Мастер-класс по конструированию из бумаги в русском народном стиле с детьми 5-6 лет. "Посиделки"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г. Белинский

 

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.                              

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Цель мастер-класса показать умения детей конструировать Петушка из бумажного квадрата, разными способами. Вызвать желание детей поделиться своими знаниями и умениями в конструировании из бумаги в стиле оригами, научить гостей. Развивать мелкую моторику рук, желание самостоятельно выполнять действия, привычку сосредоточенно и кропотливо работать. Создать условия для формирования представления у детей о быте и традициях, играх наших предков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по конструированию из бумаги в русском народном стиле с детьми 5-6 лет.

Тема «Посиделки»

Нурдинова Ольга Николаевна

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №195»

«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

В.Г. Белинский

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры.                              

Приобщение детей к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.

Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка.                                                    Культура русского народа огромна и разнообразна. Русский педагог К.Д. Ушинский, исследователи русского фольклора Г.С. Виноградов, В.И. Даль и многие другие, отмечали, что основной чертой русского фольклора, его достоинством, является его теснейшая связь с окружающей жизнью. Это делает его совершенным средством воспитания детей.

Цель: показать умения детей конструировать Петушка из бумажного квадрата, разными способами. Вызвать желание детей поделиться своими знаниями и умениями в конструировании из бумаги в стиле оригами, научить гостей. Развивать мелкую моторику рук, желание самостоятельно выполнять действия, привычку сосредоточенно и кропотливо работать. Создать условия для формирования представления у детей о быте и традициях, играх наших предков.

Материал: Квадрат жёлтой бумаги 15×15 – 2 шт., цветные карандаши.

Предварительная работа: показ презентации и беседа с детьми «Как на Руси гостей встречали?», разучивание с детьми стихов и игр по теме, подготовка нескольких детей для показа конструирования петушков из бумаги способом оригами.

Хозяйка. Мир вам, гости дорогие!

Вы явились в добрый час-

Встречу тёплую такую

Мы готовили для вас.

Хлебосольством и радушием

Знаменит родной наш край:

Здесь для вас и песни русские

И медовый каравай.

Ребёнок. Будут игры, будут пляски,

Будут песни хороши,

Ведь когда-то посиделки

Были праздником души.

Хозяйка. Начинаем посиделки!

Ребёнок.  Открываем посиделки!

Вместе.    Для друзей и для гостей!

Хозяйка.  А теперь, честной народ,

Становись-ка в хоровод!

Гостей развлекать,

Себя людям показать!

Хоровод «Встреча гостей» (хозяйка ведёт всех за собой змейкой к столам).

Хозяйка и дети исполняют русскую народную песню.

Я гостей ждала, наряжалася,

Бусы красные надевала, украшалася.

Вижу, вы к посиделкам готовы,

На вас яркие обновы:

Сарафаны расписные да рубахи все льняные.

 Пришли сюда, скуку разогнать,

Пришли повеселиться, поиграть!

Чтоб со всеми песенки попеть,

На забавы разные, посмотреть!

Хозяйка. Милости просим к нам в гости.

Гости рассаживаются за столики.

(Презентация. 1 слайд. Раздаётся песенка «Петушок» исполнении В. Казаковцевой)

Ребёнок рассказывает русскую народную потешку.

Ой ты, Петя-петушок, 
Золотой гребешок! 
Утром рано встаёшь, 
Голосисто поёшь,
Голос в терем подаёшь, 
Ване спать не даёшь!

Хозяйка. (обращает внимание гостей и детей на экран. 1 фото)

Петушок поёт на работу всех зовет. На посиделках, раньше вышивали, пряли, вырезали деревянные ложки и т.д.

Сегодня дорогие гости мы покажем вам, как сделать петушка разными способами сложения из бумаги.

Петух — устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее — пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем.
Петух является лучшим оберегом в хозяйстве.

На Руси петуха дарили на новоселье, вышивали его образ на свадебных полотенцах, вырезали на наличниках окон.

Предлагает гостям научиться складывать петушка из бумаги. А ребята вам в этом помогут. 1 способ складывания петушка.

На слайде схема, как складывать петуха. Дети за столами с гостями складывают петушка тем самым показывая гостям образец.

После окончания работы, ребёнок с петушком в руках рассказывает стихотворение.

Ребёнок.

Петушок у нас красавец,

 Вместе с солнышком встаёт.

На забор скорей взлетает,

Громко песенку поёт:

 "Просыпайтесь, просыпайтесь,

 Вам пою КУ - КА - РЕ - КУ,

За работу принимайтесь,

 Не лежите на боку!!!"  (Автор Ольга Маслова)

Предлагается 2 вариант складывания петушка. На слайде схема, как складывать петуха. Дети за столами с гостями складывают петушка тем самым показывая гостям образец.  (2 фото)

После окончания работы, 2 ребёнок с петушком в руках рассказывает стихотворение.

Ребёнок рассказывает русскую народную потешку (3 фото)

 Как у наших у ворот

Петух зёрнышки клюёт,

 Петух зёрнышки клюёт,

К себе курочек зовёт.  

Хозяйка. Ребята предлагаю вам чуть позже сделать красивый оберег из наших петушков, а сейчас давайте поиграем в игру.

Игра «Петушок»

 Подвижная игра

Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

 Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот бежит!

- Ку-ка-ре-ку!

 Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но в противоположную сторону. Дети разворачиваются лицом в круг, продолжая размахивать «крыльями». «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

Хозяйка. (после завершения работы. 4 фото)

Спасибо, люди добрые, за честь и внимание, за добрый совет и

ласковый ответ!

Пусть петушки принесут в ваш дом счастье!

И в другой раз милости просим к нам путь держать, мимо не проезжать!

Хозяйка.   За ваше смотрение-

Дети.    Кланяемся!

Хозяйка.   Доброте вашей-

Дети.   Радуемся!

Хозяйка.  А на том-

Дети.   И до свиданьица!   

Список литературы.

  1. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет / В. Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Оригами в детском саду. О. Белобрыкина. учебное пособие. – М.: Владос, 2001 г.
  3. Сто поделок из бумаги. Г.И. Долженко. - Ярославль: Академия. 1999 г.
  4. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999 г.
  5. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные приемы работы с русскими народными сказками»

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционными приемы работы с русскими народными сказками и их использованием в образовательном процессе ДОУ....

Мастер - класс для родителей «Игры пальчиками по мотивам русских народных сказок».

Мастер -  класс для родителей«Игры  пальчиками по мотивам русских народных сказок».Цели:...

Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх   через приобщение  к истокам русской народной культуры....

Мастер-класс по лепке из соленого теста к русскому народному празднику «Масленица»

Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о происхождении жаворонка: Бог подбросил высоко вверх комочек земли и превратил его в серую, как земля, птичку – Жаворонка. Как божью п...

Мастер класс для педагогов «Кинезиологические сказки на примере русской народной сказки «Колобок»

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. В переводе на русский язык «кинезиология» обознача...

Мастер-класс «Цветущее дерево» конструирование из бумаги в технике – объемное торцевание, для детей и родителей старшей группы.

Мастер-класс для детей и родителей старшей группы «Цветущее дерево» (конструирование из бумаги в технике – объемное торцевание)...