Методическая разработка «Годовой план работы по обучению техники оригами детей 5-6 лет»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Данная методическая разработка посвящена годовому планированию работы в технике "Оригами" с детьми 5-6 лет, представлен диагностический материал, список литературы, планирование работы с детми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_origami.docx398.24 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Годовой план работы по обучению техники оригами детей 5-6 лет»

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №11 комбинированного вида Московского района

Воспитатель: Валеева Т. Е.

Квалификационная категория 1

Стаж работы в должности: 10 лет

Цель: Обучение детей объёмному моделированию из бумаги через технику «Оригами». Формирование у детей интереса к искусству оригами и раскрытие творческого потенциала детей.

Задачи:

- Изучить литературу по данной теме;

- Подготовить план работы на год;

- Учить детей различным приёмам преобразования бумаги;

- Познакомить с базовыми формами в оригами;

- Способствовать развитию творческих способностей;

- Развивать кисти рук, глазомер, координацию движений;

- Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность

Предполагаемый результат: в результате обучения по данной программе дети:

• научатся различным приемам работы с бумагой;

• будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;

• научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами:

• будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

• разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Оригами- японское искусство складывания бумажных фигурок. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов Прогимназии «Талант», так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

        Впервые оригами как фактор полезного воздействия на ребенка выделил основатель детских садов Фридрих Фребель, включивший в обучение воспитанников знакомство с техникой складывания фигурок из бумаги.

Педагоги заметили, что оригами воздействуют на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом.

Но развитие умственных способностей не единственное назначение оригами в работе с дошкольниками. В процессе занятий и при использовании полученных фигурок заботливый педагог может решить многие задачи обучающего и воспитательного характера.

Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремлённости, активности и самостоятельности, бережливости. Способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить их, так как позволяет сделать подарок своими руками. За счет частичной или полной дорисовки деталей, применяя цветовые сочетания, у детей развивается художественное творчество, оформительские способности. А обыгрывание сложенных моделей, инсценировка литературных произведений дает возможность детям проявить свои коммуникативные способности.

Складывание фигурок можно сопровождать познавательными рассказами, стихами или загадками.

Создавая бумажные модели ребенок постоянно работает с геометрическими фигурами, которая в процессе складывания преобразуется в другую. Закрепляют сведения об их строении и признаках сходства и различия.

Так же педагог может сообщить детям информацию экологического характера, если это фигурки животных.

Всю жизнь человек соприкасается с животным миром и каким будет его отношение к представителям фауны во многом зависит от его воспитателей, будь это родители или педагоги. Раздавит малыш замеченного им жука или обойдет, даст корм голодным птицам или прогонит их с кормушки. Будет ухаживать за любимым питомцем или возьмет ради забавы, а потом прогонит прочь, не желая заботиться о нем. Отношение к животным, сложившееся в детстве, останется навсегда, поэтому очень важно с малых лет воспитывать дружелюбное и в то же время осторожное отношение к животным, неравнодушие к их бедам, нетерпимость к жестокому обращению.

Начинать знакомство нужно с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять свои действия с бумагой

  •  Не скупитесь на похвалу, найдите слова одобрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше.
  • Применяйте свои артистическое способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький учитель с радостью придет вам на помощь.
  • Помните, занятие не должно длиться более 20 минут. При появлении усталости используйте потешку, сопровождая ее пальчиковой гимнастикой:

Наши пальцы не ленились, над фигуркою трудились.

Уголочки загибали и немножечко устали.

Мы легонько их встряхнём снова складывать начнем!

Рекомендации

Прежде чем приступить к занятиям с детьми Вам следует освоить основы техники складывания бумаги:

  • Термины и знаки, принятые в оригами.
  • Способы получения базовых форм.
  • Овладеть способами складывания классических моделей.

Каждой фигурке стоит посвятить отдельное занятие, начинать которое желательно с определения мотива и цели в форме загадки, стихотворения, вопроса, беседы. Вторая часть занятия представляет собой складывание фигурки, а третья заключается в обыгрывании, оценке результата.

Складывание следует сопровождать пояснениями, точно определяющими действия, или проводить в форме игры, опираясь на ассоциативное мышление («мороженое» - «сахарная трубочка», «дверь» - «шкафчик»).

Занятия стоит проводить в подгруппах по 5-6 человек.

Этапы:

1Изучение методической литературы

В ходе работы мной была изучена следующая литература:

- Богатеева З. А. «Чудесные поделки из бумаги»;

- Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги»;

- Коротеев И. А. «Оригами для малышей»;

- Соколова С. В. «Школа оригами»

- Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы».

Литература по теме самообразования

Время работы с материалом

Название, автор

источник

(сайт;

издательство,

год издания)

Результат

Богатеева З. А. «Чудесные поделки и з бумаги»

http://philipok4.narod.ru/Tuser7/Bogateeva.pdf

Познакомилась с историей «оригами», узнала, какие виды бумаги можно применять для поделок, узнала приемы по изготовлению поделок, последовательность по усложнению приемов оригами. Эту книгу я взяла за основу в своей работе с детьми.

Долженко Г. И. «100 поделок из бумаги»

https://bookree.org/reader?file=596728

Из данной книги я взяла информацию для консультации родителям об искусстве оригами

Коротеев И. А. «Оригами для малышей»

М. : Просвещение : АО "Учеб. лит.", 1996

Представлено много схем оригами для детей дошкольного возраста

Соколова С. В. «Школа оригами»

https://bookree.org/reader?file=1355435

Представлено много информации одностороннему оригами, которое применяется в аппликации

Сержантова Т. Б «Оригами базовые формы».

Айрис-Пресс, 2014 г.

представила модели, которые можно сделать на основе базовых форм оригами. Это разнообразные орнаменты, кубики, фигурки животных, игрушки, ёлочные украшения. Однако эта книга предназначена для детей старшего дошкольного возраста и школьников, ее можно использовать, когда дети ознакомятся и научатся выполнять простейшие формы оригами. Поэтому в этом году по этой книге поработать мне не представилось возможным.

В своей работе я активно применяла показ детям видео с поэтапным процессом изготовления поделок, это очень помогало ребятам при изготовлении поделок (https://vse-kursy.com/read/410-onlain-uroki-origami.html )

На данном сайте представлены поэтапные схемы складывания оригами (https://all-origami.ru/neslozhnye-origami-malenkie-shagi-v-bolshoe-iskusstvo/ )

Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

Работу по данной теме я совместила с НОД по конструированию

Дата

Тема НОД

20.11.2019

     Лисичка

- Познакомить с базовыми формами в оригами.

Упражнять детей в аккуратном складывании

11.12.19

Снежинка

- учить работать с исходной формой «квадрат».

22.01.20

Новогодние украшения

Выполнение поделки из одного бумажного квадрата.

- Продолжать учить работать с исходной формой «квадрат». Способствовать развитию творческого воображения.

5.02.20

19.02.20

Самолет, парусник

Изготовление поделок в преддверии Дня защитника отечества.

25.03.20

Коллективная аппликация «Грачи прилетели»

Апрель

«Ракета»

 Изготовление поделки в преддверии Дня космонавтики

Май

«Что? Где? Когда?»

Диагностическая викторина

 Помимо непосредственно образовательной деятельности, в уголке ИЗО я положила материалы для самостоятельной деятельности детей: заготовки для оригами разного цвета, схемы для поделок, ножницы.  Для родителей были подготовлены консультации «Значение оригами для всестороннего развития ребенка», «Развитие творческих способностей детей в семье». В ходе работы было видно, что тем детям, с кем родители дома занимались над данной темой, было намного проще выполнять задания и осваивать новые приемы складывания.

При организации работы с детьми по созданию оригами было видно, что детям трудно складывать поделки, опираясь на схемы. Поэтому для облегчения процесса, я сделала пооперационные карты по оригами.

Изображение выглядит как текст, доска  Автоматически созданное описание

Изображение выглядит как стол  Автоматически созданное описаниеИзображение выглядит как холодильник  Автоматически созданное описание

Анализ выполнения программы (диагностика). Выводы

В самом начале своей работы я провела небольшую диагностику умений детей.

В ходе непосредственно образовательной деятельности мною были предложены детям задания:

- Сложить лист пополам, по диагонали

- Назвать геометрические фигуры

- Разрезать бумагу по линии сгиба

- Сложить воздушного змея по схеме

5 баллов – выполняет задания сам

4 балла – нуждается в небольшой помощи взрослого,

3 балла – не справляется с заданием самостоятельно, только при помощи взрослого

2 балла – не справляется с заданием даже после помощи взрослого

Качественная характеристика формирования конструктивных умений и навыков в технике оригами у детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень: (от 20 до 25 баллов)

Ребенок самостоятельно складывает лист бумаги пополам и по диагонали, проглаживает линию сгиба. Правильно называет (показывает) все геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг) и понятия (угол, сторона, линия сгиба). Правильно держит ножницы и режет ими по прямой. Следует устным инструкциям

Средний уровень: (от 14 до 19 баллов)  

Ребенок испытывает затруднения при складывании листа пополам и по диагонали. Требуется помощь при назывании (показе) геометрических форм и понятий. Навык владения ножницами недостаточно сформирован. Затрудняется следовать устным инструкциям.  

Низкий уровень: (ниже 13 баллов)  

Ребенок не владеет навыками работы с бумагой, не правильно держит ножницы, не знает название геометрических фигур и понятий. Помощь взрослого не принимает.  

Протокол обследования умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конструировании (техника оригами) за ноябрь

ФИО ребенка

Складывает прямоугольный лист бумаги пополам, квадрат – по диагонали

Знание геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, трапеция)

Умеет резать ножницами по прямой линии

Умеет следовать устной инструкции

Умеет складывать с опорой на схему

Общее количество баллов, уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка годового планирования работы с детьми 3 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.

Методическая разработка годового планирования работы с детьми 3 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.Учитель – логопед Сидорова Мария Ильинична МАДОУ № 219 «Детский сад комбинирован...

Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недоразвития на 2015 – 2016 учебный год.

Проект методической разработки годового планирования работы с детьми 2 уровня речевого недорозвития на 2015-2016 учебный год....

Методическая разработка Перспективный план работы по теме «Использование технологии оригами в развитии детей»

В методической разработке  Перспективный план по теме "Использование технологии оригами в развитии детей" я предлагаю темы для изготовления поделок в соответствии с лексическими темами ...

Участие в работе рабочей группы по разработке годовых планов работы ДОУ на каждый год

Приказы об участии в работе рабочей группы по разработке годовых планов работы ДОУ на каждый учебный год...

Методическая разработка Перспективный план работы по самообразованию на тему: "Развитие творческого потенциала у старших дошкольников в процессе ознакомления с техникой батик"

Развитие творческих способностей у детей подготовительной группы во время росписи по ткани. Привлечение родителей к совместной деятельности по рисованию в технике батик. Ознакомление воспитателей с си...