Доклад на тему: "Развитие творческих способностей и воображения детей путём использования различных бросовых материалов".
материал по конструированию, ручному труду

Чернышова Жанна Владимировна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад8.54 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

"Развитие творческих способностей и воображения детей путём использования различных бросовых материалов"

Дошкольное детство– очень важный период в жизни ребёнка. Именно в этом возрасте каждый малыш представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Известно уровень развития мелкой моторики–  один из показателей готовности к школьному обучению. Ребёнок с развитой мелкой моторикой в ладах с логикой, у него неплохая память, он внимателен и владеет связной речью. Недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия может привести к возникновению у ребёнка негативного отношения к письму. Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для успешного овладения письмом, создать условия для развития навыков ручной умелости. Развивать мелкую моторику у детей очень хорошо помогает практическая работа с разнообразными бросовыми материалами. Что можно к ним отнести? Это разнообразные пластиковые бутылки, из которых уже выпит сок или кефир, крышки и пробки, которыми закрывались эти ёмкости, футряры от шоколадных яиц– "киндер-сюрпризов", контейнеры от йогуртов, пуговицы, бусины, проволоки, камушки и многое другое от чего мы, взрослые, чаще всего стараемся поскорее избавиться и выбросить в мусорное ведро.

Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так как его можно использовать по своему усмотрению, а главное этот материал всегда можно найти, он разнообразен, развивает детскую фантазию и воображение.

Использование "бытового мусора" приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками,к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в  дальнейшем станет уважать и труд других людей. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Ещё В. А. Сухомлинский писал: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок."

Так как материал для работы относится к категории бросового , при его подборе предъявляются определённые требования.

Он должен быть:

* безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию),

* тщательно промытым и высушенным,

* доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т.д.),

* не вызывать чувство брезгливости у детей.

Поделки, которые мы изготавливаем с детьми могут иметь разное назначение:

+для игр детей (космические шлемы, контейнеры для мелких предметов и материалов и др.)

+для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома.

+можно использовать в качестве подарков ( к 8 марта, к Новому году, к 9 мая и др.)

+дидактические игр для ОД.

Чтобы изготовить поделку, не потребуется и трудоёмкие , ни технически сложные действия. Практически всю работу дети выполняют самостоятельно.

Полученный при этом результат всегда эстетически и эмоционально привлекателен. Но при этом будем помнить: дошкольнику непросто заниматься целенаправленной трудовой деятельностью, тем более доводить начатое дело до конца.

В связи с этим в ОД встаёт важная задача–  сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный для ребёнка, так и посильный процесс изготовления. Методически это означает: все этапы работы должны быть настолько продуманы, подготовлены, чтобы у детей не возникли технические проблемы. Кроме того, в основу предлагаемого методического подхода положена идея: ребёнок должен самостоятельно создавать нечто новое, используя приобретённые навыки и умения.

Моя основная задача– помочь соблюдать предложенные технологические этапы по изготовлению выбранной поделки. При этом важно: ребёнок может выбрать поделку по своему желанию, но прежде он вместе со всей группой под руководством взрослого проводит исследовательскую работу. Рассматривает образцы, обсуждает и выбирает то, что более всего его привлекает, анализирует выбранный образец, выстраивает план действий, подбирает материал, реализует задуманное, сверяет результат с образцом, вносит изменения и дополнения.

Если я планирую работу с детьми в группе, то учитываю возрастные особенности детей, продумываю тематику предстоящей поделки с учётом имеющихся  навыков и умений. Слежу за тем, чтобы:

*процесс труда вызывал у детей только положительные эмоции.

*ребёнок был уверен в помощи педагога, если у него возникнут какие-либо трудности с выполнением работы.

*если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например, проколоть  отверстие шилом. необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнил взрослый.

*педагог продумывает расположение детей за столами, чтобы они не мешали друг другу и не подвергали риску в работе с ножницами, проволокой. Моя задача организовать данную работу так, чтобы не только научить детей конструкторским навыкам, но и раскрыть потенциальные творческие возможности каждого ребёнка, научит испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной поделки. Работу свою строю так, чтобы у ребят сформировались такие качества, как инициативность, самостоятельность, находчивость, коммуникабельность.

Работу свою строю в тесном взаимодействии с педагогами ДОУ. Для воспитателей регулярно провожу мастер-классы, где обучаю их методикам работы с бросовыми и другими материалами. Активно использую разнообразные материалы  для оформления детского сада, групповых комнат. прогулочных площадок и др. пополняю музыкальный зал различными театральными куклами и т.д.

Гармоничное развитие ребёнка невозможно без активного участия его родителей в образовательном процессе детского сада. родители активно помогают собирать различный бросовый материал. В нашем саду положительно зарекомендовали себя совместные творческие конкурсы: поделки из природного материала, конструирование из бросового материала ("Что нам осень принесла?", "Пасхальные сувениры", " Подарки под ёлочку своими руками" и др.). Также для родителей мы регулярно утраиваем выставки творческих работ. Где они могут увидеть и оценить фантазию своих малышей.("Осень золотая", "Мамочка моя", "Хохломская роспись" и др.).

Наш детский сад участвовал в конкурсе "Чудеса для людей из ненужных вещей", а также в конкурсе детского творчества на пожарную тему, где мы представили поделки изготовленные нашими детьми из бросового материала, дети получили ценные подарки и грамоты.

Подводя итоги хочу отметить, что регулярная практическая работа с разнообразными бросовыми материалами способствовала лучшему развитию ручной умелости детей, а также развитию творчества, фантазии и воображения детей нашего детского сада.

В конце я бы хотела сказат, что ненужные вещи могут приобрести вторую жизнь, если попробовать увидеть в них что-то необычное. Надо только пофантазировать, включить своё воображение. научить этому наших детей. Рекомендую всем вводить конструирование с бросовым материалом в детскую художественную деятельность в свободное время и в ОД .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему «Развитие музыкально-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированных занятий образовательной области «Музыка»

В практике моей работы большое место отведено интегрированным занятиям, в которых развитие музыкально-творческих способностей реализуется интеграцией образовательных областей....

Тема: «Развитие художественно-творческих способностей у детей с нарушением зрения в процессе овладения ими различными нетрадиционными приемами изображения в рисовании"

В данной публикации я рассказала о том, как знакомить детей с нарушениями зрения с нетрадиционными приемами изображения в изобразительной деятельности. Этот материап может быть использован  воспи...

Доклад на тему: Развитие интеллектуально-творческих способностей, через познавательно-математическую деятельность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, интеллектуально-творческих умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. Важно, чтобы с первых же ша...

Доклад на тему"Развитие музыкальных творческих способностей у дошкольников"

Данная тема помогает раскрыть развитие  музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, начиная с младшей группы детского сада....

Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

В своей статье  я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....

Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.Дошкольный возраст - это тот пе...