схемы  цветка, карандаши,

Иллюстрации по теме: «посуда»

"нарядный зайчонок».

Ноябрь

4 неделя

"Трактор".

Разные виды многоугольников

1.Учиться конструировать по схеме.  

2.Учиться  различать многоугольники (треугольник, четырёхугольник, пятиугольник).

Конструктор,

Схемы  трактора, карандаши.

Декабрь

1 неделя

«В геометрическом лесу - зима»

Разные виды многоугольников.

1.Знакомство  с понятием «шестиугольник».

2. Учиться конструировать ТИКО-фигуры по схеме.  

3.Вспомнить  приметы зимы.

Конструктор,

Схемы  снежинки,

Карандаши.

Декабрь

2 неделя

«Ёлочка – символ Нового года»

Разные виды многоугольников

1. Учиться  находить и называть заданные многоугольники.

2. Конструировать  ТИКО-фигуры по схеме.  

3.Вспомнить  символы Нового года.

Конструктор,

Схемы  ёлочки,

Карандаши.

Декабрь

3 неделя

«Зимние забавы»

Разные виды многоугольников.

1.Учимся находить и называть заданные многоугольники.

2. Учимся конструировать объёмные ТИКО-фигуры.  

3. Развиваем мелкую моторику.

Конструктор,

Схемы  ёлочки (объемная),схема

звёздочки.

Карандаши.

Декабрь

4 неделя

«Птицы – наши друзья!»

Разные виды многоугольников.

1. Повторить  понятие «шестиугольник».

2. Учиться конструировать объёмные ТИКО-фигуры по образцу.  

3.Развивать  мелкую моторику.

Конструктор,

Схемы  ёлочки (объемная),схема

птички.

Карандаши.

Январь

3 неделя

«Собачка -тико»

Классификация

домашних животных.  

Многоугольники,

их название

1. Развить умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2. Учиться конструировать по схеме.

3. Знакомство  с приёмом «превращения» плоскостной фигуры в объёмную конструкцию.  

4.Воспитывать чуткое, внимательное отношение к окружающим и друг к другу.

Конструктор,

Схемы

домашние животные (игрушки)

плоскостной и

объёмной.

Карандаши.

Январь

4 неделя

«Котёнок»

Выделение 2 свойств геометрических фигур.

1. Развивать  умения сравнивать геометрические фигуры и выделять их свойства.

2. Учиться конструировать по схеме и по образцу.

3. Классификация  - дикие и домашние животные.

Конструктор,

Схемы кот и блюдце.

Карандаши.

Февраль

1 неделя

«Лиса»

Выделение 2 свойств геометрических фигур.

1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

2. Учимся конструировать по схеме и по образцу.

3. Классификация  - дикие и домашние животные.

Конструктор,

Схемы

(объёмная).

Карандаши.

Презентация «Дикие животные»

Февраль

2 неделя

«Домик для человека»

Выделение 3 свойств геометрических фигур.

1. Развивать  умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

2. Учиться конструировать по схеме и по образцу.

3. Познакомить  с частями конструкции (дом – стены, крыша, пол).

Конструктор,

Схемы: человека, дома (объёмная).

Карандаши.

Февраль

3 неделя

«Конструирование двухэтажного дома»

Выделение 3 свойств геометрических фигур.

1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

2. Учимся конструировать по схеме и по образцу.

3. Знакомство с частями конструкции (дом – стены, крыша, пол, этаж, балкон, лестница).

Конструктор,

Схемы: лесенки, дома (объёмная).

Карандаши.

Февраль

4 неделя

«Техника Победы!»

Конструирование сложных фигур по образцу.

1. Развитие умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

2. Учимся конструировать по схеме и по образцу.

3. Знакомство  с военной техникой.

Конструктор,

Схемы: танк, самолёт (объёмная).

Карандаши.

Март

1 неделя

«Подарок маме!»

Конструирование сложных фигур по образцу

1. Развивать  умения выделять и называть свойства геометрической фигуры.

2. Учиться конструировать по схеме и по образцу.

3. Знакомство  с различными видами цветущих растений.

Конструктор,

Схемы: цветка(объёмный).

Карандаши.

Март

2 неделя

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Курочка Ряба»

Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций.

1. Учиться рассказывать в процессе инсценировки сказки.

2.  Развивать  умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

3. Учиться конструировать по схеме и по образцу.

Конструктор,

Схемы:

 Золотое

 яичко,

тарелочка

(объёмная).

Карандаши.

Март

3 неделя

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Колобок»

Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций.

1. Учиться рассказывать в процессе инсценировки сказки.

2.  Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

3. Учиться  делать выбор схемы для конструирования.

Конструктор,

Схемы:

 Заяц, волк, медведь, лиса(плоскостные)

Карандаши.

Март

4 неделя

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Теремок»

Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций.

1. Учиться рассказывать в процессе инсценировки сказки.

2.  Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

3. Учиться делать выбор схемы для конструирования.

Конструктор,

Схемы: теремок,

мышка, заяц, волк, медведь, лиса(плоскостные)

Карандаши.

Апрель

1 неделя

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Маша и медведь»

Рассказывание сказки с использованием ТИКО - конструкций.

1. Учиться рассказывать в процессе инсценировки сказки.

2.  Развивать умения использовать ТИКО-конструкции в рассказывании сказки.

3. Учиться делать выбор фигуры и самостоятельно конструировать по образцу.

Конструктор,

Схемы: ёлочка, домик, пенёк, кузовок (объёмные)

Карандаши.

Апрель

2 неделя

«День Космонавтики»

Закреплять знания детей с понятием «Космос», использование ТИКО – конструкций.

1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

2. Закрепить  умение различать многоугольники: четырёхугольник и пятиугольник.

Конструктор,

Схемы: ракета, космолёт, инопланетянин, звёзды, планеты, спутник.

Карандаши.

Апрель

3 неделя

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Три медведя»

Создание ТИКО-конструкции и использование их для инсценировки сказок.

1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

2.  Развивать  умение конструировать персонажей и декорации для инсценировки сказок.

3.  Закрепить  умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник.

Конструктор,

Схемы: домик, ёлочка, медведь, Машенька; мебель

(объёмные фигуры)

Карандаши.

Апрель

4 неделя

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Репка»

Создание ТИКО-конструкции и использование их для инсценировки сказок.

1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

2.  Развивать  умение конструировать персонажей и декорации для инсценировки сказок.

3.  Закрепить  умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник.

Конструктор,

Схемы: бабушка, дедушка, внучка, Жучка, кошка, мышка (плоскостные фигуры).

Май

2 неделя

«Сундучок со сказками: русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»

Создание ТИКО-конструкции и использование их для инсценировки сказок.

1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

2.  Развивать  умение конструировать персонажей и декорации для инсценировки сказок.

3.  Закрепить  умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник

Конструктор,

Схемы: лиса, волк, рыба(плоскостные фигуры); рыба (объёмная фигура)

Май

3 неделя

Занятие «Сундучок со сказками: русская народная сказка «Лиса и кот»

Создание ТИКО-конструкции и использование их для инсценировки сказок.

1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

2.  Развивать  умение конструировать персонажей и декорации для инсценировки сказок.

3.  Закрепить  умение различать многоугольники: пятиугольник и шестиугольник

Конструктор,

Схемы: лиса, кот, (плоскостные фигуры); чашки, кувшин (объёмные фигуры)

Май

4 неделя

« Первые весенние цветы - подснежники »

Создание ТИКО конструкций растений.

1.Учиться конструировать плоскостные ТИКО-конструкции по полной схеме, объёмные ТИКО-конструкции по образцу.

2.Развивать  умение конструировать растения.

3.Закрепить  умение различать многоугольники: пятиугольники

Конструктор,

Схемы: цветы(объёмные фигуры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по конструированию «Поезд» для детей младшего дошкольного возраста

Конспект  занятия по конструированию для детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного возраста

Консультация  для родителей по оздоровлению детейстаршего дошкольного  возраста...

НОД на тему:"Хлеб - всему голова" для детейстаршего дошкольного возраста

Необходимо добиваться сознательного понимания детьми цены хлеба, уважительного и бережного отношения к хлебу....

Презентация "Развитие навыков ориентировкив пространстве у детейстаршего дошкольного возраста".

Дошкольный возраст имеет большое значениев жизни человека,в развитии его психических свойств,процессов, качеств,личности.Велико значение этого возраста в формировании пространственных ориентаций.Эта о...

Конспект НОД по ТИКО конструированию «Деревья» для детей старшего дошкольного возраста

Развивать логическое мышление посредством конструирования....

ТИКО-конструирование как инструмент развития детей дошкольного возраста с ООП

ТИКО-конструирование как инструмент развития детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностямиСовременный этап развития системы образования характеризуется усилением внимания с...