Творческое развитие детей 6-7 лет с нарушением слуха через детский дизайн
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

В своей работе по развитию творческих способностей детей я использую детский дизайн. Что такое - детский дизайн? Детский дизайн - это художественно - декоративная деятельность детей по изготовлению предметов, имеющих практическое применение (игрушки, сувениры, предметы быта) Детский дизайн это интеграция разных видов художественной деятельности: изобразительная деятельность, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizayn.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дизайн интересен тем, что одну и ту же задачу дети могут решить из разного материала и в разном пространственном оформлении. Это позволит каждому ребенку развить творческие способности,  воображение, изобразительные навыки, расширить представления об окружающем мире, а главное у детей будет развиваться и обогащаться речь.

Моя работа рассчитана на 2 года обучения детей 5-7 лет. Провожу ее со старшими дошкольниками, т.к. они уже обладают определенными трудовыми и изобразительными умениями и навыками.

Дизайнерская деятельность - проектная деятельность. Я учу детей: ставить цель, планировать свою работу, подбирать материал, инструменты, использовать рациональные способы достижения результата. Учу проявлять инициативность, самостоятельность, доводить работу до конца, давать ей оценку.

Схема занятий по художественной деятельности в детском саду для детей с нарушением слуха в основном остается неизменной. Своеобразие проявляется в использовании специальных методов и приемов, которые помогают детям с нарушением слуха преодолевать трудности связанные с их особенностями развития. В своей работе мы используем звукоусиливающую аппаратуру и уделяем много внимания для развития слуховой функции детей, их умении воспринимать речь, понимать значение слов.

Свои занятия я строю, так, чтобы процесс усвоения знаний проходил на продуктивном, развивающем уровне. Осуществляется индивидуальный подход к детям, учитывается состояние их слуха, интеллекта, психического состояния. На занятиях используется больше наглядности т.к. у детей лучше развито зрительное восприятие. Объяснение материала проводится поэтапно с использованием, схем, изображения предметов.

В дизайн деятельности даются задании с установкой «дорисуй», «дострой», где ребенок проявляет себя «фрагментарно», а также задания с установкой на творчество, где он более самостоятелен, зданий требующих полной самостоятельности ребенка в творческом поиске, где он сам планирует свои действия.

Темы занятий интересны детям, разнообразны и современны («Модельеры», «Стеклянные истории», «Парики», «Морские глубины», «Моя комната», «Съедобное королевство», «Волшебный клубок» и т.д.)

Дизайнерская  работа детей тесно связана с познавательной деятельностью. Обязательными стали для нас прогулки в парк, где дети учатся наблюдать, сравнивать, собирать природный материал для своих композиций, самое главное дети учатся видеть красивое в природе, напитываются ею. На занятиях дети знакомятся с игрушками и предметами ДПИ. С произведениями искусства, с жанрами живописи знакомились при посещении Рязанского Художественного музея, с народной игрушкой на выставке в музее Рязанского Кремля. Я думаю, что все экскурсии, музейная и выставочная атмосфера, оставит след в душе ребенка и послужит опорой в творческом развитии ребенка.

Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии направлены на развитие творческих способностей детей. Разнообразный материал- ребенок сам решает,  какой материал взять для работы, как с ним работать, как сочетать краски, какие предметы подойдут в изготовлении работы, чем украсить. В работе с детьми используются игры на развитие воображения: «Забавные человечки», «Часть и целое», «Узнай по силуэту», «Придумай новый предмет»

Детские работы часто несовершенны, но относиться к ним нужно трепетно, с уважением. Ребенок должен видеть, что его работа важна не только ему самому, но и его друзьям, сверстникам, взрослым. Поэтому я использую детские поделки в общественной жизни детского сада. Детские работы есть в фойе детского сада, группы, украшают они наши утренники и спектакли с участием детей. Ежегодно в группе проводятся сезонные выставки поделок:  «Мама, папа и я – рукодельная семья», «Осенняя - фантазия», «Пасхальная неделя», «Зимние чудеса». Дети участвовали в городских акциях:  «Мы – наследие героев», изготовили  и вручили подарки ветеранам ВОВ, «Кормушки для птиц» (изготовление кормушек из бросового материала) Результатом работы стало участие детей в многочисленных  конкурсах.  Наши дети  стали победителями городской выставки декоративно-прикладного творчества детей с ограниченными возможностями здоровья,  награждены дипломоми фестиваля «Экологической культуре-да!», награждены дипломами Форума Талантов «Мещерский Калейдоскоп»

     Таким образом, занимаясь с детьми  дизайном, вы пробуждаете в них творцов, людей  живущих  полноценной интересной, гармоничной жизнью. Такие люди способны к нестандартному, творческому решению поставленной задачи, они оказываются востребованными современным обществом.

 В своей работе по данной теме, я использовала следующую литературу:                             

1. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1967.

2. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: Т.Ц. Сфера, 2002.

3. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

4. Рау М.Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушением слуха. – М.: 1989

5. Лялина Л.А. Дизайн и дети.- М.: 2006

6. Пантелеев Г.Н. Детский дизайн. – М.: Просвещение, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей с общим нарушение речи через кукольный театр

Играйте с детьми! Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, отрабатывайте через кукольные спектакли правленую поставленную речь, развивайте творческую инициативу!...

ТЕМА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ».

План по самообразованию поможет воспитателям, работающим с детьми с нарушенным слухом составить работу по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Обобщение опыта работы по теме "Развитие художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста через детский дизайн"

Работа с детьми старшего дошкольного возраста строится на работе студии детского дизайна....

Развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения через нетрадиционные техники рисования

Нетрадиционные техники рисования для детей в разных группах дошкольных учреждений имеют огромное значение. Прежде всего – это знакомство с изобразительным искусством, отличный вариант ...

Проект «Развитие творчества у детей с нарушением слуха через нетрадиционные виды аппликации».

laquo;Развитие творчества у детей с нарушением слуха  через нетрадиционные виды аппликации»....

Повышение компетентности родителей по социализации детей с нарушением слуха через проектную деятельность

Я расскажу родителям и гостям семинара о социализации детей с нарушением слуха дошкольного возраста  через проектную деятельность...

Особенности адаптации ребенка с нарушенным слухом в детском саду

Привыкание ребенка с нарушенным слухом к новым условиям — стрессовая ситуация.Привыкание детей к новым условиям и жизненным обстоятельствам в детском учреждении будет во многом зависеть от семьи...