Главные вкладки

    Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
    материал

    Куропаткина Нина Михайловна

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.

    Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и творческие способности.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности .

    В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

    Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка - дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная.

    Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obuchit_tvorchestvu_nelzya.docx22.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и проявлению».

    Л.С.Выготский

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.

    Дошкольный возраст - это тот период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и творческие способности.

    Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности .

    В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

    Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка - дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная.

    Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности, коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус.

    Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

    Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

    Основой детского творчества является наблюдение за окружающей жизнью, нахождение того, что можно отразить в своей деятельностиРазвитие способов «вслушивания», «всматривания» в звуки и краски природного и предметного мира, овладение выразительными средствами помогают дошкольникам проявлять себя в творчестве, на основе этого интенсивно развиваются художественные способности детей.

    Необходимыми условиями художественного творчества является введение в структуру изобразительной деятельности отдельных игровых моментов, художественно – дидактических игр: «На  что похоже?», «Волшебные  кляксы», «Найди половинку», «Дорисуй», «Познай себя» и др. Творческие задания:  «Смотри внимательно», «Живой натюрморт», «Портрет художника», «Краски букетов», «Интервью с акварелью», «Цветные сценки», «Кто самый белый» и др.

    Так же пальчиковые игры, игры- релаксации, игры – имитации.

    Для формирования творчества в лепке, рисовании, аппликации большое значение имеет взаимодействие художественного слова. С детьми проводятся беседы, которые помогают обратить внимание на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественный образ.

    Одно из любимых направлений детей - это нетрадиционные виды рисования: пальчиковая живопись, ватные палочки, зубные щётки, трубочки, поролон, листья и многое другое.

    Все это способствует развитию творческих способностей детей.

    Развитие творчества во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в группе.  Для этого у нас в группе созданы все условия с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктейльные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыслы.

    В каком возрасте необходимо начинать развивать творческие  способности ребёнка?

          Изобразительное творчество развивается с 1,5 лет. Это связанно со способностью ребенка держать карандаш, кисточку,  уметь передавать увиденные образы.

          На третьем году жизни формируются представления об эстетических признаках объектов окружающего мира: основные и яркие контрастные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), выразительность и свойства форм (округлость, прямоугольность, устойчивость). Развиваются любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать изображение и любоваться им. Навыки и умения использования карандаша, фломастера, кисти и гуашевой краски. Также представление о том, что свои жизненные впечатления можно отображать в рисовании, лепке, аппликации и конструировании.

         На четвертом году жизни ребенок выражает интерес к проявлению прекрасного в окружающем. Осваивает представление о выразительных и сенсорных признаках предметов, живых объектов и явлений, узнаёт их изображение в художественных картинах, иллюстрациях, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. В разных видах изобразительной деятельности создавать  образы объектов, которые вызвали интерес, радость, удивление, используя технические и некоторые изобразительные навыки и умения.

       Как развивать творческие способности?

    Творческие способности - это свойства личности, позволяющие смотреть на мир с новой точки зрения, отойдя от стандартного мышления. Это те способности, которые лежат в основе творческого мышления.

    Учитывая их, психологи выделили основные направления в развитии творческих способностей детей:

    1) Развитие воображения.  Воображение – способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими. Развивается во время игры, когда ребенок представляет предметы, которыми играет.

    2) Развитие качеств мышления, которые формируют креативность – способность решать задачи, используя предметы и обстоятельства необычным образом или умение видеть в одном предмете другой. Можно развивать, не используя специального оборудования: «Посмотри на облака. На что они похожи?», «Найди необычную веточку и придумай, на что она может быть похожа», нарисуйте круг и предложите ребенку что-то дорисовать, что бы получился предмет или просто попросите назвать  на что это может быть похоже.

       Продуктивная деятельность дошкольников при создании определенных условий, будет способствовать развитию художественно- творческих способностей детей, а именно формированию у них самостоятельности, творческой активности, а также усвоения детьми специальных знаний и

    умений, благоприятствующих их формированию.

      Условия успешного развития творческих способностей у младших дошкольников.

    1. Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребенка. Затем раннее чтение, счет, знакомства с различными инструментами и материалами.

    2. Второе – создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружать ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность. Что бы ребенок рисовал, ему нужно место и условия, где он может делать это свободно.

    3. Третье условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

    4. Четвертое заключается в предоставление ребенка большой свободы в выборе деятельности. Тогда желание ребенка, его интерес послужит надежной гарантией того что это не приведет к переутомлению и пойдет на пользу ребенку.

    5. Но предоставление ребенку свободы не исключает доброжелательную помощь взрослых – это пятое условие. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству, терпеливо относиться даже к странным идеям. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

    Заключение

    Целенаправленная продуктивная художественно-творческая деятельность способствует развитию творческих способностей младших дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение,  “погружают» ребенка в атмосферу творчества. Роль педагога, во-первых, сформировать способность: смотреть и видеть, чувствовать – познавать - творить; вооружить детей умениями (что можно сделать, из чего, с помощью каких материалов и оборудования) ;

    во - вторых, вовлечь родителей в активную совместную деятельность.

    Только так у ребенка возникает желание проявлять творчество в самостоятельной продуктивной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

    Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

    Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

    «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» В рисовании непредметных образов в контексте системного подхода

    Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к "проблемам века". Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские п...

    Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

    В своей статье  я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....

    "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"

    Доклад "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"...

    РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, спо...