Развитие технического творчества детей дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Л.Н. Толстой «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.97 КБ

Предварительный просмотр:

     

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста.

Харенко Елена Викторовна

Воспитатель МАДОУ «ДС №482 г.Челябинска»

г. Челябинск

Л.Н. Толстой «Если ребенок не научится сам ничего творить, то в жизни, он всегда будет только подражать и копировать».

          В настоящее время наблюдается повышенное внимание к робототехнике, и в том числе и к ее образовательной составляющей. Одним из направлений инновационной деятельности с детьми является направление «Начальное техническое творчество».  Научно-техническое развитие ребенка – важнейшее составляющее современной системы образования.

          Какие же задачи стоят перед организациями дошкольного образования, работающими в области технического творчества. Наша главная задача –

воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или другой специалист технического профиля.

         Инженерное мышление – самое естественное для ребенка дошкольника. Именно в этом возрасте возникают первые представления, как устроен мир, первые попытки познать его через созидание. Дети в детском саду постоянно заняты созданием чего-то нового, исследованием, изучением, экспериментированием. В процессе образования они получают знания. Но, что самое главное, они учатся нестандартно мыслить. Они начинают понимать, что такое творческий процесс. Что значит начать с идеи и превратить ее в настоящий проект с конечным результатом.

         Детское техническое творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других, это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов.

         Техническое творчество  – наиболее многогранная и интересная область детской увлеченности, мир романтики, поисков и фантазии. На начальном этапе основным приоритетом является субъективная сторона творческой деятельности ребенка. В раннем возрасте детское творчество формируется в ходе познания свойств предметного мира, а также взаимодействия с окружающими его людьми в игровой форме. В дошкольном возрасте детское творчество проявляется в создании сюжета ролевой игры и в продуктивных видах деятельности: рисование, лепка, конструирование.

        Значение технического моделирования и конструирования для всестороннего развития ребенка очень велико.

                 Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающей в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном или уменьшенном масштабе путем копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. [Википедия]

 Мир техники очень велик и разнообразен. Моделирование и конструирование позволяют лучше познать ее, развивать конструкторские способности, техническое мышление и способствует познанию окружающей действительности. Занимаясь техническим творчеством, обучающиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.

          Первый шаг в мир техники и технического творчества ребёнок делает при знакомстве с технической игрушкой дома и в детском саду. В познавательном плане это область представлений о технических образах, понятиях, видах «большой» техники, её назначения, рабочих функциях. Дошкольникам присущ активный познавательный интерес, выражающий в стремлении узнать «что там внутри», разобрать игрушку с целью выяснить, как она устроена и как действует. Вместе с тем проявляется желание созидать – смастерить, построить что-то своими руками. Ребята охотно играют с игровыми наборами – конструктором, позволяющим варьировать сочетание одних и тех же технических элементов в различных комбинациях. Пытаются дети применять в своем творчестве и разнообразный подсобный материал, который оказывается под руками, то есть конструируют.

         Конструирование (от латинского construe строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в полный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. [Википедия]

 Под детским конструированием принято понимать создание новых разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. Есть два типа конструирования: техническое и художественное. Техническое конструирование это когда дети отображают реально существующие объекты. К техническому типу конструкторской деятельности относят: конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления, конструирование из строительного материала, конструирование из крупногабаритных модульных блоков и т.д. К художественному  типу конструирования мы можем отнести конструирование из бумаги, картона, конструирование из природного материала, конструирование из бросового материала. Основным материалом для конструирования, с которого начинается знакомство ребенка с этим видом деятельности, является конструктор.

В нашей группе мы используем различные конструкторы:

- LEGO конструирование;

- Электронный конструктор «Знаток»;

- Магнитные конструкторы;

- кубики;        

- строительный набор;

- болтовые конструкторы;

- контурные конструкторы;

- суставные конструкторы;

- лабиринты.

            Конструированию из бумаги и дополнительных материалов мы обучаем в средней, старшей и подготовительной к школе группах. Создать из плоского материала игрушку объемной формы совсем не просто. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

Дети – неутомимые конструкторы, их технические решения остроумны, оригинальны. Об этом свидетельствуют опыт передовых воспитателей, выставки технического творчества.

        Основные направления деятельности

  1. Работа с детьми
  2. Работа с родителями
  3. Организация предметно – развивающей среды

Развивать техническое творчество в нашей группе нам помогло знакомство с архитектурой нашего города Челябинск.  

 Архитектура – искусство создавать здания, сооружения  по законам красоты.  В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны. [Википедия]

Ознакомление старших дошкольников с архитектурой – это одно из перспективных направлений работы, в рамках которой возможна интеграция разных образовательных областей и видов детской деятельности.  В основе наших занятий лежало естественное и непринужденное приобщение детей к миру искусства, развитию активного интереса к древнему зодчеству, архитектуре родного города.  В процессе ознакомления с архитектурой дети получили знания о том, из чего можно строить, какие дома бывают в разных странах.  Познакомились с историей жилищ, профессией архитектора, инженера, строителя, крановщика и других специальностей.

         Научились создавать чертежи и сооружать по ним постройки.  Научились создавать проекты, используя шаблоны и строить по ним.

         Узнали о великом математике А.Ф. Мёбиусе и его изобретении  «Лента Мебиуса».  

         Лента Мёбиуса – топологический объект, простейшая не ориентируемая поверхность с краем, односторонняя при вложении в обычное трёхмерное евклидово пространство. [Википедия]

      Познакомились с одной из областей математики – топологией.

Топология – раздел математики, изучающий: в самом общем виде – явление непрерывности; в частности – свойства пространств, которые остаются неизменными при непрерывных деформациях. [Википедия]

Рассмотрели применение листа Мёбиуса и смогли применить его на практике создавая  архитектурный проект города в котором включены  развязки   автомагистралей.

       Если вам с университетских времен знаком термин «сопромат»,  то наверняка вспомните, что этот предмет возглавляет топ самых сложных вузовских экзаменов.

Сопромат – это часть механики деформируемого твердого тела, которая рассматривает методы инженерных расчётов  конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности, экономичности и долговечности. [Википедия]

   При реализации проекта «Мой дом» мы познакомились с одним из разделов высоких технологий «Бумажный сопромат».  Знания о сопротивлении материалов обязательно используются в проектировании и строительстве любых инженерных конструкций. Попробовать себя в роли строителя, проектировщика, инженера  может каждый: и ребенок, и взрослый. Основной задачей было построить  конструкцию и проверить ее на прочность.  Знания по сопротивлению материалов помогают лучше понять, как устроен окружающий нас мир.

Конструирование – сложный, многогранный, творческий процесс. Об этом необходимо помнить постоянно. Здесь нет мелочей, начиная с постановки цели труда и заканчивая готовым изделием. Нельзя давать детям непосильные задания, работы должны быть выбраны с учетом возрастных особенностей обучающихся. Главное, чтобы дети самостоятельно думали и, создавая новую поделку, вносили в ее конструкцию что-то новое. Пусть ребята фантазируют, ощутят радость познания, радость труда.

Задачами педагогов дошкольных учреждений в этом направлении становятся:

- Пробудить в ребенке интерес к техническому образованию, инженерным дисциплинам, математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Определить склонности и способности ребенка к математике и предметам естественнонаучного цикла.

- Создать условия для качественного овладения дошкольниками знаниями по выбранным предметам и для развития врожденных способностей к освоению этих предметов.

        Конструирование, как вид детского творчества, способствует активному формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами, что способствует развитию его пространственного, математического мышления. Таким образом, можно констатировать, что в процессе конструирования дошкольник опирается на свои умственные способности, в тоже время, и само конструирование является средством умственного развития.

                  Велико значение того, как родители  воспитанников относятся к увлечению своих детей. Контакты с родителями постоянны, консультации и помощь необходимы и оказывается постоянно. Активное участие родителей в наших мероприятиях радует и приносит положительные результаты. Значение поддержки детского технического творчества самими родителями очень велика и значима.

Список литературы:

  1. В. Н. Вараскин «Пять основных правил, способствующих развитию детского технического творчества»;
  2. В.Ф. Куличенко, А.И. Волков «Будущие инженеры»;
  3. Л.В. Куцакова «Конструирование в группах раннего возраста»
  4. Л.В. Куцакова «Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/;
  5. О.Ю. Старцева «Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет»
  6. В. Толмачев «Техническое любительство»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные конструкторы как средство развития технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС.

Опыт работы по развитию  технического творчества детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС....

Опыт работы по развитию технического творчества детей дошкольного возраста

Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования"

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования...

«Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредствам использования игр на формирование основ алгоритмики и программирования»

Техническое детское творчество, является одним  из  важных  способов формирования  профессиональной  ориентации  детей,  способствует  развитию  устойчивог...

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего

Авторская статья. Развитие технического творчества детей дошкольного возраста посредством конструктора Лего...