Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: «По следам древних животных» Образовательная область «Техническое творчество» Старший дошкольный возраст (6-7 лет)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Фоминых Ирина Леонидовна
Непосредственно - образовательная деятельность «По следам древних животных проводилась по направлению «Техническое творчество» разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), в соответствии с ФГОС ДО. Главной особенностью данного занятия является то, что в интересной созидательно - игровой форме дети окунулись в доисторическое прошлое Земли, побывали в роли палеонтологов, и с помощью конструктора воссоздали образ древнего животного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx466.81 КБ
PDF icon po_sledam_drevnih_zhivotnyh.pdf1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по теме: «По следам древних животных»

Образовательная область «Техническое творчество»

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Цель: Приобщение к истории эволюции Земли и животного мира на примере древних животных посредством использования образовательных конструкторов.

Задачи:

Познавательная:

  • продолжать знакомить детей с мамонтом, особенностями его внешнего вида, питания;
  • расширять представления детей об особенностях приспособления животных к новым условиям окружающей среды на примере мамонта;
  • дать детям первичные научные представления о причинах исчезновения древних животных;
  • познакомить детей с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через практическую деятельность.

Образовательные:

  • формировать умение детей работать по схеме, создавать объемную фигуру животного по частям из деталей конструктора HUNA MRT, передавая особенности внешнего вида и выразительность образа;

Развивающие:

  • формировать у детей устойчивый интерес к конструктивной деятельности, развивать конструкторские навыки;
  • развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях,
  • формировать внимание, оперативную память, воображение, мышление.

Воспитательная:

  • воспитывать ответственность, высокую культуру, дисциплину, коммуникативные способности.

Материалы и оборудование:

  • ИКТ: компьютер, проектор;
  • презентация «По следам древних животных»;
  • схема сборки мамонта из конструктора HUNA MRT– по количеству детей;
  • игрушечные инструменты для раскопок, кисти– по количеству детей;
  • пронумерованные ячейки с деталями конструктора HUNA MRT– по количеству детей;
  • пронумерованные тарелки – контейнеры– по количеству детей;
  • крупа манная;
  • конусы-ледники;
  • снежинки с загадками;
  • сундучок;
  • смайлики.

Предварительная работа:

  • показ презентации «Жил-был мамонт» https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/06/13/zhil-byl_mamont.ppt ;
  • рассматривание фото, иллюстраций с изображением динозавров;
  • аппликация «Папоротниковый лес»;
  • рисование «Прогулка с динозаврами»;
  • просмотр мультфильмов «Мама для мамонтёнка», «Ледниковый период».

Методические приемы:

  • использование средств ИКТ;
  • мотивация;
  • рассказ педагога;
  • элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
  • метод моделирования и конструирования;
  • метод вопросов;
  • решение логических задач;
  • игровые и воображаемые ситуации;
  • эмоциональная насыщенность окружения.
  • игровые приемы;
  • проблемные ситуации и задачи;
  • предположения (гипотезы)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Ход деятельности.

Вводная часть образовательной деятельности (8 минут).

Показ презентации «По следам древних животных». Педагог загадывает детям загадку Он один совсем остался,

Сам не знал, как потерялся,

Но не верил, что на свете

Есть потерянные дети.

И решил один, на льдине

В путь отправиться он длинный,

И, во что бы то ни стало,

Отыскать родную маму.

С хоботком, но не слонёнок,

Это, дети, ...(мамонтёнок). 

Дети отгадывают.   Педагог: «Правильно, мамонтёнок – главный герой мультфильма «Мама для мамонтёнка.

Мамонт – главный герой книг, сказок, мультфильмов. Ему посвящены выставки, музейные экспозиции».

Педагог читает стихотворение про Мамонта:

В древние века слоны другими были,

Назывались «мамонты» они.
Люди уж давно про них забыли,

Вспоминают лишь о них слоны одни.

Мамонт, как и слон, имеет хобот.
Бивни есть большие у него.
Зверь он очень мощный, словно робот,

И, пожалуй, нет сильнее никого.

Шерстью были мамонты покрыты,

Чтобы не замерзнуть в холода.
Жили ведь они в местах открытых,

Где кругом снега, лед и вода.

Мамонтов сейчас уж больше нет -
В прошлом оказались все они.
Но скажу тебе я по секрету:

Вместо них сейчас живут слоны! 

 «Ребята, посмотрите на слайд и назовите основные отличия мамонта и слона» (размер, наличие шерсти у мамонта, большие уши у слона).

Игра «Ассоциации». «А сейчас мы с вами поиграем. На слайде представлены картинки, которые тесно связаны с мамонтом, его жизнью. Ваша задача: догадаться, о чем идет речь.

Итак, шуба, ухо, коричневый и желтый цвет. О чем может идти речь? (шерсть мамонта). Докажите, что ваш ответ правильный.

Следующий слайд: хвоя, шишки, мох. Как связана эта растительность с жизнью мамонта? (еда). Что еще употреблял мамонт в пищу?

О чем нам может рассказать следующий набор картинок: жара, болезнь, комета, охота? (причины вымирания мамонтов).

О людях какой профессии идет речь в загадке:

Они ведут раскопки в поле и на сопке.
И в пустыне южной, и в Сибири вьюжной.
И во всех частях Земли,

Чтоб узнать мы прошлое смогли! (Ответы детей)

Верно, эта профессия-палеонтолог. Они занимаются поиском останков динозавров и других исчезнувших животных, изучают их следы и отпечатки, рассказывают людям об их жизни в те далекие времена.

Работу палеонтологов нельзя назвать легкой. Назовите качества, которые характеризуют настоящего палеонтолога? Обоснуйте свой ответ» (ответы детей).

Педагог подводит итог: «Палеонтолог должен любить природу и обладать обширными знаниями в области естественных наук (ботаники, биологии, географии…). Ученый должен уметь анализировать, сравнивать и обобщать. Важное качество-трудолюбие и увлеченность своей работой. Палеонтологи работают на раскопках в разных погодных условиях. Это пыльная и грязная работа. А поэтому следующее необходимое качество палеонтолога-крепкое здоровье и физическая выносливость. Работа по поиску ископаемых останков очень кропотлива. На раскопки уходит много времени. А поэтому палеонтологи очень аккуратные, внимательные, ответственные, усидчивые и терпеливые.

На следующем слайде представлены инструменты палеонтологов. Назовите знакомые вам инструменты (ответы детей).

Множественные останки мамонтов находили на всей территории нашей Родины, но особенно часто они встречались в Сибири. И в честь этих доисторических великанов в столице нашего округа городе Ханты-Мансийске установлена скульптурная композиция.

Я предлагаю вам организовать свою скульптурную композицию «Долина мамонтов». Но для нашего музея необходимы экспонаты, а их нет».

Основная часть образовательной деятельности (20 минут).

Педагог: «Ребята, а сейчас я предлагаю вам превратиться в ученых-палеонтологов и отправиться в экспедицию на раскопки».

Мы собрали рюкзаки        

И надели сапоги.

Чтоб не просто погулять –

Мамонта нам отыскать.

Где же нам его найти?

Может, к ледникам пойти?

Дети подходят к столу, на котором расположены конусы-ледники.

Педагог: «Горные вершины возникли на нашем пути. Сосчитайте, сколько их (Ответы детей). Ровно столько нужно разгадать загадок (Приложение 1), чтобы приступить к раскопкам».

Дети разгадывают загадки. Педагог убирает «ледники». Под ними остаются ячейки с номерами. В каждой ячейке-набор необходимых деталей конструктора для сборки мамонта, засыпанный манной крупой, которая имитирует песок.

Педагог раздает детям контейнеры (тарелочки) и поясняет, что у каждого будет своя ячейка с номером. Номер ячейки должен совпадать с номером контейнера, куда должны складываться фрагменты животного. А раскопки будут вестись с помощью кисточек (раздает детям).

Дети находят нужную ячейку с номером, освобождают «фрагменты мамонта от песка» с помощью кисточки, складывают их в контейнеры. Педагог следит, чтобы все детали были найдены: «Надо быть аккуратными и внимательными. Отыщите и соберите все, что находится внутри ячейки под слоем песка».

Педагог: «Мы нашли фрагменты мамонта и сейчас попытаемся определить и восстановить внешний облик древнего животного по схеме.

Скажите, какой формы детали в ваших контейнерах? (Квадратные, прямоугольные, круглые, и т.д.) Сосчитайте детали квадратной (прямоугольной) формы? Сколько деталей серого, красного, зеленого цветов? Есть ли детали круглой формы? Назовите их».

Практическое задание.

Педагог раздает детям схемы сборки мамонта из конструктора HUNA MRT» (Приложение 2).

Педагог: «Ребята, ваш мамонт должен точно совпадать с образцом-схемой. Схема несложная. Если у вас возникнут затруднения, позовите меня или обратитесь за помощью к своим товарищам. У нас все получится».

Для детей, которые затрудняются с выполнением задания, педагог делает устные подсказки.

Алгоритм сборки мамонта.

  1. Взять блок красного цвета 5*5 (голова);
  2. Прикрепить к нему вертикально две синие детали, как показано на схеме.
  3. Затем прикрепить симметрично два блока 3*5 зеленого цвета.
  4. Сверху накладываем второй блок красного цвета и закрепляем его.
  5. Белая полу-дуга – хобот мамонта – вставляется во второе отверстие снизу в середине красного блока.
  6. С двух сторон от хобота симметрично прикрепляем глаза.
  7. Берем блок серого цвета 11*5 – это спина мамонта.
  8. К нему прикрепляем деталь фиолетового цвета, как показано на схеме. Это будет хвост мамонта.
  9. С двух сторон от фиолетовой детали прикрепляем блоки серого цвета. Это – правый и левый бок туловища мамонта.
  10.  Переворачиваем туловище так, чтобы спина оказалась вверху. По бокам симметрично крепим детали – ноги. Проверяем, чтобы они были одинаковой длины.
  11.  Соединяем голову и туловище, как показано на схеме.
  12.  С двух сторон от хобота аккуратно прикрепляем бивни мамонта.
  13.  Прикрепляем короткую белую рамку-вторая часть хвоста - к фиолетовой детали.

Педагог: «А сейчас я предлагаю расставить ваших мамонтов возле ледников. Наша долина мамонтов готова!»

Заключительная часть образовательной деятельности (2 мин.)

Рефлексия. «Наши раскопки подошли к концу, и я приглашаю юных палеонтологов рассказать, всё ли у вас получилось? Были ли затруднения в работе? Что вам понравилось в своей работе больше всего? Что нового вы узнали на занятии? Чему вы сегодня научились?». (Ответы детей).

А сейчас выберите и опустите в сундучок смайлик, который соответствует вашему состоянию и эмоциям: веселый узнал новое, научился многому, все понравилось. Грустный ничего не узнал, было скучно, не понравилось.» Дети оценивают своё эмоциональное состояние.

Список источников.

  1. М. Авдонина, «Динозавры». Полная энциклопедия, Москва, «Эксмо», 2007г.
  2. «Все о динозаврах», издательство «Астрель», Москва, 2000г.
  3.  «Динозавры и другие исчезнувшие животные», издательство «Махаон» 2005г.
  4. Л. Камбурнак, «Динозавры». Детская энциклопедия, Москва, «Махаон», 2006г.
  5. Электронное пособие «Робототехника с ХУНАРОБО. Начальный уровень».
  6. http://domovenok.name/index/zagadki_pro_led_dlja_detej_s_otvetami/0-791 
  7. https://stranamasterov.ru/node/754483 

Приложение 1.

Загадки

1. Засиделись мы в низинах?

Можно вспомнить о вершинах!

До чего же он велик,

В белой шапке горный (пик). 

2. Не стекло и не хрусталь,

А блестит, как будто сталь.
Занесёшь в тепло, домой.
Станет сразу он водой.
Холод от него идёт.
Ну конечно это
 (лед).

3. Перекаты, повороты,

Мели и водовороты.

Размывая берега,

Мчится быстрая (река).

4. Что-то можно в нём зарыть,

По нему люблю ходить,

И на нём поспать часок.

Угадали что? – (песок). 

5. Жили на Земле давно,

В мезозое эти звери,

И ходить на лапах двух,

Хорошо умели! (динозавры). 

Приложение 2.

    H:\Без_имени_28102019_122043.JPG  H:\Без_имени_28102019_122100.JPG

 


Предварительный просмотр: