Главные вкладки

    РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    статья

    Назаренко Антонина Николаевна

    В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_hudozhestvenno.docx17.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности.

    Одной из приоритетных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является развитие творческого потенциала дошкольника, воспитание личности, активно осваивающей окружающий мир и обладающей ключевыми компетенциями, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, художественного творчества.

    Поэтому для формирования личности ребенка, творчество является основополагающим. В связи с этим весь процесс работы с детьми группы было  решено  организовать через призму творчества.

    Для того чтобы ребенок с помощью художественно – творческой деятельности смог отобразить окружающую действительность, у него должен быть определенный запас знаний о ней. Образовательная деятельность, утренняя гимнастика, ежедневные прогулки, игровая деятельность и, конечно же, взаимодействие с семьями воспитанников направлены на расширение у детей знаний об окружающем их мире.

    Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает нам не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для развития интереса к изобразительному творчеству и создания положительно – эмоционального состояния детей мы используем в работе художественно – образное слово. Ведь оно способно разбудить эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, а, следовательно, и творчество.

    Во время утренней гимнастики посвященной животным, мы изображаем движения и повадки зайцев, лис, медведей и т. д. Тем самым, в изобразительной деятельности ребенку будет легче изобразить пластику, характерные и физиологические особенности того или иного зверя.

    Не менее важным условием эффективного развития детского творчества является умение видеть. Смотреть и видеть – это абсолютно разные вещи. Смотреть можно множество раз, но не увидеть. Поэтому необходимо научить детей наблюдать – смотреть, видеть, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Ежедневные прогулки способствуют наблюдениям за природой, временами года, особенностями атмосферных явлений. Во время наблюдений мы стараемся задействовать у детей все органы чувств: зрение, слух, осязание и обоняние. Это необходимо, чтобы полнее отобразить увиденное. Мы любуемся лучами солнца, белоснежными облаками, слушаем шепот листьев. Затем все эмоциональные переживания переносим в художественно-творческую деятельность.

    А как изобразить свои переживания, какие выразительные средства использовать для их передачи? Именно здесь наступает возможность показать все многообразие технических средств передачи изображения. В свою очередь, это позволяет  удивить детей своей непредсказуемостью, раскрывает перед ними возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Их универсальность, доступность и простота использования привлекают детей и дают толчок развитию  интеллекта, подталкивают творческую активность, учат нестандартно мыслить. Мы вводим новые материалы, чтобы вызвать детскую активность и дать толчок творческому процессу. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. Дети начинают  преодолевать свою робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел. Какой восторг испытывают дети, когда они понимают, что можно рисовать перышком, губкой, спичечными коробками, и наконец, своими ладошками и кончиками пальцев. Для детей постоянно происходит процесс открытия: первое, через чувственный опыт, а второе, через творческое восприятие мира.

    Специфика изобразительной деятельности позволяет детям экспериментировать с материалами, их свойствами и способами воздействия на них. С помощью этих способов приобретается художественный опыт, обеспечивается формирование у ребёнка базовой культуры творчества. Детям открываются возможности метода проб и ошибок, дети учатся осмысливать творческую задачу. Основную педагогическую ценность являет не результат художественной деятельности, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действо, в котором принимает участие абсолютно каждый ребёнок.

    Постоянно взаимодействуя с другими людьми в творческой деятельности, ребенок учится договариваться, учитывать интересы окружающих, принимать чувства других людей, он способен переживать неудачам и радоваться успехам своих сверстников. Ребенок видит, как одно явление сверстники изображают по-разному, с точки зрения своего представления об окружающей действительности.

    Большую роль в творческом становлении личности ребенка играют родители. Поэтому связь с семьей является основополагающим принципом нашей работы. Два девиза нашей совместной деятельности: «Научился сам, научи папу и маму!» и «Научился у папы и мамы, научи нас!».

    Мы все участники творческого процесса, здесь нет зрителей. Родительские собрания, мастер-классы, анкетирование, творческие презентации, педагогические гостиные, выпуски стенгазет, открытые просмотры  занятий, а также выставки семейного творчества, в полной мере помогают раскрыть творческий потенциал детей. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс ДОУ, происходит комплексное воздействие на ребёнка, создаются благоприятные условия для развития творческих способностей детей, а также повышения эффективности всего воспитательного процесса.

           Расширяя знания у детей об окружающем мире, о средствах выразительности  ежедневно используются следующие методы и приемы:

    - игровой метод (только в игре раскрывается ребенок, получая максимальное удовольствие и счастье от процесса игры);

    -  метод обследования, наглядности (рассматривание репродукций картин, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

    - словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

    -  эвристический (развитие находчивости и активности);

    -  метод проектов;

    - проблемно-мотивационный (используются сюрпризные моменты, сказочные герои, музыкальное сопровождение);

    - исследовательский метод (исследуются природные материалы, проводятся эксперименты с цветной водой, смешиванием красок, лепкой различными материалами).

    Большое внимание уделяется развивающей предметно-пространственной среде группы и участка. Игрушки, плакаты, наглядный материал находятся в зоне доступности для детей. Каждый ребенок имеет возможность самостоятельно поместить свою работу в центре детского творчества. Кто-то стремится поместить свою картину в центр для всеобщего обозрения, другой, напротив, поместил ее с краю. Для нас это сигнал о самооценке ребенка, о его внутреннем состоянии, уверенности в своих творческих возможностях.

    Правильно организованная  эстетическая предметно-развивающая среда, является одним из условий воспитания художественно-творческих способностей наших воспитанников, ведь чтобы « напитать красотой », дети должны видеть красоту в окружающей обстановке детского сада. Мы вместе с родителями и детьми  украшаем наш участок, чтобы там царила атмосфера детства, красоты и гармонии. В группе организована творческая мастерская, где дети могут  самостоятельно заниматься изобразительной деятельностью, так же знакомиться с творчеством художников, художников-иллюстраторов детской книги, экспериментировать с различными изобразительными материалами и техниками.

    Таким образом, для формирования художественно-творческих способностей необходимо использовать комплекс методов и приёмов: наглядные методы (наблюдение, рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок), словесные методы и приёмы (рассказ, беседа, пояснение, совет, напоминание, поощрение), игровые приёмы. Только такой подход позволит эффективно формировать художественно-творческие способности детей. Подводя итоги нашего опыта работы, направленного на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности можно отметить, повышение не только уровня художественных способностей воспитанников, но и очевидный личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

    Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

    Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности средствами дифференцированного подхода

    Приоритетной задачей дошкольного образования в современной концепции дошкольного воспитания обозначено как максимальное содействие воспитанию творческой личности в условиях субъективно-личностного вза...

    «Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» В рисовании непредметных образов в контексте системного подхода

    Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что её вполне реально можно отнести к "проблемам века". Этой проблемой уже несколько десятков лет занимаются как западные, так и российские п...

    Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

    В своей статье  я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....

    "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"

    Доклад "Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности"...

    Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.Дошкольный возраст - это тот пе...