Педагогический проект по художественному конструированию для детей второй младшей группы
проект по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Неверова Екатерина Владимировна

 

Актуальность и значимость проекта.

 

Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для общения детей между собой и взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому развитие творческого мышления и воображения является одной из важнейших задач педагога. В связи с этим возникла идея увлечь детей интереснейшим видом деятельности – художественным конструированием.

Дети с удовольствием включаются в работу с бумагой. Они с лёгкостью её сминают, рвут, комкают, наклеивают цветную бумагу, мягкую бумагу (салфетки, гофрированную бумагу. При выполнение работ дети учатся работать совместно, создавать общую художественную композицию договариваясь друг с другом. В процессе этой деятельности у них  развивается воображение, мелкая моторика, художественная выразительность, творческие и конструктивные способности.

Художественное конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур) более всего схожа с сюжетной игрой, аппликацией,  рисованием, но не приравнивается к ним.

Приёмы конструирования из деталей конструктора просты и доступны ребёнку дошкольного возраста и позволяют построить изображение любого содержания. Конструирование изображения создаётся путём определённой организации пространства — соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.

Эта деятельность носит моделирующий характер. Дети, конструируя изображение объектов реальной действительности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношениях между основными частями, т. е. строят изображение, значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии. Таким образом, художественное конструирование способствует развитию восприятия, мышления, воображения – познавательных и творческих способностей и предлагает задания на овладение детьми общими способами действия с конструкторским материалом, используя определённые средства и технические навыки конструирования для его выполнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neverova_-_proekt_hud.konstr._.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 «Родничок» г. Павлово

Педагогический проект

по художественному конструированию

для детей второй младшей группы

Подготовила воспитатель

Неверова Екатерина Владимировна

г. Павлово

октябрь 2020г


Проект по художественному конструированию

Актуальность и значимость проекта.

Занятия художественно-творческой деятельностью создают основу для общения детей между собой и взрослыми. Кроме того, художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому развитие творческого мышления и воображения является одной из важнейших задач педагога. В связи с этим возникла идея увлечь детей интереснейшим видом деятельности – художественным конструированием.

Дети с удовольствием включаются в работу с бумагой. Они с лёгкостью её сминают, рвут, комкают, наклеивают цветную бумагу, мягкую бумагу (салфетки, гофрированную бумагу. При выполнение работ дети учатся работать совместно, создавать общую художественную композицию договариваясь друг с другом. В процессе этой деятельности у них  развивается воображение, мелкая моторика, художественная выразительность, творческие и конструктивные способности.

Художественное конструирование из плоских элементов конструктора (разнообразных геометрических фигур) более всего схожа с сюжетной игрой, аппликацией,  рисованием, но не приравнивается к ним.

Приёмы конструирования из деталей конструктора просты и доступны ребёнку дошкольного возраста и позволяют построить изображение любого содержания. Конструирование изображения создаётся путём определённой организации пространства — соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.

Эта деятельность носит моделирующий характер. Дети, конструируя изображение объектов реальной действительности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношениях между основными частями, т. е. строят изображение, значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии. Таким образом, художественное конструирование способствует развитию восприятия, мышления, воображения – познавательных и творческих способностей и предлагает задания на овладение детьми общими способами действия с конструкторским материалом, используя определённые средства и технические навыки конструирования для его выполнения.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети второй младшей группы, семьи воспитанников.

Воспитатель: Неверова Е.В.


Цель проекта:  развитие у детей познавательных и творческих способностей в процессе художественного конструирования.

Образовательно-развивающие задачи:

- развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

- развитие воображения;

- освоение действий «опредмечивания» и замещения;

- освоение действий художественной символизации (использование цвета, формы, величины бумажных элементов для передачи эмоционального состояния в художественной композиции);

- развитие технических приёмов работы с бумагой

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, коммуникативное развитие.

Предполагаемый результат:

- у детей появился интерес к художественному конструированию;

- дети учатся преобразовывать незавершенные фоновые композиции;

- дети могут «видеть» в обрывках и комочках из бумаги конкретные объекты и называть их;

- дети освоили технические приёмы работы с бумагой (рвать, комкать)

- совместно с родителями или самостоятельно могут создать различные продукты деятельности;

- дети формулируют и представляют собственную точку зрения;

- родители поняли значимость привлечения детей к деятельности по художественному конструированию и готовы дальше работать в данном направлении

Этапы реализации проекта.

1 этап - подготовительный.

1. Организация подготовительной работы для реализации проекта.

2. Обсуждение целей и задач проекта.

3. Составление плана работы.

4. Анкетирование родителей на тему: «Значение художественного конструирования в жизни ребёнка дошкольного возраста».

5. Привлечение родителей к подготовке материала (наборы салфеток разного цвета, цветная бумага, клей) для занятий.

6. Подбор методической литературы, подготовка фоновых стендов, художественной литературы и детских песен для музыкального сопровождения занятий.

2 этап – основной - практическая часть.

1. Разработка тематического планирования к проекту по художественному конструированию.

2. Создание условий для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов для реализации проекта.

3. Организация методической и информационной помощи родителям

3 этап – завершающий.

1.  Подведение итогов проведённой работы.

Сроки реализации проекта: среднесрочный

Тематическое планирование по художественному конструированию.

Сентябрь

Образовательная ситуация №1

«Нам нравится заниматься с бумагой»

Образовательно-развивающие задачи:

- ознакомление детей с внешними свойствами бумаги (мягкость, плотность, гладкость, шершавость, цветность) и с возможностью бумаги быть смятой (разорванной, скрученной и др.) в процессе экспериментирования с ней;

- развитие воображения, освоение действий «опредмечивания» («видеть» в обрывках бумаги конкретные объекты и называть их).

Педагогическая задача: организация процесса самостоятельного ознакомления детей со свойствами бумаги и способами действия с ней.

 

           

Сентябрь

Образовательная ситуация №2,3

«Созрели яблоки в нашем саду»

Образовательно-развивающие задачи. Развитие:

- художественного восприятия и эстетического вкуса;

- воображения, освоение действий «опредмечивания» («видеть» в бумажных комочках реальные «яблоки» и называть их);

- действий замещения реальных «яблок» бумажными комочками;

- действий преобразования незавершенной фоновой композиции, включение в неё изображений яблок на яблоневых деревьях (по готовому образцу, условиям, собственному замыслу);

- действий художественной символизации (использование цвета, формы, величины бумажных элементов для передачи эмоционального состояния в художественной композиции);

- технических приёмов работы с бумагой (сжимать пальцами лист бумаги, чтобы получился округлой формы комок; наклеивать бумажные элементы на фоновую поверхность).

Педагогическая задача: создание условий для завершения фоновой композиции путем включения в неё самостоятельно изготовляемых детьми бумажных элементов.

     

Сентябрь

Образовательная ситуация №4

«Соберём яблоки в корзину»

Образовательно-развивающие задачи. Развитие:

- художественного восприятия и эстетического вкуса;

- воображения, освоение действий «опредмечивания» («видеть» в бумажных комочках реальные «яблоки» и называть их);

- действий конструирования художественной композиции («Сбор урожая яблок») по готовому образцу, условиям, собственному замыслу;

- действий художественной символизации;

- технических приёмов работы с бумагой.

Педагогическая задача: создание условий для наполнения завершённой композиции изображениями новых объектов (по готовому образцу, условиям).

Октябрь

Образовательная ситуация №5

«К нам пришла золотая осень»

Образовательно-развивающие задачи. Развитие:

- художественного восприятия и эстетического вкуса;

- воображения, осенние действий «опредмечивания» («видеть» в обрывках бумаги реальные листочки и называть их);

- действий замещения реальных листочков бумажными элементами;

- действий конструирования изображения осенней кроны лиственного дерева по готовому образцу, условиям, собственному замыслу;

- действий художественной символизации, использование изобразительных средств (цвет, форму, величину) для передачи эмоционального состояния в художественной композиции;

- технических приёмов работы с бумагой (отщипывать кончиками пальцев от листа бумаги небольшой клочок неопределённой формы; точечно наносить клей на поверхность бумажного элемента, прижимать чистой салфеткой, соблюдать аккуратность в работе).

Педагогическая задача: создание условий для завершения фоновой композиции путём включения в неё специально изготовляемых бумажных элементов («осенних листьев»).

Вывод: целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в развитии их творческих способностей и познавательных процессов. В рамках реализации проекта у детей появился интерес к художественному конструированию. Они научились  преобразовывать незавершенные фоновые композиции. Теперь дети могут «видеть» в обрывках и комочках из бумаги конкретные объекты и называть их. Проект помог детям освоить элементарные технические приёмы работы с бумагой (рвать, комкать). А также родители поняли значимость привлечения детей к деятельности по художественному конструированию и готовы дальше работать в данном направлении. Безусловно, работа в данном направлении будет продолжаться и дальше.

Используемая литература:

  1. Образовательная программа дошкольного образования «Развитие – вторая младшая группа» /Под ред. Булычевой А.И. – М: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2019 г. 173
  2. Венгер Л.А. Мы строим дом. /Дошкольное воспитание. 1994.
  3. Говорова Р., Дьяченко О., Игры и упражнения для развития умственных способностей у детей /Дошкольное воспитание. 1988.
  4. Парамонова Л., Урадовских Г. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей //Дошкольное воспитание. 1985.
  5. Сенсорное воспитание в детском саду /Под редакцией Н.Н.Поддякова, В.Н. Аванесовой. М.,1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности конструирование для детей второй младшей группы "Осень. Башенка и лесенка"

Конспект непосредственной образовательной деятельности конструирование для детей второй младшей группы "Осень. Башенка и лесенка"...

Методическая разработка "Конструирование у детей второй младшей группы с использованием конструктора «Самоделкин (Фермер)»"

Данная разработка включает в себя:- описание используемого конструктора- примеры построек...

Проект «Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.»

Проект«Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.»...

Конспект занятия по конструированию для детей второй младшей группы

Конспект ОД по конструированию «Сказочные домики»«Сказочные домики»Программное содержание:1. Вызвать интерес у детей к созданию построек из конструктора.2. Развивать образ...

Педагогический проект «Огород на окне» для детей второй младшей группы

Педагогический проект «Огород на окне»для детей 1 младшей группы...

НОД по конструированию для детей второй младшей группы «Вышла курочка гулять» Из цикла «Живая бумага»

Предварительная работа:Чтение сказки «Цыпленок» К. Чуковского, «Цыпленок и утенок» В.СутееваПрограммное содержание:Учить детей конструировать поделки из бумаги путем сминания.П...

Групповой проект по художественно-эстетическому развитию детей второй младшей группы «Сундук со сказками»

Групповой проект  по художественно-эстетическому развитию детей второй младшей группы   «Сундук со сказками»...