Картотека игр для развития мелкой моторики рук
картотека по конструированию, ручному труду (младшая, средняя группа)

 

В картотеке представлены игры для развития мелкой моторики рук. 

Кроме классических пальчиковых  игр, подобраны игры с нестандартным оборудованием: 

  • с массажными мячиками;
  • с ковриками;
  • с крупными бигуди;
  • с шестигранными карандашами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_dlya_razvitiya_melkoy_motoriki.odt36.3 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев).
Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.

 (руки вниз, встряхнуть кистями).    (Т.А.Ткаченко)

В гости к пальчику большому

(выставляются вверх большие пальцы обеих рук).
Приходили прямо к дому («дом»):

Указательный и средний,
(поочередно называемые пальцы соединяются с большими на обеих руках одновременно).
Безымянный и последний —
Сам мизинчик-малышок

(пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы).
Постучался на порог.

(кулаки стучат друг о друга).
Вместе пальчики — друзья,

(ритмичное сжимание пальцев в кулаки).
Друг без друга им нельзя.  (Т.А.Ткаченко)

Этот пальчик хочет спать

(загнуть мизинец),

Этот пальчик лег в кровать

(загнуть безымянный),

Этот пальчик уж вздремнул

(загнуть средний палец)

Этот пальчик уж заснул

(загнуть указательный),

Этот крепко, крепко спит

И тебе он спать велит.

Большим пальцем попеременно дотрагиваемся до указательного, среднего, безымянного и мизинца так, чтобы получалось подобие колечка

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Раз, два, три, четыре, пять
(
разжимание пальцев, сжатых в кулак по одному, начиная с большого).
Вышли пальчики гулять.

(ритмичное разжимание всех пальцев одновременно).
Раз, два, три, четыре, пять,
(
сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца).
В домик спрятались опять.

(ритмичное сжимание всех пальцев одновременно).  (Т. А. Ткаченко)

Побежали вдоль реки
(движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю).
Дети наперегонки.

(Повторить несколько раз.)   (Т. А. Ткаченко)

Пошли пальчики гулять,
(пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу).
А вторые — догонять,

(ритмичные движения по столу указательных пальцев).
Третьи пальчики — бегом,

(движение средних пальцев в быстром темпе).
А четвертые—пешком.

(медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола).
Пятый пальчик поскакал

(ритмичное касание поверхности стола мизинцами).  (Т. А. Ткаченко)
И в конце пути упал.

(стук кулаками по поверхности стола).   (Т.А.Ткаченко)

Мы капусту рубим,

(резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)
Мы морковку трем,

(пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем.

(интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).  (Т. А. Ткаченко)

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук, одновременно декламируя стишок.

У тебя есть две руки,

Есть и 10 пальчиков.

Будут пальчики     трудиться,

Не пристало им лениться.

 Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать.

Паучок ползет опять.

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке.

Каша в поле росла,

Дети подняли руки вверх, шевелят пальчиками.

К нам в тарелку пришла.

«Идут» пальчиками по столу.

 Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

Загибают по одному пальчику.

Птичке – невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке.

Всем дадим по ложке.

Разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять.

Загибают пальчики по одному, начиная с большого.

Мы во двор пришли гулять.

«Идут» по столу пальчиками.

Бабу снежную лепили.

«Лепят» комочек ладошками.

Птичек крошками кормили.

Крошащие движения всеми пальцами.

С горки мы потом катались.

Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой.

А еще в снегу валялись.

Кладут ладони на стол то одной, то другой стороной.

Отряхивают ладошки.

Все в снегу домой пришли.

На каждый счет пальчики поочередно разгибают, начиная с мизинца, затем сгибают в том же порядке. Исходное положение — кулачок.

Раз-два-три-четыре-пять

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять

В домик спрятались опять.

(поочерёдно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошёл,

Этот пальчик — гриб нашёл,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

На двери висит замок,

(ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»).
Кто открыть его бы смог?

(повторение движений).
Потянули,

(пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом другую сторону).
Покрутили,

(движение кистями рук со сцепленными пальцами от себя к себе).
Постучали

(пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга).
И — открыли!

(пальцы расцепить, ладони в стороны).(Т.А.Ткаченко)

Вырос высокий цветок на поляне,

(«цветок с закрытыми лепестками»).
Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питание

(ритмичные движения пальцами вместе и врозь).
Дружно дают под землей корешки.

(«корни»).(Т.А.Ткаченко)

 Уж верба, вся пушистая,

Сжимают кулачки

Раскинулась кругом,

Резко разжимают кулачки

Опять весна душистая

Крутят руками

Повеяла теплом.

Машут кистями рук

Прилетела к нам вчера Машут ладошками

На каждое название насекомого загибают один палец

Полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам

Пожужжали, полетели, Машут ладошками

От усталости упали

Роняют ладони на стол

Скачет зайка косой

(«зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной.

(«дерево» правой рукой).
Под другою сосной

(«дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй.

(«зайчик» левой рукой).(Т.А.Ткаченко)

Идет коза рогатая,

(«коза» правой рукой).
Идет коза бодатая.

(«коза» левой рукой).
К ней другая спешит,
Колокольчиком звенит.

(«колокольчик»).

Птички полетели,

(«птички»).
Крыльями махали.

(махи ладонями с широко расставленными пальцами).
На деревья сели,

(«деревья»).
Вместе отдыхали.

(«птички»).

Травка-муравка

Со сна поднялась,

(пальцами совершаем хаотичные движения)

Птица-синица

За зерно взялась,

(взмахиваем кистями рук)

Зайки – за капустку,

(указательным и средним пальцами показываем ушки)

Мышки – за корку,

(двигаем пальцем как хвостиком)

Детки – за молоко.

(кисти рук образуют чашечку)

Мы идем дорожками,

Мы идем тропинками.

Сжимать и разжимать пальчики на обеих руках в кулачки.

Мы идем с лукошками,

Мы идем с корзинками.

Указательным и средним пальцами правой руки шагать по столу.

Прямо за опушкою

На каждую строчку загибать по одному пальцу на обеих руках.

Вдруг нашли волнушку мы.

И пенек с опенками

Под рябинкой тонкою.

Крепкий подберезовик вырос под березою,

Красный подосиновик вырос под осинками.

Что за скрип?

Что за хруст?

Изображаем пальчиками «брызги».

Это что еще за куст?

Складываем руки вместе и оттопыриваем пальчики.

Как же быть без хруста,

Совершаем вращательные движения в запястьях.

Если я капуста.

Накрываем кулачок ладошкой.

Ананас похож на шишку,

Дети разводят руки в сторону затем соединяют в замок перед

грудью.

Хомячок похож на мышку,

Ласково проводят ладошкой сверху вниз по правой щеке, затем по

левой.

Вертолёт - на стрекозу,

Делают вращательные движения руками над

головой - "моторчик", затем машут руками, словно стрекоза

крылышками.

Антилопа-на козу,

Разводят руки в стороны, затем прижимают указательные пальцы к

голове, " бодаются".

Маленький верблюд -на ламу

Приседают и встают.

Ну, а я похож на маму.

Указывают на себя и обнимают себя.

Облачко плывёт над речкой

Дети поднимают руки вверх, покачиваются из стороны в сторону.

Белой маленькой овечкой

А над озером туман,

Делают волнообразное движения правой рукой перед собой слева направо.

Как большой седой баран.

Эскимо и два эклера

Дети правой рукой загибают пальцы левой руки, как бы считая.

Съели Эдик и Валера.

Гладят животики.

В это время их экспресс

Указательным пальцем правой руки ритмично ударяют по запястью, как бы

Указывая на часы.

Без ребят умчался в рейс.

Крутят " руль".

Яблоко висит на ветке,

Дети делают "фонарики". Встают на

носочки ,поднимают руки над головой, тянутся вверх

Не даёт покоя Светке:

и рывком прижимают кулачки к груди.

Очень хочется сорвать,

Но не знает как достать.

Подпрыгивают и поднимают то правую , то левую

 руку вверх, как бы пытаясь дотянуться до яблока.

Я хочу построить дом,

Руки сложить домиком и поднять над головой.

Чтоб окошко было в нем.

Пальчики обеих рук сомкнуть в кружки.

Чтоб у дома дверь была.

Ладошки обеих рук сомкнуты вертикально.

Рядом чтоб сосна росла.

Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял.

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой.

Солнце было, дождик шел,

Выполняем «встяхивающие» движения пальцами рук.

И тюльпан в саду расцвел.

Соединяем ладони, делаем бутон из пальцев.

Посадили зернышко,

Соединяем большой и указательный пальчики.

Вырастили солнышко.

Скрещиваем руки в запястьях и оттопыриваем пальчики.

Это солнышко сорвем,

Делаем хватательные движения.

Много зерен соберем.

Складываем «лодочку» для зерен.

Ладушки, ладушки

хлопаем в ладоши

Где были?

У бабушки.

Спали на подушке

руки положите под щеку,

Ели колобушки

хлопаем ладошками по коленям

О.Жукова

Изобразить колпачки с помощью изогнутых ладошек. Одну ладонь положите поверх другой, затем меняем ладони местами.

Колпачок на колпачок,

Колпачок на колпачок,

Колпачок на колпачок,

Бух, упали на бочок

перевернуть ладони и положить рядом, тыльной стороной на стол.

О.Жукова

Этот пальчик — дедушка.
Загнуть большой палец
Этот пальчик — бабушка.

Загнуть указательный палец
Этот пальчик — мамочка.

Загнуть средний палец
Этот пальчик — папочка.

Загнуть безымянный палец
Этот пальчик — я,

Загнуть мизинец
Вот и вся моя семья!
(растопырить пальчики)

Хлопать в ладоши на каждое слово

Ладушки, ладушки!

Где были?- У бабушки.

Что ели? - Кашку,

Пили простоквашку,

Простоквашка вкусненька,

Кашка масленька,

Бабушка добренька!

Попили, поели, шу-у-у-

Домой полетели

(машем кистями рук),

На голову сели

(дотронуться руками до головы ребенка)

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования

игры с массажным мячиком

Катится колючий ёжик,

Шарик между ладошками вперед,

назад.

Нет ни головы ни ножек.

Шарик между ладошками круговые движения по ладони.

По ладошки бежит

и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Движения по пальцам правой руки,

Мне по пальчикам бежит

затем левой.

и пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Пускаем по столу и ловим

Бегает туда-сюда,

подушечками пальцев.

мне щекотно, да, да, да.

Уходи колючий ёж в тёмный лес, где

ты живёшь!

Берем мячик в любую руку и «прыгаем» им по ладони другой руки, затем меняем руку.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Никогда не плачут,

Вместе с нами скачут.

З.Александрова

Ходит ежик по дорожке

По лесу, по лесу

Дети катают мячик в руках, делая движение вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

И с иголками своими

Колется, колется.

Дети кладут мяч в правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

А я ежиху-еже

Ту дорожку покажу,

Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки.

Где катают мышки

Маленькие шишки.

Катают мяч в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями. О.Крупенчук

Серый ежик весь в иголках,

Словно он не зверь, а елка.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Хоть колюч молчун лесной,

Ежик добрый, а не злой.

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Г. Ладонщиков

Топ, топ сапожок.

Дети стучат мячиком по правой, затем по левой коленке.

Хлоп,хлоп — вот снежок.

Стучат мячиком по правой ладони,  затем по левой ладони.

Заберусь на горку, Ух!

Дети кладут мячик на правую ладонь и прокатывают его по всей руке вверх до правого плеча.

Съеду с горки — Бух!

Скатывают мячик с правого плеча в ладонь, затем повторяют эти движения, но с левой рукой.

Е.Янушко

Дети крепко сжимают мячи поочередно в одной и в другой ладони.

Я в друзьях души не чаю!

Я друзей своих встречаю!

Каждый руку мне пожмет!

Каждый мне привет пошлет!

Машут рукой.

О.Крупенчук

Дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Девочки и мальчики

прыгают как мячики.

Мячики прощаются,

В ладошку превращаются.

И.Лукина

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Ежик мой колючий,

кончился мороз трескучий.

Вылезай из теплой норки

И проветривай иголки.

Дуют на мячик.

Т.Шапиро

Дождик вылился из тучки,

дети берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой руки, затем меняют руки.

Вымыл ежику колючки.

Еж доволен — сыт, умыт!

Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.
На кроватке сладко спит.

Дети кладут мячик на правую ладонь и накрывают мячик левой ладонью.

Т. Шапиро

На жаре в лесу спросонок

Умывается ежонок.

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Мать-ежиха таз берет.

Мордочку ежонку трет.

Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки.

Г.Виеру

Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.

Научились мячик мы

Между пальцами катать.

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать!

С.Ерошкина

Дети поочередно передают мячик из одной руки в другую руку.

Летит мой мяч,

Летит к тебе,

Смотри не прозевай!

Лови его, держи его

И снова мне бросай.

Е.Эрато

Игры с ковриками

На каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.

Гладит мама-ежиха ежат:

«Что за пригожие детки лежат!»

Шла корова по дорожке-

ТОП-ТОП, ТОП-ТОП!

сжимают обе руки в кулаки, «шагают по дорожке» (как корова), тяжело ступая по неровной поверхности коврика.

А за ней бежала кошка -

топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Ставят указательные и средние пальцы обеих рук на коврик и «идут» легко и грациозно (как кошка) по коврику.

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки

указательные и средние пальцы обеих рук «прыгают» по неровной поверхности коврика в любом направлении.

И катались по траве

От хвоста и к голове.

Дети прокатываю ладони от основания к кончикам пальцев по поверхности коврика.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали!

Кладут ладони на поверхность коврика- «зайцы спят».

Мимо змеи проползали.

«С добрым утром!»- им сказали.

Делают извилистые движения кистями рук по поверхности коврика.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать!

Поочередно гладят ладонями поверхность коврика.

 О.Крупенчук

Указательные и средние пальцы обеих рук («многоножки»), «бегут» по коврику в любом направлении.

По извилистой дорожке

Пробежали многоножки!

Раз, два, три, четыре, пять,

Многоножек не догнать!

С. Мещерякова

Мишка по лесу гулял,

сжимают в кулаки обе руки и «шагают» по неровной поверхности коврика.

Мишка шишки собирал.

Пальцами обеих рук (щепотью) «собирают шишки» на поверхности коврика.

Бедный Мишенька устал,

дети кладут ладони на поверхность коврика («Мишка спит»).

На пеньке он задремал.

Одну руку сжимают в кулак(«пенек»), кладут на него ладонь другой руки («Мишенька прилег на пенек»). Е.Тихеева

Я стучу, стучу, стучу -

Новый столик сколочу!

Стучат кулаками о коврик.

Мягкой кисточкой покрашу

Столик, стул и кошку Машу.

Поочередно гладят ладонями неровную поверхность коврика.

Т.Шорыгина

Все пальцы левой и правой рук «бегут» по коврику.

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки.

Т.Ткаченко

Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук, «царапают» коврик.

Есть у котика на лапках

Очень острые царапки.

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу.

Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» по неровной поверхности коврика навстречу друг другу.

Встретились — и разбежались они.

Быстро бежали-поди догони!

Дети стучат кулаком о кулак.

О. Крупенчук

игры с крупными бигуди

Самокат, самокат,  

Дети катают бигуди между

Самокату очень рад!

ладонями вперёд-назад, руки

Сам качу, сам качу

держат перед собой.

Самокат куда хочу!

И. Токмакова

Трудно ролик мне вести

Дети катают бигуди между

Прямо по дорожке,

ладонями вперёд-назад, руки

Так и хочется ему

держат перед собой.

Спрятаться в ладошке.

Убирают бигуди в обе ладони.

С. Ерошкина

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу!»

Т.Волгина

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины.

По дороге не беги,

рука сжата в кулак, выпрямляют большой палец - «сигналят»

Я скажу тебе: «Би-би»

О.Крупенчук

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка:

«пых-пых-пых!»

А.Савушкина

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Поезд мчится, поезд мчит:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Сердце радостно стучит:

Тук-тук-тук-тук-тук!

Поезд, поезд, торопись,

Ветер обогнав, промчись!

З.Джаббар-заде

игры с шестигранными карандашами

Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони

у ходиков песня такая:

Тик.Тик.Тик.

У птички-синички такая:

Пик.Пик.Пик.

У поросенка такая:

Хрю.Хрю.Хрю.

У ежика песня такая:

Плюх.Плюх.Плюх.

У кисоньки песня такая:

Мяу.Мяу.Мяу.

А у рыбешки какая?

Подносят указательный палец любой руки ко рту - «ротик на замочек».

О.Вациетис

Карандаш в руках катаю,

дети крутят карандаш между ладонями.

Между пальчиков верчу,

пропускают карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживают его в определенном положении в правой и в левой руках.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Крутят карандаш между ладонямию

С.Ерошкина

Дети качают карандаш вправо-влево сначала двумя руками, затем-держа в правой руке, потом — держа в левой руке.

Карандашик в руки взяли,

вправо-влево покачали.

Что такое? Неужели

мы попали на качели?

Е.Колесникова

Дети прокатывают карандаш по поверхности ладони. Дети кладут карандаш на любую ладонь. «Поглаживают» карандаш сначала одной ладонью, затем другой. Катают карандаш по обеим ладоням.

Карандаш я покачу

Вправо-влево, как хочу!

А.Сурикова

игры без стихотворного сопровождения

Открути и закрути

материалы: пробки и крышки.

Ход игры:

  • ребенок самостоятельно откручивает и закручивает разноцветные пробки;
  • выкладывание узора;
  • распределить пробки по цветам

Фасолинки

материалы: решетки для раковины, фасоль

ход игры: ребенок самостоятельно выкладывает по одной фасолине в каждую ячейку решетки.

Крабики

материалы: коктейльные палочки, заколки для волос «крабики».

Ход игры: ребенок берет коктейльную палочку и закрепляет на ней «крабиков» (по одному).

Разноцветные крышки, стеклянные камешки

Материалы: стеклянные камешки (марблс), цветные крышки.

1. Ребенок кладет по одному камешку в каждую из крышек.

2. Ребенок выкладывает любой узор из крышек, камешков.

Игра «Сплети коврик»

Оборудование: решёточка для раковины, разноцветные ленты шириной2,5 см , пришитые одним концом к краю решётки.
Описание: воспитатель просит детей сплести красивый коврик, вдевая ленту в окошки «сверху - вниз», «слева - направо». На начальном этапе воспитатель показывает, как нужно вдевать ленту в окошко.

Игра «Конструктор из палочек»

Оборудование: Пластилин, спички(шпажки, зубочистки со срезанными концами, можно разной длины).
Описание: Предложить ребенку сконструировать какой -нибудь объект. Детям младшего возраста можно предложить картинку. Помочь скатать шарики из пластилина. Более взрослым детям можно самим пофантазировать, что они сделают. Модели постройки можно сделать как двухмерные, так объемные.

Игра «Ежик»

Оборудование: дуршлаг, ватные палочки.

Описание :предложить ребенку вставить ватные палочки в отверстия дуршлага.

Литература

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  2. Ткаченко Т.А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей — М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001

  3.  Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей/О.А.Новиковская.-М.:АСТ;Спб.:Сова, 2005.
  4. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - ИЧП "ХАРДФОРД" Санкт-Петербург, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие мелкой моторики

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с бумагой"

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук....