Творческий проект по познавательному развитию и конструированию «Забавные горошины»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Евгения Николаевна Тищенко

Сейчас на рынках и в магазинах продается много ярких конструкторов, которые привлекают внимание детей. Для его изготовления используются современные синтетические материалы, они доступны благодаря своей дешевизне. Но насколько они безопасны для детей? Ведь, продаваемые на местных базарах и магазинах детские товары не всегда имеют сертификаты качества. Более качественные товары стоят больших денег, не каждому родителю это по карману. Поэтому я задумалась, а можно ли мне самой создать дешевый и экологически чистый конструктор, используя для его изготовления нут  и зубочистки. Данный конструктор пришёлся по душе не только мне, но и моим воспитанникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zabavnye_goroshiny.docx370.54 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №18»

Творческий проект по познавательному развитию и конструированию

«Забавные горошины»

Подготовила:

Тищенко Евгения Николаевна,

воспитатель старшей группы

г.Камень – на – Оби

2020г.

Проект

по познавательному развитию и конструированию

«Забавные горошины»

 

 ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта:  «Забавные горошины» - конструирование из гороха нута в ДОУ  как инновационная форма формирования математических представлений.  

Тип проекта: исследовательско-творческий. 

Вид проекта: среднесрочный.

Сроки выполнения: Февраль – март 2020 г.

Руководитель проекта: Тищенко Евгения Николаевна

Участники проекта: воспитатель, родители и дети старшей группы группы.

Место проведения: МБДОУ «Детский сад № 18» города Камень – на – Оби, Алтайского края

Цель проекта: формирование математических способностей через конструирование из гороха нута и зубочисток.

Задачи проекта:

  • Формировать исследовательский и познавательный интерес в процессе конструирования;
  • Научить конструировать плоскостные и трехмерные фигуры;
  • Расширять представления о геометрических фигурах и телах;
  • Развивать пространственное мышление, воображение, глазомер и мелкую моторику;
  • Развивать умение обобщать и систематизировать знания об окружающем мире;
  • Развить умение самостоятельно анализировать постройки, конструкции, чертежи, рисунки, схемы;
  • Развить у детей активный интерес к конструированию, к играм -головоломкам, занимательным упражнениям.

 Ожидаемые результаты: 

1.Ребенок создает объёмные многомерные конструкции из нута и зубочисток по собственному желанию.

2. Применяет разные средства для достижения результата (схемы, модели, рисунки, образцы).

3. различает и оперирует понятиями: точка, прямая,  ломаная линия, луч, геометрическая фигура (плоскостная) - квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, и др. и геометрическое тело (объёмное) - куб, шар, пирамида.  

4. Стремиться найти собственные пути в решении логической задачи во время конструирования.

5. Родители проявляют активный интерес к совместному с ребенком конструированию из природного материала.

 

Актуальность проекта.

Сейчас на рынках и в магазинах продается много ярких конструкторов, которые привлекают внимание детей. Для его изготовления используются современные синтетические материалы, они доступны благодаря своей дешевизне. Но насколько они безопасны для детей? Ведь, продаваемые на местных базарах и магазинах детские товары,  не всегда имеют сертификаты качества. Более качественные товары стоят больших денег, не каждому родителю это по карману. Поэтому я задумалась, а можно ли мне самой создать дешевый и экологически чистый конструктор, используя для его изготовления нут  и зубочистки.  Преимущество конструктора от других игрушек — это его многофункциональность. С помощью же конструктора ребенок сможет при наличии некоторого умения и, возможно, помощи взрослого, с легкостью создать и то, и другое. Конструктор — одна из наиболее полезных и развивающих игрушек, которая непременно должна быть у каждого ребенка.

      Именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического воспитания дошкольников. Игры и занятия в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов.

       Гороховый конструктор является очень подходящим материалом для целей математического воспитания, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.

Часто на вопрос, что такое математика, люди отвечают: «это умение считать», «умение логически мыслить». Это, несомненно, так, но далеко не исчерпывает её сути. В ходе занятий с использованием горохового конструктора можно показать, что математика – это умение думать и рассуждать, перебирать варианты, искать различные решения, доказывать, что других решений нет. Дети могут учиться соизмерять, познавать геометрические фигуры, плоские и объемные, понимать взаимосвязь чисел и геометрических фигур, что позволяет развить так называемое чувство числа. 

Гипотеза исследования: Используя нут  и зубочистки можно создать сложные геометрические фигуры, например: куб, пирамиду и использовать их как наглядный материал на занятиях  математики.  

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Первый этап – подготовительный

  • Определение проблемы и цели проекта.
  • Составление плана деятельности.
  • Подбор иллюстраций и слайдов.
  • Приобретение необходимых материалов для конструирования.
  • Выбор форм работы с детьми и родителями;
  • Определение  ожидаемых результатов.

Второй этап – основной, организационно-практический

Взаимодействие с родителями и педагогами

Взаимодействие с детьми

Размещение информации в родительском уголке.

Приобретение необходимых материалов для конструирования.

Консультации  по организации горохового конструирования в домашних условиях.

Участие в педагогических выставках и семинарах по обмену опытом.

Проведение бесед о безопасности при работе с зубочистками и нутом.

Проведение игровых занятий по конструированию и расширению математических представлений детей.

Просмотр презентации о том, что можно сконструировать из «Горохового конструктора», и где в природе могут встречаться такие конструкции.

Разучивание пословиц и поговорок о труде и лени.

Рассматривание журналов, энциклопедий на тему строительства и технических изобретений.

Детский мастер-класс для родителей «Юные строители»

Третий этап – заключительный

  1. Фото - выставка детских творческих работ.
  2. Открытое занятие «Полёт на луну».
  3. Конкурс семейного конструирования.
  4. Публикация о проекте на сайте ДОУ.

Продукт проектной деятельности

  • Отчет о проектной деятельности на сайте;
  • Фото - выставка детских творческих работ;
  • Итоги конкурса семейного конструирования, награждение победителей.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Сроки

Форма организации

Участники

В процессе реализации проекта

Рассматривание иллюстраций, журналов, энциклопедий на тему строительства, геометрия в природе и технических изобретений.Разучивание пословиц и поговорок о труде и лени.

Руководитель, дети

3 февраля

Вводное занятие «Забавные горошины»

Руководитель, дети

5 февраля

Рисование знаков «Безопасное конструирование» (закрепление правил безопасности работы с гороховым конструктором)

Руководитель, дети

7 февраля

Игровое занятие «Конструируем плоскостные фигуры  по условиям»

Руководитель, дети

В процессе реализации проекта

Просмотр презентации о способах и видах конструирования из «Горохового конструктора», о том, где в природе могут встречаться такие конструкции.

Руководитель, дети

10 февраля

Фото - выставка детских творческих работ «Мы строители!»

Руководитель

12 февраля

Игровое занятие «Волшебные фигуры» (конструирование плоскостных фигур по схеме-образцу)

Руководитель, дети

14 февраля

Игровое занятие «В гостях у правильных фигур» (с элементами поисковой деятельности)

Руководитель, дети

17 февраля

Игровое занятие «Превращение веселой буквы» (конструирование букв алфавита)

Руководитель, дети

19 февраля

Игровое занятие «Загадочный многоугольник» (конструирование целого из повторяющихся частей)

Руководитель, дети

21 февраля

Игровое занятие «В трехмерном царстве, в объёмном государстве…» (конструирование простых геометрических тел – куб, пирамида)

Руководитель, дети

26 февраля

Игровое занятие «Волшебные кристаллы»

Руководитель, дети

28 февраля

Итоговое занятие - детский мастер-класс для родителей «В царстве «Геометрии»» (конструирование по замыслу)

Дети, родители, руководитель

2 марта

Конкурс семейного конструирования

Дети, родители

10 марта

Фото - выставка детских творческих работ.

Руководитель

20 марта

Подведение итогов конкурса семейного конструирования

Руководитель, родители

Приложение

Методические рекомендации по использованию горохового конструктора.

     Свободное конструирование и конструирование с условием.

      Для горохового конструктора нужен горох – нут, зубочистки. Гороха должно быть много. Ажурные конструкции строятся очень легко и быстро. Достаточно показать ребёнку принцип конструирования и его будет невозможно оторвать от этого занятия.
     Строить можно самые разные пространственные модели, нанизывая горошины на острые края зубочисток. Замки, дома и дороги - справятся даже малыши.  

      Но до того как приступить к работе, необходимо рассказать детям о безопасности при работе с горохом и зубочистками (не раскидывать, не колоть друг друга зубочистками, не размахивать руками, работать аккуратно, чтобы не уколоться, не брать горох в рот и т.п.)

     Так же рекомендую во время работы с конструктором использовать пословицы и поговорки о труде, терпении, лени, т.к. конструирование, тем более такое, требует внимания, терпения, усидчивости. Соответственно происходит обогащение словаря, развитие речи.  (Дерево узнают по плодам, а человека - по делам. Терпенье и труд всё перетрут. Без труда -  не вытащишь и рыбку из пруда. Для кого труд - радость, для того жизнь - счастье. Не разгрызёшь ореха, не съешь и ядра)

      После того, как конструктор собран и пространственная гороховая модель готова, ее можно будет переместить на почетное для нее место.  Такой гороховый конструктор ценен для детей своей экологичностью, что очень важно. Горох даёт ребенку исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок. От занятий с таким конструктором, из влажного живого гороха, у детей останутся только приятные впечатления.

      Когда дети освоились с понятием основных плоских и объемных геометрическим фигур, то можно им ставить задачи с условием. Например, собрать фигуру, в которой есть два куба и одна четырехугольная пирамида, фигуру, в которой есть один куб и две четырехугольных пирамиды, фигуру, в которой есть две четырехугольные пирамиды и восемь треугольных, фигуру, в которой есть четыре треугольника, квадрат и три треугольника (решение может быть как в плоскости, так и в пространстве). Из гороха и зубочисток можно собирать числа, буквы, слова. И, наконец, можно просто строить дома, замки, дворцы, двигатели, машины, лабиринты…

      Образность и развитие мелкой моторики.

      Части фигур: вершины, стороны, грани, приобретают конкретный вид: горох – вершины, зубочистки - стороны. Одно дело показать треугольник или нарисовать его, а другое – сделать треугольник самому!

       Плоские геометрические фигуры и числа. Развитие умения соизмерять отношения между углами и сторонами. Три – это треугольник (нужно три горошины, и три зубочистки), четыре – это четырехугольник. А как превратить три в четыре, треугольник в квадрат? Надо добавить одну горошину и одну зубочистку. А наоборот? Возникают ассоциативные связи между понятием числа и образом – геометрической фигурой.

       Можно делать плоские фигуры и из большего количества зубочисток и горошин. Чтобы аккуратно собрать многоугольник, нужно разложить все детали в форме будущего многоугольника, а потом только скреплять их. 

      Равные и неравные фигуры. Например, сделаем два-три пятиугольника (шестиугольника). У них  пять углов, пять вершин, пять сторон (шесть). Спросить у детей: - Можно ли сказать, что они одинаковые? А как это узнать? (с помощью наложения друг на друга)

       Развитие комбинаторных навыков, умения отличать, что фигуры разные. Развитие понимания, что в математике необходимо уметь доказывать.

Можно собирать многоугольники не только правильные, но совсем необычные. Тот же четырехугольник, или пятиугольник может напоминать что-то звездчатое, или зигзагообразное (см. рисунок с пятиугольниками). Ставим задачу собрать как можно большее количество разных пятиугольников или шестиугольников. Можно попросить, чтобы ребенок доказал, что фигуры разные. Обсудить, что такое доказательство и зачем оно нужно.

      Фигуры бывают правильные и неправильные. Правильные фигуры те, которые имеют равные стороны и равные углы. Чтобы убедиться, что фигура правильная, можно её повращать и увидеть, что со всех сторон она будет одинакова, похожая на одну и то же.

      Идея составления целого из повторяющихся частей. Можно показать, что в природе многие вещи устроены по такому принципу.

        К треугольнику подстраиваем еще треугольник. Замечаем, что одна зубочистка будет общей. Потом, на другом занятии, можно вернуться к этой задаче в обратной форме: сделать два треугольника из 5 зубочисток и 5 горошин. Можно сделать сеть из треугольников или квадратов и увидеть, что в ней спрятались, большие треугольники (или большие квадраты и прямоугольники). Сеть образуется всё новым добавлением треугольников. Так как треугольники правильные, то из четырех правильных получится новый правильный треугольник с двумя зубочистками по стороне. Можно еще увеличить количество зубочисток по стороне. Из 6 треугольников можно сложить правильный шестиугольник.

      Найдем и посчитаем, сколько спряталось в сети треугольников (или квадратов). А сколько понадобилось горошин, сколько зубочисток?

       Счет. Развитие исследовательских навыков.

       Каждый раз при составлении фигуры можно подсчитывать количество горошин и зубочисток. Воспитатель может спрашивать, сколько надо ребенку зубочисток для треугольника (квадрата и пр.), и после его ответа выдавать именно то количество, которое он попросил. Важно не исправлять ответ, если будет названо неправильное число: в процессе построения ребенок сам поймет, что ему не хватает деталей. Так развивается умение исследовать. Сам понял! Сам открыл!15022013559

      Объемные фигуры, или многогранники.

      У детей вызывает особое восхищение «переход в пространство». На основе треугольника можно собрать и пирамидку, и призму (крышу дома). Задача для пирамидки: к своему треугольнику добавь 3 зубочистки и 1 горошину. Какую фигуру можно из этого собрать? Получившаяся треугольная пирамида называется тетраэдром, потому что у нее четыре грани-треугольника (с греческого, «тетра» – четыре, «эдр» - грань).

      Из квадратика можно вырастить куб или четырехугольную пирамиду. В случае пирамиды можно обсудить, что фигуру сделали другую, но тоже называется пирамида. Найти отличительное свойство всех пирамид.  А почему она четырехугольная, а та – треугольная (вторая «стоит, строится» на квадрате, а первая – на треугольнике)? А можно сделать пятиугольную пирамиду? 15022013567

       Сколько ушло зубочисток на куб? Сколько горошин? Сколько он имеет граней – квадратов? Эти вопросы можно задавать про каждый многогранник.

       Можно наращивать многогранники, строя симметричные «кристаллы»: на гранях полученных многогранниках как на основаниях строить пирамиды, кубики. Обсудить, как долго это можно делать? Можно ли дальше производить эти действия? На рисунке ниже приведен пример, когда на каждой грани тетраэдра «вырос» еще один тетраэдр.15022013545

        Правильные многогранники, или Платоновы тела. 

      Многогранник называется правильным, если он выпуклый, все его грани являются равными правильными многоугольниками, в каждой его вершине сходится одинаковое число рёбер. Существует всего пять правильных многогранников. Два из них мы уже рассмотрели: это тетраэдр и куб (или гексаэдр, «гекса» – шесть, «эдр» - грань).

1502201355215022013563

Оставшиеся три правильных многогранника называются октаэдр (8 граней – правильных треугольников, «окта» - восемь), додекаэдр (12 граней – правильных пятиугольников, «додека» - двенадцать) и икосаэдр (20 граней – правильных треугольников, «икоса» - двадцать). Возможно, детям собрать их будет сложнее. Но они прекрасны. И систематические занятия конструированием могут привести и к этим сложным многогранникам.

      Математика и окружающий мир.

       Во время занятий акцентировать внимание детей, что они занимаются самой настоящей математикой.

       Важно обсуждать взаимосвязь математики с окружающим миром. Показывать разные фотографии, картинки, отражающие законы математики, проявленные в окружающем мире. Это могут быть, например, соты, снежинки, листья папоротника, кристаллы минералов, которые растут, принимая формы платоновых тел, Галактики, строение одноклеточных животных (рисунок ниже – скелеты одноклеточных животных – радиолярий, живущих на дне океанов) и пр.

     Все озвученные идеи задач можно использовать, развивая и придумывая свои вариации, на протяжении целого последовательного цикла занятий, ориентируясь на принцип «от простого к сложному». Гороховый конструктор доступен и четырехлетним детям.

       В процессе конструирования важно задавать детям вопросы о том, что они создали, как это применяется, кем и где.

Список литературы

  1. Журнал «Квантик» для любознательных./Гороховый конструктор./Е. Кац. №10. 2014. с.9-11
  2. Мир культурных растений. Справочник. Баранов В.Д., Устименко Г.В./ изд. Москва «Мысль», 1994.- 382 с.

        Интернет ресурсы:        

3. www.wikipedia.ru.orghttps://ru.wikipedia.org/wiki/Нут_(растение)

4. http://grounde.ru/gorox-posevnoj-sort.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский творческий проект «Волшебный фантик» (развитие познавательных и творческих способностей детей).

Детско-родительский творческий проект«Волшебный фантик»Развитие познавательных и творческих способностей детей Вид проекта:  групповой, познавательно-творческий.Продолжительность:...

Совместный педагогический творческий проект по познавательному развитию на тему « Вершки-корешки» во второй младшей группе

      Предлагаю вашему вниманию проект «Вершки-корешки», направленный на расширение представлений детей об окружающем мире, воспитание исследовательских  интерес...

Творческий проект по познавательному развитию « По следам сказок» (младшая группа)

Творческий проект по познавательному развитию « По следам сказок» (младшая группа) ...

Проект по познавательному развитию "Фантазёры"(развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством конструирования)

Конструирование - важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию как реально существующих, так и придуманных детьми объектов. Современные дети живут в эпоху активной информат...

Познавательно-творческий проект по познавательному развитию "Забавная геометрия"

Цель проекта. Создание условий для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта. Задачи:         для детей:Учить различать геомет...