Мастер - класс .
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Леонтьева Элеонора Болеславовна

Мастер - класс для родителей по изготовлению народной игрушки своими руками и роспись ее в дымковской технике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_-dymkovskaya_igrushka.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер – класс для родителей на тему:

«Дымковская игрушка своими руками»

  Здравствуйте дорогие родители и гости. Сегодня я рада приветствовать Вас в нашей творческой мастерской.

Каждый ребенок по натуре – исследователь,

настроенный на познание мира.

Процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие,

реализуются потенциальные возможности и первые  в  Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены основные направления развития и образования дошкольников, одним из которых является художественно-эстетическое развитие.

Что же это значит? С первых дней жизни мы учим детей видеть прекрасное, понимать произведения искусства, реализовывать самостоятельную творческую деятельность.

 Начиная со второй младшей группы мы приобщаем детей к декоративной деятельности. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания

 эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

 А так как основой вид деятельности у детей это игра, то знакомство с народным искусством мы начинаем с Народной игрушки. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские

игрушки. Узоры, украшающие ее, просты  и доступны.

Дымковская игрушка является особым видом народного творчества, которая вошла в быт ДОУ, украшает интерьер групп, воспитывает в детях любовь к окружающему миру.

Я хочу немного рассказать об истории дымковской игрушки.

  Ды́мковская игрушка — русская народная игрушка.

Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково вблизи города Вятка (ныне город Киров).

Ласково и нежно называют эту игрушку «дымка».

Вначале были свистульки. Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках.

Сейчас в городе Кирове есть художественные мастерские дымковской игрушки.

Делают игрушки из глины, сушат их, затем обжигают в печи, чтобы глина стала крепкой. Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке, сейчас используют современные краски.

Цвета на дымковской игрушке очень яркие: красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие, малиновые.

Узор очень простой: кружочки, круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки…

Дымковская игрушка очень нарядная.

Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». Листочки золота очень тонкие, легче пуха.

 Ценность дымковской игрушки заключена в том, что это уникальная ручная

работа. В мире не найти двух одинаковых дымковских игрушек. Дымковские

игрушки лепят из ярко-красной глины, затем обжигают и далее раскрашивают.

Игрушки у дымковских мастеров получаются необыкновенно красивыми,

яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают

от несчастий, от бед и неприятностей. Поэтому их изготавливали не только на ярмарку для украшения и игры, а использовали, как оберег, ставили зимой

между окнами дома.

  Для росписи дымковской игрушки используют: белый цвет для

фона; жёлтый, красный, зелёный, синий, розовый, голубой, чёрный,

коричневый для украшения.

Белый всегда был связан с понятием нравственной чистоты и добра. Зеленый

цвет в народном представлении символизирует природу. Красный цвет не только символ огня, но и красоты, силы, славы.

Голубой, синий — цвет неба. Желтый – символ света и тепла.

Кого лепят мастерицы?

Это водоноски, барыни и барышни, няньки с детьми, индюшки, бараны, олени, петухи, наездники…

Самая большая коллекция дымковской игрушки находится в Кировском областном краеведческом музее.

 Сегодня я предлагаю Вам стать мастерами и научиться своими руками

изготавливать дымковских барышень, символизирующих чувство доброты и

веселья. Так как специальные печи у нас не имеются, да и настоящую ярко-

красную глину найти сложно, то делать мы будем дымковские игрушки из

подручных материалов.

Эта техника будет интересна, как взрослым, так и детям.

Для работы нам с Вами понадобится: пластиковая бутылка, пластилин, доски

для лепки, мука, краски «Гуашь», клей ПВА, кисточки, непроливайки с водой, влажные салфетки .

 При помощи острых ножниц отрезать горловину у бутылки. У вас должна

получиться заготовка для будущей дымковской барышни.

 Теперь необходимо покрыть получившуюся заготовку пластилином.

 Затем сделать небольшой шарик, который будет выполнять роль головы.

Сплести из пластилина косу, сделать головной убор, руки и всевозможные

дополнительные элементы: вёдра, сумочку, зонтик, ребёнка, самовар, каравай и

др.

Теперь пластилиновую форму необходимо тщательно посыпать мукой, это

необходимо для того, чтобы краска хорошо ложилась и не сбивалась в капли и

покрасить всю фигурку в единый белый цвет. Для этого мы используем белую гуашь и клей ПВА в равных пропорциях.

Перед нанесением узора обязательно дождитесь, пока белый слой просохнет.

Я сейчас предлагаю вам расписать приготовленных заранее барышень.

Давайте вспомним, какие элементы росписи используют в своей работе

дымковские мастера? (прямые и волнистые линии, точка, круг, кольцо, клетка).

Какие цвета используют для украшения дымковской игрушки? (красный,

зелёный, синий, розовый, голубой, чёрный, коричневый…).

У дымковских мастеров есть одна тонкость при росписи барышни: при

выполнении узоров на юбке используются, обязательно, цвета головного убора и жакета и еще два любых цвета

Бровки дугой, глаза – точки, румянец на щеках, рот – кружок, бантик или

сердечко. Причем цвет рта и щечек совпадает.

Звучи музыка «Дымковские игрушки». Родители расписывают игрушки.

Наши дымковские игрушки готовы!

Вот игрушки знатные,

Складные, да ладные.

Они повсюду будут славиться,

И всем гостям понравятся.

Теперь Вы, знаете, как в домашних условиях сделать дымковскую игрушку. Я уверена, что Вы с детьми сможете сделать удивительный подарок ручной

работы для своей семьи и близких. А что же может быть ценнее, чем подарок, сделанный своими руками совместно с ребёнком

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.

Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной  группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....

Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”

Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...

«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация

Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...

Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.

Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...

МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»

Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...

Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.

В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...